Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Конспект урока с презентацией: "Живая крепость. Иммунитет"

Задачи:

  • Образовательные:
    • раскрыть материал о защитных свойствах организма;
    • познакомить школьников с видами иммунитета, с понятиями «вакцина», «предупредительная прививка», «лечебная сыворотка», «аллергия», «антитела», СПИД.
  • Развивающие:
    • продолжать формирование умения работать со справочной литературой, умения сравнивать, анализировать и обобщать;
    • вооружить учащихся умениями, необходимыми для укрепления здоровья.
  • Воспитательные:
    • воспитывать потребность соблюдения санитарно-гигиенических навыков, вести здоровый образ жизни;
    • воспитывать ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация подготовленная учителем в программе Power Point «Живая крепость. Иммунитет», таблица «Кровь», раздаточные карточки «Виды лейкоцитов».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: рассказ с элементами беседы, работа в парах, самостоятельная работа с учебником и раздаточным материалом, демонстрация презентации, сообщение учащегося, чтение учащимся отрывка из произведения А.С.Пушкина.

Оформление классной доски: записана тема урока и план урока, основные понятия, таблица «Кровь».

План урока:

  1. Эпидемии инфекционных заболеваний.
  2. Защитные силы организма.
  3. Иммунная система, органы и клетки иммунной системы.
  4. Развитие иммунологии.
  5. Виды иммунитета.
  6. Факторы и заболевания, снижающие иммунитет.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Сообщение темы урока. (Презентация, слайд 1)

II. Изучение нового материала

Ученик:

Ныне церковь опустела;
Школа глухо заперта;
Нива праздно перезрела;
Роща темная пуста;
И селенье, как жилище
Погорелое, стоит, –
Тихо все. Одно кладбище
Не пустеет, не молчит.
Поминутно мертвых носят,
И стенания живых
Боязливо Бога просят
Успокоить души их!
Поминутно места надо,
И могилы меж собой.
Как испуганное стадо,
Жмутся тесной чередой.

(Отрывок из произведения А. С. Пушкина “Пир во время чумы”).

Учитель:

Глубокий след в истории человечества оставили эпидемии чумы, холеры, оспы, гриппа.
В 14 веке по Европе прошлась страшная эпидемия «черной смерти», унесшая 15 млн. человек. Это была чума, охватившая все страны и от которой умерли 100млн. человек.
Не менее страшный след оставила после себя и натуральная оспа, названная «черной оспой». Вирус оспы стал причиной гибели 400 млн. человек, а оставшиеся в живых ослепли навсегда. Зарегистрировано 6 эпидемий холеры, последняя в 1992-93 годах в Индии, Бангладеш. Эпидемия гриппа под названием «испанка» в 1918-19 годах унесла жизни сотен тысяч человек, известны эпидемии под названием «азиатский», «гонконгский», а в наши дни – «свиной» грипп. (Презентация, слайд 2)
Постановка проблемы:

Самые страшные болезни лишали жизни одних и не поражали других. Человек заражается чаще, чем болеет, иными словами человек не всегда заболевает. Почему? (Презентация, слайд 3)

Наш организм, подобно средневековой крепости, обнесенной несколькими рядами стен с башнями, держит оборону. При попытке проникновения в тело человека любого паразита, немедленно вступают защитные силы и механизмы организма.

1. Кожа и слизистые оболочки – первый барьер на пути микроорганизмов

На коже и слизистых оболочках здорового человека живут полезные для здоровья бактерии.
Они питаются выделениями кожи и слизистых оболочек, не проникая внутрь организма. Эти бактерии губительно действуют на болезнетворные микроорганизмы. А при ослаблении организма человека активность полезных бактерий снижается, а вредных повышается.

Беседа. Если возбудитель преодолевает барьер кожи и слизистых оболочек, защитную функцию начинают выполнять стенки лимфатических и кровеносных сосудов.
– Как вы думаете, какие элементы крови участвуют в формировании внутренних механизмов защиты организмов человека?
– Какие клетки крови вы знаете?
– Как долго живут клетки крови?
– Где клетки крови образуются?
– Какие функции они выполняют?

2. Иммунитет – второй барьер на пути болезнетворных организмов

Иммунитет – способность организма находить чужеродные тела и вещества (антигены) и избавляться от них. (запись в тетради)

Демонстрация схемы: (Презентация, слайд 4)

id20929

Клеточный иммунитет был открыт И.И.Мечниковым, а гуморальный – П.Эрлихом.

Иммунология – наука об иммунитете.

Иммунная система объединяет органы и клетки, которые защищают организм от заболеваний, идентифицируя и уничтожая опухолевые клетки и патогены<. href="http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D1%80%D1%83%D1%81" title="Вирус">вирусовпаразитических червейбиомолекулклеток<.> Органы иммунной системы: костный мозг, селезенка, тимус, лимфатические узлы, миндалины.
Клетки иммунной системы: лейкоциты. (
Презентация, слайд 5)
– Какова роль лейкоцитов в иммунитете?

