Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Биология
  • Краткие методические указания по использованию комнатных и аквариумных растений на уроках биологии

Краткие методические указания по использованию комнатных и аквариумных растений на уроках биологии

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года к числу приоритетных задач в сфере образования относит создание условий для повышения качества общего образования. Одно из этих условий – введение новых государственных стандартов общего образования, который предусматривает существенные изменения в структуре и корректировку содержания курсов биологии. Стандартом предусматривается усиление прикладной, практической направленности.

Содержание школьного биологического образования тесно взаимосвязано с развитием биологической науки, оно отражает основы наук о живой природе, учитывает уровень ее развития, что постоянно учитывается при совершенствовании содержания образования.

Изменение содержания, целей образования не изменяет основных дидактических принципов в биологии: единство обучения, воспитания и развития; научности и систематичности; сознательности и активности; доступности. Давно признанным «золотым правилом дидактики» является обоснованное использование принципа наглядности.

Учителя биологии используют большой арсенал наглядных средств обучения - натуральных и изобразительных: статичных и динамичных, на печатной основе, аудивизуальных и других. Наиболее ценными для обучения школьников являются натуральные объекты, за которыми ребята могут наблюдать и ставить опыты, однако сбор натуральных объектов, их хранение, и содержание сопряжено с определенными трудностями. Такие трудности можно преодолеть самым доступным для учителя биологии способом – выращиванием комнатных растений.

Комнатные растения могут быть использованы как демонстрационный материал для постановки опытов и наблюдений практически во всех разделах курсов «Введение в биологию и экологию», «Растения», «Общие закономерности», «Общая биология», а также при изучении некоторых вопросов зоологии и анатомии, физиологии и гигиены человека. Кроме того, комнатные растения могут использоваться учителем во внеурочной и внеклассной работе.

Учителя все это хорошо понимают и ценят. Практически невозможно увидеть кабинет биологии без растений. Большая коллекция разнообразных комнатных растений, наличие аквариумов, флорариумов – отличительная черта кабинета биологии, привлекающая внимание учащихся. Но коллекционирование растений в кабинете не самоцель для педагога, а средство научного познания природы, облегчающее формирование системы знаний у учащихся.

В настоящее время издается огромное количество литературы по комнатному цветоводству. Появилось много новых культиваров (специально культивируемых форм растений). Поэтому методические рекомендации по использованию растений в учебном процессе в современной школе могут быть дополнены. В связи с вышеизложенным возникла необходимость обобщить и представить методический опыт возможного использования комнатных растений в учебном процессе в средней и старшей школе.

Введение в биологию и экологию. Авторы. Сухова Т.С., Строганов В.И.

Тема урока

  Растения

Методические указания

Как размножаются растения

Земляника ремонтантная, кактусы, томаты, перцы, гранат, (дюшенея)

Любые растения в стадии цветения и плодоношения. (Половое размножение)

См. табл. Курс «Растения», тему «Размножение растений»

(Вегетативное размножение)

Бывают ли обоеполые растения.

Бегония

Пример однополых цветков.

Как питается растение

Водяной мох фонтиналис

Используется при проведении лабораторной работы № 4

Только ли лист кормит растение

Непентес, (росянка)

Пример хищного растения

Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом

Одноклеточные водоросли

Элодея

Соскоб со стенки аквариума

Используется при проведении лабораторной работы № 6

Можно ли жить и не дышать

Гибискус, лигуструм

Рассматривание чечевичек на деревянистом стебле через лупу

Многообразие живого мира

Толстянки, седумы
Монстера, алоказия

Приспособления к недостатку воды
и избытку воды

Обитатели суши.

Бальзамин, (толмия)
Аспидистра, бегонии, кливия

Светолюбивые растения
Тенелюбивые растения

Практические работы при изучении курса «Введение в биологию и экологию»

Практическая работа

Растения

Методические указания

Уход за комнатными растениями.

Цитрусовые, фикусы

Полив, опрыскивание, уход за листьями, рыхление.

Создание искусственной экосистемы – аквариума.

Аквариум

Знакомство с оборудованием аквариума, с обитателями аквариума.

Красота и гармония в природе.

Коллекция живых растений

Учащиеся должны иметь принадлежности для рисования.

