Курс по выбору "Познай себя"
Введение.
В повышении уровня теоретических и практических знаний и умений учащихся приобретаемых в процессе изучения темы “Человек” методически грамотное сочетание практических и теоретических знаний имеют не последнее значение. Такое сочетание позволяет успешно формировать у учащихся умения вести научные исследования, показать как ставится научная проблема и как она решается, выявить анатомо – физиологические закономерности.
Модернизация системы образования предусматривает переход на профильное обучение. Для того, чтобы учащиеся при переходе в профильные классы чувствовали себя комфортно, не считали свой выбор ошибочным, необходима предпрофильная подготовка.
Введение курса “ Познай себя”, как вариативной части учебного плана ОУ, обусловлено тем, что учащимся 9 – х классов необходимо определится в выборе профиля обучения, проверить свои возможности в изучении предмета биологии в профильной школе, а также немаловажно для детей приобретение необходимых практических умений при работе с микроскопом, лабораторным оборудованием и т.д.
Программа курса “Познай себя” ориентирована на применение широко комплекса лабораторных и практических работ в процессе изучения физиологических особенностей человеческого организма.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как химия, физика, математика, биохимия и т.д. при изучении данного курса основная опора делается на ранее изученные вопросы анатомии и физиологии человека.
Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по биологии и обеспечивает целостное понимание анатомо – физиологических закономерностей организма человека.
В результате прохождения программного материала обучающийся должен знать: особенности функционирования кровеносной, дыхательной, нервной, пищеварительной систем в зависимости от внешних и внутренних условий; принципы и уровни организации организма человека; физиологические процессы саморегуляции функций организма. Понимать вопросы: об особенностях протекания физиологических процессов в организме человека; о практическом применении достижений физиологии в медицине; о физиологии труда. Уметь использовать лабораторное оборудование самостоятельно; в совершенстве работать со школьным микроскопом; препарировать; вести самонаблюдения, важные для физиологического самоконтроля.
В соответствии с этим целью прохождения настоящего курса является создание условий для целостного понимания анатомо – физиологических закономерностей организма человека.
В ходе достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- Расширить знания учащихся интересующихся биологией по наиболее важным и значимым проблемам физиологии человека;
- Выявить особенности регуляции физиологических процессов, роль нервной системы в восприятии, переработке и передаче информации.
- Обозначить индивидуальные особенности строения скелета, работы мышц в зависимости от условий труда, выполняемых нагрузок.
- Определить значение кровообращения в поддержании постоянства внутренней среды.
- Выявить особенности функционирования дыхательной системы в зависимости от выполняемых нагрузок.
- Рассмотреть физиологические особенности пищеварения у человека и условия эффективного протекания обмена веществ.
- Обозначить роль почек в поддержании постоянства солевого состава.
В структуре изучаемой программы выделяют следующие разделы:
- “Регуляция физиологических процессов”.
- “Физиология движения”.
- “Кровообращение”.
- “Дыхание”.
- “Пищеварение”.
- “Выделение”.
Программа предусматривает чтение установочных лекций, проведение лабораторных занятий, семинаров, проведение итоговой конференции.
Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе учащихся при выполнении лабораторных работ, при подготовке к семинарским занятиям, при выполнении итоговой исследовательской работы.
Курс завершается итоговой конференцией, на которой учащиеся представляют исследовательские работы, выполненные самостоятельно в ходе изучения курса.
Программа курса “Познай себя” общим объемом 34 часа лекционно - практических занятий изучается в течении 1 четверти.
Учебно – тематическое планирование.
