Лекция-гипертекст — один из методов обучения биологии
За долгое время существования образования в России сложилось традиционное классно–урочное обучение, включающее основные этапы: повторение, изучение нового и закрепление. Возможно, что в недавнем прошлом это было оправдано, но сегодня, когда объем информации возрос многократно, необходимо вносить коррективы. Педагог должен осознавать необходимость отказа от традиционной системы при решении новых образовательных задач. Для того, чтобы педагогический процесс отвечал современным требованиям, я совмещаю традиционные методы с педагогическими технологиями. Внедрение нетрадиционных технологий расширяет возможности образовательного процесса и позволяет мне решать проблемы развивающего, личностно – ориентированного обучения.
Современная педагогическая наука предоставляет учителю большое многообразие новейших технологий. На чем остановить свое внимание? Какая из них более всего подходит к вашим условиям? Вот те вопросы, которые неизбежно возникают перед педагогом, решившим нарушить старые устои. Мое внимание привлек метод, который был разработан сотрудниками кафедры педагогических инноваций Костромского ОИПКРО, под руководством Л. Лошаковой, он разработан для преподавателей истории, но я адаптировала его к своему предмету. Своими наработками хочу поделиться с другими преподавателями, думаю, что учителям–биологам это будет интересно.
Большой опыт работы по старым программам и учебникам позволил мне прийти к выводу о том, что тексты параграфов либо несут в себе недостаточный объем знаний, либо малопонятны и не учитывают личные интересы учащихся. Решить данную проблему мне помог гипертекст, дело в том, что гипертекст (“сверх” текст) – это текст, несущий большой объем новой информации и сложный для самостоятельного изучения. Для его усвоения необходима специально организованная учебная деятельность и дополнительная работа педагога.
Данную технологию, я апробировала на параллели 9–ых классов. В 9–ых А, Б классах я работала по традиционной системе, а в 9–ых В, Г применила гипертекст. На следующих уроках после изучения нового материала я проводила контрольный срез знаний (сравнивала качественную успеваемость), результаты отражены в диаграмме (рис.1).
Анализ диаграммы показывает, что в классах, обучающихся по традиционным методам, качество выполнения контрольных срезов составляет от 36% до 44%, а использование гипертекстов позволяет повысить качество до 60–70%. Это не случайно, так как, при использовании данной технологии работают различные виды памяти: слуховая, зрительная, механическая. Информация многократно повторяется, активизируется внимание, развиваются волевые качества, каждый ребенок получает возможность реализовать свои способности.
Как же работать с гипертекстом? Первое с чего следует начать, это выбрать темы, которые недостаточно проработаны в учебнике или имеют большое значение для понимания биологических процессов. Затем, педагог составляет лекцию, в которой раскрывает наиболее важные вопросы, можно использовать и наиболее удачные тексты параграфа. На уроке текст раздается каждому ученику, но сначала его озвучивает учитель, а дети при этом следят по тексту (работает два вида памяти одновременно – зрительная и слуховая). Дополнительную информацию в виде таблиц и схем можно разместить на доске. Следующим этапом является структурирование гипертекста. Для этого необходимо разделить материал на смысловые части и выделить главные мысли, что способствует включению логической памяти. Запись главных идей обеспечивает механическое запоминание.
Использование групповой формы на следующем этапе, позволяет создать на уроке атмосферу соревнования и взаимопомощи, а так же чувства ответственности за свою работу. Первое задание заключается в том, чтобы подготовить 5–7 вопросов, ответы на которые, непосредственно, есть в тексте. При выполнении второго задания необходимо ПОНИМАТЬ текст, для этого составляются вопросы, на которые нет прямых ответов. Обсуждение вопросов позволяет корректировать свои ошибки и концентрировать внимание на наиболее трудных моментах. После обсуждения всех вопросов можно провести мини – тест, который позволит определить степень усвоения материала каждым ребенком. Если данный метод обучения ввести в систему, то можно помочь учащимся добиться высокого качества знаний. Усвоенный таким образом большой объем знаний не требует дополнительных затрат времени, при подготовке домашнего задания.
Гипертекст позволяет мне решить еще ряд задач, такие как: формирование умения систематизировать и анализировать учебный материал, у учащихся 5–6 классов отрабатывается навык чтения. Занимательный материал и проблемные вопросы позволяют развивать познавательный интерес к предмету.
Я считаю, что данный метод универсален, и каждый педагог может проявить творчество при создании своих гипертекстов.
Воспользуйтесь им, и вас ждут открытия.
Лекция – гипертекст.
Тема: “Строение и состав клетки” 9 кл
Клетка – это структурная и функциональная единица живых организмов. Подобное представление, известное как клеточная теория, сложилось в 19в. в результате микроскопических исследований. Наука, занимающаяся микроскопическим изучением клетки, называлась в то время цитологией, а в ХХ в. она именуется биологией клетки.
Все живое на планете состоит из клеток и организм человека в том числе. Благодаря этому он может расти, размножаться, восстанавливать свои органы, ткани и так далее.
Клетка, по существу, представляет собой самовоспроизводящуюся химическую систему. Для того чтобы поддерживать в себе необходимую концентрацию химических веществ, эта система должна быть физически отделена от своего окружения, и вместе с тем она должна обладать способностью к обмену с этим окружением, то есть способностью поглощать те вещества, которые требуются ей в качестве “сырья”, и выводить наружу накапливающиеся “отходы”. Выполняя эту работу, система может сохранять стабильность (гомеостаз).
Роль барьера между данной химической системой и ее окружением играет плазматическая мембрана, она и является границей клетки. У животных она тонкая и эластичная, а у растений покрыта слоем, содержащим клетчатку (целлюлозу). Пространство между мембранами соседних клеток заполнено жидким межклеточным веществом.