Курс «Растения»

Тема урока

Растение и объект

Методические указания

Клеточное строение:

Традесканции (белоцветная, виргинская, зебрина)

Использование для приготовления микропрепаратов

Органоиды клетки и движение цитоплазмы

Дримиопсис, гемантус – клетки эпидермиса
Элодея – клетки листа
Бальзамин – клетки стебля

Хорошо видно движение цитоплазмы

Особенности строения клеток различных тканей

Бегония – поперечный срез черешка
Толстянка– срезы тканей листа

Различие в строении клеток колленхимы и паренхимы Водозапасающие клетки

Корень

Черенки традесканции,
укорененные в воде

Хорошо изучать строение корневого волоска и корневого чехлика

Корневое давление

Плющ, пеларгония, бальзамин, циссус

Опыт следует ставить за день до урока, черенки можно использовать для возобновления коллекции

Видоизменения корней

Монстера

Воздушные корни

ЛИСТ
Строение листа

Фикус, бегония, пеларгония, бальзамин, аспидистра

Черешковый

Кливия,амариллис

Сидячий

Традесканция, алоэ

Влагалищный

Толстянка продырявленная

Объемлющий

Бегония

Лист с прилистниками

Формы листа

Драцена, кливия, амариллис

Линейный

Сансевьера, лигуструм

Ланцетный

Фуксия

Яйцевидный

Фикус, калатея

Овальный

Колокольчик ломкий

Округлый

Пеларгония зональная

Почковидный

Гемантус

Языковидный

Плющ, абутилон,(инжир)

Пальчатолопастной

Пеларгония душистая

Перистораздельный

Финиковая пальма, роза

Непарноперистосложный

Листорасположение

Традесканция, циссус, пеларгония

Очередное

Жасмин, лигуструм, фуксия, бриофиллюм

Супротивное

Элодея, роголистник

Мутовчатое

 Плющ, колеус

Мозаика листьев

Жилкование листа

Зефирантес, драцена, амариллис, циперус, юкка

Параллельное

Аспидистра, традесканция

Дуговое

Колеус, фикус

Сетчатое

Внутреннее строение листа

Традесканция, амариллис, кливия, дримиопсис

Используются для изучения устьиц. Хорошо снимается кожица с увядших листьев. Листья лучше заготовить накануне урока

Монстера, сансевьера

Поперечный срез листа

Транспирация

Пеларгония, фукция, колеус
Монстера, алоказия

Испарение воды листьями
Гидатоды ( в профильной школе)

Листопад

Фуксия, лигуструм, инжир, гранат, пальмы

 

Фотосинтез и дыхание

Пеларгония Образование крахмала в листьях на свету. Опыт ставится за сутки до урока

Элодея

Выделение растениями кислорода на свету. Опыт ставится за несколько часов до урока

Стебель

Фуксия, бальзамин, фикус

Прямостоячий

Плющи, хойя

Лазающий

Циссус, пассифлора, тетрастигма

Цепляющийся

Традесканция, колокольчик ломкий

Ползучие

Камнеломка, хлорофитум, валиснерия, дюшенея

Усы

Камнеломка, кливия

 Укороченные стебли

Водоснабжение и минеральное питание

Бальзамин, колеус, плектрантус

Восходящий ток воды по древесине стебля. Опыт ставиться за сутки.

Видоизменение побега

Амариллис, эухарис, зефирантес, гемантус

 Луковица

Нефролепис, аспидистра, сансевьера

Корневище

Цикламен, глоксиния

Клубень

 Вегетативное размножение растений

Традесканция, пеларгония, бальзамин, колеус, циперус, монстера, бегонии, фикус, абутилон, жасмин и др.

Стеблевыми черенками

Циперус, аспарагус, хлорофитум

Делением куста

Калла, куркулиго, хлорофитум, алоэ, гавортия

Отпрысками

Традесканция, плющ

Отводками

Камнеломка, хлорофитум

Усами

Бриофиллюм, толмия,
костенец живородящий

Листовыми выводковыми почками-детками

Бегония рекс, глоксиния, сенполия

Листовыми черенками

Зефирантес, амариллис, эухарис, гемантус

Луковицами

Лимон, кактусы, сирень к лигуструму

 Прививка

Семенное размножение растений

Амариллис, абутилон, кактусы, лимон, апельсин, (кумкват), гранат

Формирование плодов и созревание семян

Искусственное опыление растений

Кливия, амариллис, гемантус

 

Прорастание пыльцы

Амариллис, кливия

Опыт ставится за 1-1,5 ч до урока

Цветок и его строение

Амариллис, кливия

 Рассматривается пыльник (поперечный срез), завязь и семяпочка (поперечный и продольный срез) при малом увел.

