Летний полевой практикум как одна из форм экологической деятельности учащихся
В обучении и воспитании наших детей огромная роль принадлежит школе. Учителя биологии, в дополнение к уроку, постоянно проводят разнообразную внеклассную работу, которая обогащает духовную жизнь учащихся, стимулирует желание больше увидеть, больше знать, больше сделать.
Формирование прочных знаний, умений, навыков экологически целесообразного поведения, этических норм и принципов отношения к окружающей природной среде невозможно в рамках только классно-урочной системы. Необходимо расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды. В новых условиях обучения изменяющейся России, учитель имеет возможность использовать часть учебного времени по своему усмотрению.
Целесообразно занять его деятельностью экологического характера: изучением природы местного края, оценкой ее состояния и практической работой в соответствии с целевой ориентацией и более четким обоснованием гуманитарного направления приоритетностью формулы «логика экологическая – мышление экологическое – сознание экологическое».
Одна из форм организации такой деятельности для учителя биологии, работающей в сельской школе – проведение летнего полевого практикума учащихся.
Регионализация системы образования требует создания собственной программы развития образования с учетом социально – экономических, природно – климатических, культурологических, национальных и других особенностей. В связи с этим, актуальна разработка методических подходов по формированию у учащихся знаний и умений по изучению объектов природы в полевых условиях путем организации длительных наблюдений за живыми организмами, их поведением, процессами жизнедеятельности в летний каникулярный период в типичных для региона проживания экосистемах.
Целью данной разработки методике
является апробация уровня доступности и
научности нового для образовательной системы
«Биология» содержание регионального учебного
материала, вносимого нами в летний каникулярный
период организации учебной работы учащихся на
базе школьного экологического лагеря по
разделам «Растения» и «Животные».
Во время занятий в лагере учащиеся углубляют
знания о многообразии растений и животных, их
взаимодействие со средой; формируются умения,
связанных с изучением и охраной окружающей
природы. Для знакомятся с научными методами
исследования и обогащаются знаниями ценностной
ориентации к родной природе.
Комплекс тематических заданий можно разрабатывать с использованием регионального материала об окружающей природе, с организацией самостоятельных наблюдений, практических их работ непосредственно в природе и вводить их в содержание обучения в летние каникулы на базе специально организованном полевом лагере школы для детей имеющих интерес к биологии.
Таблица 1.
Примерный план летних полевых занятий по изучению растений аласа
№ | Темы дней |
Форма организации |
Объем |
||||
Теоретические |
Экскурсии | Практические |
Теоретические |
Экскурсии | Практические |
||
1 2 3 |
Сообщество растений аласа. Влияние чело века на растения аласа. Растительность как индикатор деградации аласных экосистем. |
+ + + 3 |
+ + + 3 |
++ – ++ 4 |
1 1 1 3 |
1 1 1 3 |
2 – 2 4 |
Таблица 2.
Примерный план летних полевых занятий по изучению животных аласа
№ | Темы дней |
Форма организации |
Объем |
||||
Теоретические |
Экскурсии | Практические |
Теоретические |
Экскурсии | Практические |
||
1 2 3 |
Биогеоценоз пресного водоема Беспозвоночные обитатели водоемов в аласах ивотные аласа.. |
+ – + 2 |
+ + + 3 |
+ ++ + 4 |
1 – 1 2 |
1 1 1 3 |
1 2 1 4 |
Литература:
1. Винокуров В.Н. Алаас. Зоология сурун
учебнигар эбии матырыйаал. Дьокуускай. Бичик
изд-во, 1996.
2. Винокуров Н.Н., Каймук Е.Л. Операция
«Махаон» – Якутск, ЯНЦ СО РАН,1991.
3. Дунаев Е.А. Методы сбора и учетов
численности насекомых. Методическое пособие.–
М., 1996.
На теоретическом занятии учащиеся получают
новые знания, которые в ходе экскурсии
развиваются и углубляются при выполнении
самостоятельных работ по заданиям. Собранные
материалы обрабатываются на практическом
занятии. Дальнейшее развитие биологических
знаний и умений учащиеся осуществляют по
отдельным темам при выполнении ими
самостоятельной исследовательской работы.