Наименование разделов и тем. | Количество часов | ||
Всего | Лекционные | Практические | |
1. Регуляция физиологических процессов. 1.1 Нервная и гуморальная регуляция функций организма. 1.2 Связь нервной и гуморальной регуляции. Лабораторная работа № 1 “ Определение безусловных рефлексов различных отделов головного мозга”. 1.3. Семинар “ Механизмы регуляции физиологических процессов в организме человека”. Итого по разделу: |
1 2
2
5 |
1 1
2 |
1
2
3 |
Физиология движения. Свойства костной ткани. Лабораторная работа № 2 “Получение минеральных и органических веществ кости”. Лабораторная работа № 3. “ Изучение свойств трубчатых и плоских костей”. 2.2 Влияние гиподинамии на формирование и развитие опорно – двигательной системы человека. 2.3 Лабораторная работа № 4 “Тесты определения гибкости позвоночника, нарушения осанки, наличия плоскостопия”. Лабораторная работа № 5 “ Координация движения” 2.4. Роль двигательной активности в формировании мышечной системы школьника. 2.5 Лабораторная работа № 6 “ Особенности работы мышц в зависимости от условий труда”. 2.6 Лабораторная работа № 7 “ Измерение мышечной силы с помощью ручного динамометра”. Домашние опыты: “Сравнение статистической и динамической работы” Итого по разделу |
2
1 1
1 1 1
7 |
1
1
1
3 |
1
1
1 1
4 |
Кровообращение Кровь как часть внутренней среды Лабораторная работа № 8 “ Приготовление мазка крови и изучение клеток крови”. Значение кровообращения в поддержании постоянства внутренней среды. Физиологические особенности работы сердца Лабораторная работа № 9 “Работа сердца”. Лабораторная работа № 10 “Минутный и систолический объем крови”. 3.5. Кровеносные сосуды. Лабораторная работа № 11. “ Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки” Лабораторная работа № 12 “ Измерение артериального давления” 3.6. Особенности работы органов кровообращения в условиях выполнения определенной нагрузки. Лабораторная работа № 13 “ Проведение инструментальных анализов и функциональных проб. Оценка измерения артериального давления” Лабораторная работа № 14 “ Влияние мышечной деятельности на скорость движения крови в венах большого круга кровообращения”. 3.7 Семинар “ Факторы, неблагоприятно действующие на сердце и сосуды” Итого по разделу |
2 1 1 1
2
1
2
10 |
1 1 1
1
4 |
1 1
1
1
2
6 |
Дыхание Механизм газообмена в процессе дыхания. Лабораторная работа № 15 “Изменение состава воздуха при дыхании”. Лабораторная работа № 16 “Жизненная емкость легких” Влияние физических упражнений на работу дыхательной системы. Лабораторная работа № 17 “Проведение функциональных дыхательных проб” Лабораторная работа № 18 “ Определение времени задержки дыхания до и после нагрузки”. Семинар “ Физиология дыхания на службе производства, аэронавтики, космонавтики и покорения морских глубин”. Итого по разделу |
1
1 1
1
4 |
1
1 |
1
1 1
3 |
Пищеварение Питательные вещества и пищевые продукты. Лабораторная работа № 19 “ Анализ пищевых продуктов ( качественные реакции на белки, крахмал, глюкозу, жиры” Физиология пищеварения Лабораторная работа № 20 “ Действия птиалина слюны на крахмал и пепсина на белки”. Семинар “ Профилактика и меры борьбы с желудочно – кишечными заболеваниями и инвазиями” Итого по разделу |
1
2
2
5 |
1
2 3 |
1
1
2 |
Выделение Соответствие анатомического строения почек выполняемым функциям. Лабораторная работа № 21 “ Почка млекопитающего животного. Внешний осмотр. Вскрытие почки. Роль почек в поддержании постоянного солевого состава и кислотности крови Итого по разделу: |
2
1 3 |
1
1 2 |
1
1 |
Всего 34 15 19
Содержание программы
Регуляция физиологических процессов.(5 ч.)
- Нервная регуляция функций организма. Рефлекс – как основа нервной деятельности. Принцип обратной связи.
- Гуморальная регуляция функций организма. Гормоны.
- Связь нервной и гуморальной регуляции. Роль медиаторов в проведении нервного возбуждения.
- Лабораторная работа № 1 “ Определение безусловных рефлексов в различных отделах головного мозга”.
Физиология движения.( 7 ч.)
Особенности строения компактного и губчатого костного вещества. Свойства костной ткани. Скелет. Осанка. Мышечная система человека. Сокращение мышц. Теория скользящих нитей. Гиподинамия. Влияние гиподинамии на развитие скелета и мышц.
Лабораторные работы.
- Лабораторная работа № 2 “Получение минеральных и органических веществ кости”.
- Лабораторная работа № 3. “ Изучение свойств трубчатых и плоских костей”.
- Лабораторная работа № 4 “Тесты определения гибкости позвоночника, нарушения осанки, наличия плоскостопия”.
- Лабораторная работа № 5 “ Координация движения”
- Лабораторная работа № 6 “ Особенности работы мышц в зависимости от условий труда”.
- Лабораторная работа № 7 “ Измерение мышечной силы с помощью ручного динамометра”.
Кровообращение.( 10 ч.)
- Значение постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Кровь как часть внутренней среды. . функции крови.
- Значение кровообращения в поддержании постоянства внутренней среды. Сердце. Функции предсердий и желудочков. Клапаны сердца. Кровеносные сосуды. Автоматия сердечной деятельности. Проводящая система сердца.
- Факторы, неблагоприятно действующие на сердце и сосуды. Профилактика сердечно – сосудистых заболеваний. Тренировка сердечно – сосудистой системы.
Лабораторные работы
- Лабораторная работа № 8 “ Приготовление мазка крови и изучение клеток крови”.
- Лабораторная работа № 9 “Работа сердца”.
- Лабораторная работа № 10 “Минутный и систолический объем крови”.