Клеточные мембраны играют важную роль так как регулируют обмен между клеткой и средой, пропуская через себя воду и растворенные в ней вещества, причем одни вещества пропускают, а другие нет. Такая способность мембран получила название избирательной проницаемости.
Внутреннее содержимое слагается из ядра и цитоплазмы. А цитоплазма состоит из вязкого водянистого вещества и находящихся в нем разнообразных органелл (это мельчайшие структуры клетки – органоиды). В жидкой части цитоплазмы –90% воды, а 10% составляют биомолекулы. Для клетки характерен такой процесс как ток цитоплазмы, что означает ее активное движение, благодаря чему осуществляется транспорт веществ.
Выполнять транспортную функцию цитоплазме помогает эндоплазматическая сеть (ЭПС), особенно перенос белковых и жировых молекул. ЭПС – представляет собой разветвленную структуру, состоящую из пластиночек, на концах которых образуются “пузырьки” где и накапливается белок или липиды. На поверхности ЭПС часто можно встретить небольшие плотные тельца – рибосомы. Находятся они и в цитоплазме: более 10000 рибосом. Они служат местом белкового синтеза и способны нанизываться на рибонуклеиновые кислоты (РНК), образуя полирибосомы (полисомы).
Есть в клетке и лизосомы – это простые мембранные “мешочки”, наполненные пищеварительными ферментами с кислой средой. Эти ферменты должны быть изолированы от всех клеточных компонентов, иначе они их разрушат. Благодаря этому они выполняют функции связанные с распадом структур или молекул.
“Силовыми станциями” клетки называют митохондрии. Это овальные тельца, состоящие из 2–х мембран, внутренняя – содержит много перегородок. В них синтезируется вещество, в химических связях которого запасена энергия. Поэтому митохондрий много в клетках тех органов, которые выполняют большую работу (мышцы).
Ядро – это органоид, в котором хранится наследственная информация. Хроматин, который содержится в ядре в период покоя, перед делением клетки участвует в образовании хромосом. Для каждого вида живого организма характерно определенное количество хромосом. У человека их 46 (23 пары). Во время деления число хромосом удваивается, а затем делится пополам, и каждая дочерняя клетка получает одинаковое количество хромосом. Этим самым достигается постоянный набор хромосом, характерный для данного вида.
Несмотря на то, что все клетки имеют сходное строение, они сильно отличаются друг от друга, особенно внешне: по форме, по размеру, а также по выполняемым функциям.
Различие клеток по форме:
Кубические Призматические Плоские |
Веретеновидные Бесформенные Круглые Лучевые |
Размеры клеток сильно варьируют от 0,1 – 0,25 мкм до 155 мм (яйцо страуса).
У человека самой крупной клеткой является – яйцеклетка.
А теперь поговорим о химическом составе клеток. Все вещества, входящие в состав клетки, можно разделить на две группы:
Химические вещества |
|||
Неорганические вещества | Органические вещества 20% | ||
вода80% | минеральные соли и элементы: – хлорид натрия, – хлорид калия, кислород, водород, железо, фосфор, азот, сера, магний… |
углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты |
Вода – это универсальный растворитель. Только в растворенном виде вещества могут перемещаться по организму, может осуществляться питание, дыхание, выделение веществ, то есть все жизненно необходимые процессы.
Мин. вещества – это строительный материал для синтеза органических соединений. Благодаря наличию молекул неорганических веществ многие структуры способны выполнять свои функции, так например: в эритроцитах (красные кровяные клетки) есть белок гемоглобин, составной частью которого является железо, именно оно обеспечивает способность эритроцитов выполнять транспорт кислорода, йод входит в состав гормонов, которые вырабатывает щитовидная железа и так далее.
Углеводы – бывают простые (моносахариды) и сложные (полисахариды).
Моносахариды сладкие на вкус, легкорастворяемы. Это глюкоза, сахароза и так далее, они используются для синтеза более сложных соединений – полисахаров (гликоген, хитин). Они используются в организме как строительный материал для построения мембран клеток. А в химических связях запасена энергия: при распаде 1 гр. углеводов освобождается 17,2 кДж энергии.
Подобную функцию выполняют жиры, только энергетическая емкость у них еще больше: при распаде 1 гр. жира выделяется 39,1 кДж энергии. Поэтому они запасаются в организме как запасной источник энергии. Жиры нерастворимы в воде, поэтому они участвуют в образовании клеточных мембран, а еще как теплоизоляционная прослойка (у китов слой жира до 1м).
Более разнообразны функции белков.
Белки (протеины) – это высокомолекулярные органические соединения. Играют первостепенную роль в жизнедеятельности всех организмов. Все белки (а их насчитывается несколько млн.) состоят из4–х основных химических элементов: углерод, водород, кислород и азот плюс небольшой перечень дополнительных: фосфор, сера, железо, цинк, йод и так далее. Из них образуются аминокислоты, из которых собирается цепочка белковой молекулы. Белки выполняют в организме много функций: защитная (антитела), каталитическая (ферменты), строительная, энергетическая и так далее.
Нуклеиновые кислоты содержатся в клеточном ядре, отсюда и их название (от лат. “нуклеус” – ядро). В состав НК входят: углерод, кислород, и фосфор, а из них образуются нуклеотиды – это составные части нуклеиновых кислот. НК образованы двумя цепочками соединенных вместе нуклеотидов и закручены относительно друг друга. Существует два вида НК: рибонуклеиновая (РНК) и дезоксирибонуклеиновая (ДНК) кислоты. Биологическая роль заключается в хранении, реализации и передаче наследственной информации. РНК еще участвует в процессе синтеза белка.
9.10.2003