Особенностью методики изучения луговых растений
и животных в условиях полевой практики является
использование разных форм организации
деятельности учащихся. План проведенных занятий
приводится в таблице 1 и 2.
Раздел 1. Примерные темы занятий по изучению растений аласа
Занятие 1
Тема: Сообщество растений аласа.
Цель: Ознакомить учащихся с возрождением аласа и его сообществом растений.
Методы: словесные, практические, наглядные.
Форма: инструктаж, обзор, экскурсия, практическое занятие.
Оборудование: блокноты, карандаши, гербарные папки, копалки, нож, газеты (оборудование для практических занятий по индивидуальным заданиям).
Вопросы обзорной лекции:
- Как возрождаются сообщества растений аласа ?
- Почему в Якутии типичные аласы преобладают только в Центральных улусах ?
- Какие кормовые растения произрастают на аласах ?
Материал и методика:
Теоретическая часть
Алас – безлесные луговые пространства,
преимущественно термокарствого происхождения.
Растительный покров Якутии развивался под
влиянием сложной геологической истории и
отличается большим своеобразием. Растительность
и почвы в аласах располагаются концентрическими
поясами, количество которых различается в
зависимости от возраста, местонахождения и
происхождения аласов. Обычно вокруг озера,
большей частью мелководного, находится полоса
водноприбрежной растительности, состоящей из
зарослей тростника, камыша, рогоза, аира и других
водно-болотных растений. Затем следует пояс
сырых осоково-злаковых и злаковых лугов с
преобладанием тростника, манника, бекмании
восточной, канареечника тростниковидного и осок.
Из этих растений в кормовом отношении наиболее
ценны канареечник и бекмания. Для растений аласа
главную роль играет – озеро. Влажность почвы
зависит от озера, поэтому растения луга
разделяются по поясам. Вокруг озера, на I поясе
произрастают растения, как манник, череда,
бекмания, тростянка и другие, в менее увлажненной
почве – лисохвост, ячмень, щавель, бескильница,
чина и другие растения образуют II пояс. Степные
растения аласа: бескильница, мятлик, пырей, осока,
прострел, гвоздика и другие входят в III поясе.
Растения которые произрастают в озерах, тоже
подразделяются на 3 пояса: в I поясе растут
растения до 1 м. глубины, это: хвощ водяной, вахта
трехлистная, ежеголовник, вех ядовитый. Осока; во
II поясе более высокие водные растения –
тростник, аир, камыш, (1-2 м. глубины); в III поясе
входят – кубышка, «водяная лилия», и другие
плавающие зеленые растения (более 2 м.
глубины).
Вокруг аласа растут березы, лиственницы, сосны,
различные кустарники: шиповник, красная и черная
смородины, спирея. Из травяных растений цветут
земляника, мышиный горошек, чина луговая, вина
приятная и другие растения.
Река Алдан имеет неразработанную долину, по
водному режиму сходную с долиной верхней Лены.
Стремительное течение, быстрые подъемы и спады
воды, крупный и грубый материал аллювиальных
наносов создают предпосылку для развития
древесной и кустарниковой растительности, и
здесь мало условий для распространения лугов.
Надпойменные террасы реки Алдана покрыты лесами.
В отличие от долины Алдана район «аласный»
Лено-Алданского междуречья в геоморфологическом
отношении совпадает со вторым уровнем
древне-аллювиальной равнины Центральной Якутии.
Здесь широкое распространение имеют карбонатные
суглинки с включением ископаемого льда, имеющего
местами мощность до 2 метров. Довольно развитая
речная сеть представлена мелкими
полупересыхающими речками, которые несут воду
только весной, а в остальное время года
представляют ряд водных плесов, разобщенных
сухими перемычками. Даже такая крупная река
разработанной долиной как Татта, имеет
непрерывное течение только весной во время
таяния снега. На междуречьях широко
распространены явления термокарста с
образованием провальных озер в различных
стадиях деградации. Район покрыт остепненными
лиственничными лесами бруснично-травянистого и
лугово-степного травянистого типа.