Учитель: В иммунитете участвуют лейкоциты. Различают несколько разновидностей лейкоцитов: фагоциты (макрофаги), лимфоциты: Т-лейкоциты, В-лейкоциты и другие.
Работа учащихся (в парах) со справочным материалом по знакомству с видами лейкоцитов и их ролью в иммунных реакциях организма. и заполнение таблицы «Виды лейкоцитов» в тетради. (Приложение 1)

(Презентация, слайд 6)

Виды лейкоцитов

Виды лейкоцитов

Свойства

Выполняемая роль

Фагоциты (макрофаги) Способны образовывать ложноножки и передвигаться Участвуют в фагоцитозе, пожирают антигены
Лимфоциты Т-лимфоциты Обладают памятью, могут помнить антигены и образуют антитела Сбор клеток на борьбу с антигеном
В-лимфоциты   Продуцируют антитела

Проверка заполнения таблицы (Презентация, слайд 7)

Сообщение ученика «Развитие иммунологии» (возникла в 19 веке. Основоположники иммунологии Э.Дженнер, Луи Пастер, И.И.Мечников).

Демонстрация портрета ученого-иммунолога И.И. Мечникова. И.И.Мечников открыл процесс фагоцитоза, показал роль фагоцитов в борьбе против возбудителей болезни,
разработал фагоцитарную теорию иммунитета.

– Как вы думаете, прав ли был русский физиолог и иммунолог И.И.Мечников, когда писал: «Смерть ранее 150 лет – насильственная смерть». (Презентация, слайд 8)

Вводится понятие фагоцитоз и демонстрируется к/фрагмент «Фагоцитоз» (Презентация, слайд 9, Приложение 3)

Демонстрация портрета ученого-иммунолога П.Эрлиха, описавший гуморальный иммунитет и роль белков-антител в защите организма, открыл различные виды лейкоцитов.
(Презентация, слайд 10)

Показ кинофрагмента «Т-лимфоциты», их роль в гуморальном иммунитете. (Презентация, слайд 11, Приложение 2)

Рассказ с демонстрацией получения прививки против натуральной оспы Э. Дженером.

Первую вакцину изобрел английский ученый Эдуард Дженнер (1749— 1823). Он заметил, что женщины, доившие больных оспой коров, у которых на вымени были оспенные пузырьки, гораздо реже болели натуральной оспой. Дженнер взял жидкость из оспенных пузырьков женщины, болевшей коровьей оспой, и перенес ее на оцарапанную кожу мальчика. Через некоторое время он заразил этого мальчика натуральной оспой, но мальчик не заболел. Дело в том, что вирус коровьей оспы, неопасный для человека, вызвал в организме пациента появление антител, нейтрализующих вирус черной оспы. К сожалению, Э. Дженнер никогда не пытался объяснить, почему вакцина вызывает иммунитет.

(Презентация, слайды 12-13)

Продолжил дело Э. Дженнера французский микробиолог Луи Пастер (1822 - 1895). Он первый понял, что возбудителями инфекционных болезней являются микробы. В результате опытов была получена вакцина. С именем Л.Пастера связано появление многих вакцин от различных болезней, например, против бешенства.

(Презентация, слайд 14)

Рассказ учителя о видах иммунитета и вычерчивание схемы «Виды иммунитета» в тетрадях. (Презентация, слайд 15)

Беседа о факторах, которые могут быть причиной снижения или повреждения иммунитета.

  • нездоровый образ жизни (курение, алкоголь, наркотики, недостаток сна);
  • неправильное питание;
  • стрессы;
  • загрязненная окружающая среда;
  • тяжелые физические и умственные нагрузки; частые бактериальные и вирусные болезни, которые ослабляют организм и истощают иммунную систему.

(Презентация, слайд 16)

Заболевания, связанные с ослаблением иммунитета.

Сообщение ученика «Аллергия»

Характеристика заболеваний, возникших вследствие ослабления или повреждения иммунитета: СПИД, грипп («птичий», «свиной»). Рассказ с элементами беседы о профилактике заболеваний.

– Что вы знаете о СПИДе?
– Как уберечься от заражения СПИДом?
– Опасен ли грипп?
– Как вы думаете, существует ли иммунитет против гриппа, СПИДа?

(Презентация, слайд 17)

Выводы о значении иммунитета в поддержании здоровья человека.

  • От проникновения бактерий и чужеродных веществ организм имеет внешние и внутренние защитные барьеры.
  • Внутренний механизм защиты – иммунитет.
  • В формировании иммунитета принимают участие белые клетки крови – лейкоциты, строение и функции которых разнообразны.
  • В ходе эволюции у высших позвоночных животных и человека возникла иммунная система.

(Презентация, слайд 18)

III. Закрепление знаний

Беседа: Согласны ли вы с формулой Гиппократа: «Любую болезнь легче предупредить, чем лечить»?

Самостоятельная работа.

Установите соответствие между способом приобретения человеком иммунитета и его видом

Способ приобретения

1) передается по наследству
2) возникает под действием вакцины
3) формируется после перенесенной болезни
4) врожденный
5) возникает при введении лечебной сыворотки

Вид иммунитета

Естественный А

Искусственный В

1 2 3 4 5
А В А А В

lV. Домашнее задание: § 15, повторить § 14.

Дифференцированное задание: подготовить сообщение о донорстве.

В подготовке урока были использованы:

  1. Википедия – свободная энциклопедия.
  2. Ресурсы интернет.
  3. Биологический энциклопедический словарь.
  4. А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. Биология.Человек.
  5. О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова. Поурочные разработки.
  6. О.В.Токарева, учитель биологии и химии (идея использования отрывка А.С.Пушкина «Пир во время чумы» ).
  7. И.Д.Зверева. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Пособие для учащихся.
  8. Н.Ф.Реймерс. Основные биологические понятия и термины.
  9. А.И.Борисевич и др. Словарь терминов и понятий по анатомии человека.
  10. Биология и анатомия. Универсальная энциклопедия школьника. Статья «Эпидемии».

17.03.2010