- Лабораторная работа № 11. “ Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки”
- Лабораторная работа № 12 “ Измерение артериального давления”
- Лабораторная работа № 13 “ Проведение инструментальных анализов и функциональных проб. Оценка измерения артериального давления”
- Лабораторная работа № 14 “ Влияние мышечной деятельности на скорость движения крови в венах большого круга кровообращения”.
Дыхание ( 4 ч.)
- Парциальное давление газов в альвеолах и напряжение газов в крови. Легочный газообмен. Перенос газов кровью. Газообмен в тканях.
- Жизненная емкость легких, спирометрия. Тренировка органов дыхания.
- Борьба с дыхательными инфекциями. Вредное влияние курения. Физиология дыхания на службе производства, аэронавтики, космонавтики и покорения морских глубин.
Лабораторные работы
- Лабораторная работа № 15 “Изменение состава воздуха при дыхании”.
- Лабораторная работа № 16 “Жизненная емкость легких”
- Лабораторная работа № 17 “Проведение функциональных дыхательных проб”
- Лабораторная работа № 18 “ Определение времени задержки дыхания до и после нагрузки”.
Пищеварение.( 5 ч. )
- Питательные вещества и пищевые продукты. Функции пищеварительного аппарата. Роль И.П. Павлова в изучении пищеварительных желез. Пищеварение в желудке, тонком кишечнике. Всасывание и моторная функция кишечника.
- Профилактика и меры борьбы с желудочно – кишечными заболеваниями. Влияние алкоголя и никотина на органы пищеварения.
Лабораторные работы
- Лабораторная работа № 19 “ Анализ пищевых продуктов ( качественные реакции на белки, крахмал, глюкозу, жиры”
- Лабораторная работа № 20 “ Действия птиалина слюны на крахмал и пепсина на белки”.
Выделение ( 3 ч.)
- Пути выделения продуктов обмена из организма. Строение почек, их кровоснабжение, образование мочи. Роль почек в поддержание постоянства солевого состава и кислотности крови.
Лабораторная работа
- Лабораторная работа № 21 “ Почка млекопитающего животного: внешний осмотр, вскрытие почки.
Перечень ключевых слов.
- Актин
- Гибкость позвоночника
- Динамическая работа
- Диастолическое давление
- Жизненная емкость легких
- Коленный рефлекс
- Координация движений
- Кислородное голодание
- Мигательный рефлекс
- Миозин
- Миофибриллы
- Минутный объем крови
- Осанка
- Проба Ромберга
- Пальцевая проба
- Плоскостопие
- Пищевой рацион
- Сокращение
- Статистическая работа
- Систолическое давление
- Систолический объем крови
- Тонус
- Титанус
- Физраствор
- Функциональная проба
Список литературы
Для учителей
- Бурцева О.Ю. Модульное обучение. Вопросы и ответы // Биология в школе. – 2001. - № 4. – С. 25 – 28.
- Воронин Л.Г. , Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1983. – 134 с.
- Демина А.А. школьный реферат как средство повышения эффективности биологического образования// Образование в современной школе. – 2001 - №1. – С. 38 – 40
- Климова В.И. Человек и его здоровье. – М.: Знание, 1986. – 345 с.
- Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. – М.: Педагогика, 1982. – 97 с.
- Морозова В.Ф. О развитии мышления учащихся в процессе обучения// Биология в школе. – 2003. - №4. – С. 28 – 33.
- Русских Г.А. Адаптивные технологии обучения // Биология в школе. – 2003. - №2. – С.20
- Сапин М.Р. Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. 2 – ое издание. М.: Академия, 2002. – 456с.
- Хрипкова А.Г. Манке Г.Г. Маш Р.Д. и др. Методика преподавания факультативных курсов по биологии. – М.: Просвещение, 1981. – 274 с.
Для учащихся
- Драгомилов А.Г. Маш Р.Д. Биология: Человек. Учебник для учащихся 8 кл общеобразовательной школы.- М.: Вентана – Граф, 2002 – 224 с.
- Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1983. – 378с.
- Зверев И.Д. Человек: организм и здоровье. Пособие для учащихся 9 кл. .- М.: Вентана – Граф, 2002 – 238 с.
- Маш Р.Д. Человек и его здоровье: сборник опытов и заданий с ответами по биологии 9 кл - М.: Мнемозина, 1997 – 190 с.
- Рохлов В.С. Школьный практикум: Биология. Человек: 9 кл. - М.: Дрофа, 1998 – 96с.
- Сухова Т.Г. Тесты по биологии: 6 – 11 кл. Учебно – методическое пособие – 4 – ое изд. - М.: Дрофа, 200 – 80с.
- Хрипкова А.Г. Колесов Д.В., Миронов В.С., Шепило Н.И. Физиология человека. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 1982. – 408с.
- Хрипкова А.Г. Колесов Д.В. В семье сын и дочь. – М.: Просвещение, 1985. – 396с.
2.03.2007