Листвяги чередуются березовыми колками с
участками луговых и разнотравно-злаковых степей,
напоминая лесостепь.
В аласных впадинах господствуют травянистая
растительность в понижениях-солончаковатые
злаковые и осоково-злаковые луга с бескильницей,
лисохвостом и осокой средней, по сухим
окраинам-солонцеватые разнотравно-злаковые
степи.
Вопросы:
- Как возрождаются сообщества растений аласа ?
- Какие кормовые растения произрастают на аласах ?
- Какие виды растений преобладают в аласах ?
Практическая часть:
- Определение названий растения.
- Гербаризация.
- Заполнение таблицы «Основные признаки семейств цветковых растений».
Основные признаки семейств цветковых растений
Название семейства |
Соцветие |
Плод |
Особенности строения вегетативных органов |
Представители семейства |
Класс Двудольные |
||||
Бобовые и т.д. | Кисть, головка | боб | Стебли часто травянистые лианы, листья перистосложные с крупными прилистниками, тройчатосложные могут быть видоизменены в усики | Клевер люпиновидный, вика приятная, горошек мышиный |
Класс Однодольные |
||||
Злаковые и т.д. | Сложный колос, метелка, початок | Зернов ка |
Стебель полый внутри междоузлей, со взутыми узлами листья сидячие с влагалищем, цельнокрайние, простые, линейные с параллельным желкованием | Костер безостый, мятлик луговой, пырей ползучий |
Занятие 2
Тема: Влияние человека на растение аласа
Цель: Ознакомить учащихся с сорными растениями аласа
Методы: словесные, рассказ, беседа, наглядные на экскурсии, практические
Оборудование: блокноты, карандаши, экскурсионное оборудование.
Вопросы лекции и беседы:
- Какие сорные растений растут на аласах ?
- Какие причины способствуют
расширению разнообразия сорных растений?
Материал и методика:
Теоретическая часть
Реконструкция аласной растительности может
быть осуществлена различными путями, но все они
сводятся к одному – существенному изменению
экологии произрастания луговых растений за счет
более или менее резкого изменения тех или иных
экологических факторов и их комплексов.
Хозяйственная деятельность на аласных лугах
меняет их растительный покров и накладывает
отпечаток на почвенные режимы и
микробиологические процессы.
Сорная растительность на аласах наиболее обычна,
велика ее доля и в надземной
фитомассе луговых агрофитоценозов в первый год
их жизни в связи большим запасом семян сорных
растений в почве. На естественных лугах сорные
растения (тысячелистник хрящеватый, скерда
кровельная, герань луговая, дескурайния
струйчатая) формируют сомкнутые травостои,
препятствующие реализации потенциальных
возможностей прорастания семян многолетних
злаковых трав, находящихся на поверхностном
слое. Сорняки мешают успешному развитию
проростков ценных в кормовом отношении луговых
растений. Кроме того, в луговых агрофитоценозах,
особенно в год их посева, сорные растения
оказывают заметное ингибирующее воздействие на
прорастание и всходы многолетних трав (Райс,1978), а
также мешают их значительной доли питательных
веществ, влаги и света.
В районах размещения лугов на талых почвах
антропогенных уплотнению противостоит активная
деятельность многомиллионной армии животных –
постоянных обитателей почв: дождевых червей,
многоножек, личинок жуков и т.п., то в мерзлотных
почвах аласов, как численность животных, так и
возможности рыхления уплотненной почвы
несоизмеримо уменьшены.В свое время Ч.Дарвин,
касаясь механического воздействия животных на
почву, говорил, что черви задолго до плуга
многократно рыхлят почву (Бабаева, Зенова, 1983). В
почвах аласов черви – весьма редкая находка.
Видовой состав многолетних трав, высеивающихся
при коренной улучшении аласных лугов, будет
несколько иным. Он меняется в зависимости от
того, в каком поясе аласа произведен посев. Так, в
верхнем поясе наиболее приемлемы костер
Караваева, волоснец сибирский, среднем – костер
безостый, ячмень короткоостистый, а в
избыточно-влажном – костер безостый, пырей
ползучий, лисохвост тростниковидный и бекмания
восточная. Все эти виды при их посеве по поясам
можно высевать как в чистом виде, так и в смеси.