 Соцветие

Кливия, колеус, камнеломка, бегония, пеларгония, куркулиго, спатифиллум

Разнообразие соцветий

Основные группы растений:
Многоклеточные водоросли

Спирогира

Выращивается в аквариуме как представитель

Голосеменные

Гинкго, ель, кипарис, туя, можжевельник, сосна, (араукария, подокарпус)

Дополнительно к уроку иметь гербарий летних и осенних листьев гинкго

Покрытосеменные

См. вышеизложенный список

Используются при изучении многих тем

Курс «Основные закономерности» 9-й класс, «Общая биология» 10-11-й класс

Тема урока

Растения

Методические указания

Эволюционное учение К. Линнея

Алое расписное, агава американская, иглица колючая, камнеломка отпрысковая, лавр благородный, валлиснерия спиральная

Растения, впервые описанные К. Линнеем. Иметь к уроку паспорта растений с бинарными латинскими названиями

Вид. Критерии вида.

Традесканции виргинская, приречная, Блоссфельда,
сеткрезия, рео, каллизия

Изучение морфологического критерия

Изменчивость ненаследственная

Бальзамин, традесканция, пеларгония

Используются растения, выращенные из черенков при разных условиях

Изменчивость комбинативная

Бальзамины

Хорошо наблюдать махровость, окраску листьев и цветков

Изменчивость соотносительная

Бальзамин, ахименес

Хорошо наблюдать соотношение окраски цветков и листьев

Искусственный отбор

Амариллис, пеларгонии, сенполии

Многообразие сортов

Внутривидовая борьба за существование

Колеус, бальзамин, пеларгония, томат

Опыт закладывается в августе

Приспособленность, ее относительность

Суккуленты, ксерофиты, гигрофиты

Используются для демонстрации приспособленности

Гомологичные органы

Циссус (усики)
Кактусы (колючки)
Амариллисовые (луковицы)
Кактусы (стебель)
Иглица (филлокладии)
Аспидистра (корневище)

Видоизмененные листья

 

Видоизмененные побеги

Аналогичные органы

Плющ
Циссус

Присоски – видоизмененные корни
Усики – видоизмененные листья

Рудиментарные органы

Иглица

Аспидистра

Чешуйки на филлокладиях – рудименты листьев

Чешуйки на корневище – рудименты листьев

Биогенетический закон

Проростки кактусов

У проростков хорошо развиты две семядоли, т.е. предки кактуса имели листья, кот. в процессе эволюции редуцировались

Экологическое видообразование

Сем. Амариллисовые
Зефирантес
Родина - Ц. Америка
Засушливые местообитания, есть период покоя
Эухарис - Растет в пойме реки Амазонки, периода покоя нет

Иллюстрация условия экологического видообразования

Географическое видообразование

Сем. Амариллисовые
Амариллис. Родина Африка, пустыня Кару
Кливия. Родина – побережье юга Африки
Ареалы отделены Драконовыми горами

Иллюстрация условия географического видообразования

Конвергенция

Кл. Двудольные, сем. Кактусовые, рипсалис
Кл.Двудольные, сем. Молочайные, молочай тирукалли
Агавы и алоэ

Стеблевые суккуленты

Листовые суккуленты

Дегенерация

Спаржевые (аспарагусы, иглица)

Листья редуцировались, функцию фотосинтеза вып. видоизмененные побеги – филлокладии

При составлении данной методической работы была использована литература:

  1. Журкова Е.Н,. Ильина И.Я. Комнатные растения. - М.: «Просвещение», 1968.
  2. Клинковская Н.И., Пасечник В.В.. Комнатные растения в школе. - М.: «Просвещение», 1986.
  3. Сааков С.Г. Оранжерейные и комнатные растения. – Л.: Наука, 1983.
  4. Клевенская Т.М. Неприхотливые комнатные растения. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

Конечно, каждый учитель, опираясь на свой индивидуальный опыт, использует собственные находки в работе с комнатными растениями на уроках и внеурочной деятельности. Все, что предлагает данная работа, поможет учителю более творчески подготовиться к урокам.

Автор приносит глубокую благодарность Семеновой С.Л., учителю биологии ГОУ № 567, и Павловой Г.А., методисту кабинета биологии СПб АППО за полезные советы и поддержку.

3.05.2010