Разницы в продуктивности созданных таким путем
лугов практически нет.
На закрепление и проверку усвоения учащимися проводится опрос:
- Назовите виды сорных растений?
- Назовите причины способствующие расширению разнообразия сорных растений?
Практическая часть
- Определение названий сорных растений.
Занятие 3
Тема: Растительность, как индикатор деградации аласных экосистем
Цель: Ознакомить учащихся с
растительностью аласа
Методы: словесные: рассказ, беседа,
наблюдения в ходе экскурсии, практические,
работы по индивидуальным заданиям
Оборудование: блокноты, карандаши, гербарная папка, копалка, газеты
Вопросы лекции:
- Как изменяется видовой состав растений аласа при выпасе скота
- Характеристика лугов Якутии
Материал и методика:
Теоретическая часть
Бессистемная хозяйственная деятельность,
главным образом перевыпас и техногенный пресс,
приводит к деградации аласной экосистемы в
целом, в том числе и ухудшению условий
произрастания растительности.
Одним из основных показателей изменения
растительности под влиянием антропогенных
факторов является видовой состав. При выпасе из
сообщества выпадают бобовые, сокращается доля
ценных кормовых злаков, преобладающими
становятся устойчивые к антропогенному прессу,
синантропные виды (полыни, мари, клоповник
безлепестный, дескурайния струйчатая,
чертополох, липучка колючая и другие). Перевыпас
приводит также к упрощению структуры сообществ.
Количество видов сокращается до 50 %.
Растительность аласов весьма чувствительна к
нарушениям окружающей среды и наглядно отражает
деградацию аласных экосистем. Аласные районы
Лено-Алданского междуречья исключительно
большой удельный вес экономике
сельскохозяйственного производства Центральной
Якутии. Здесь сосредоточено почти все основное
население Центральной Якутии, занятое сельским
хозяйством, а также основная масса
сельскохозяйственных животных и посевных
площадей. Район обладает солонцеватыми
пастбищами и представляет отличные условия для
летнего содержания скота. Но зимними кормами
район обеспечен плохо и природные ресурсы
кормовой базы в этом отношении носят
неустойчивый характер. Луга интрозональны,
т.е. встречаются повсеместно: в тундре, лесной
полосе, в горах.
Лучшие луга в Якутии находятся на речных берегах,
орошаемых весенними разливами. Их называют
заливными или пойменными. Река несет частицы ила
и песка, которые постепенно оседают. Отложение
ила обогащают почву питательными веществами,
делают ее плодородной. Поэтому растительность на
пойменных лугах бывает очень пышной. На
возвышенных местах, на склонах долин рек и аласов
располагаются остепненные луга. Они увлажняются
лишь дождевыми водами, которые быстро стекают в
низины. Поэтому бедная питательными веществами
почва остепненных лугов вскоре пересыхает.
Приозерные луга развиваются вокруг аласных и
пойменных озер. На лугах Якутии преобладают
злаковые растения. Наиболее распространены
следующие злаки: на сухих местах – ковыль
волосатик, овсяница колымская, на пойменных
лугах – мятлик луговой, на засоленных почвах
аласов – бескильница тонкоцветная. После злаков
по видовому составу занимают осоки. В
особенности характерная для Якутии осока
вилюйская. В Центральной Якутии из бобовых
растений наиболее распространенным видом
является мышиный горошек. Луговые растения, не
относящиеся к злакам, осокам и бобовым, называют
разнотравьем. Растения эти обычно с яркими
цветками и относятся к различным семействам
сложноцветных, розоцветных, гвоздичных,
крестоцветных, лютиковых.
Вопросы:
- Какие растения выпадают при выпасе скота ?
- Что такое экосистема ?
- Какие луга называют пойменные и какие растения преобладают в лугах Якутии ?
Практическую часть работы учащиеся выполняют по группам. Каждая группа выбирает место – площадку соотношением 1х1 (м.). Первая площадка – там где происходит выпас скота, а другая на чистом луговом пространстве. С каждой площадки собирают растения на определение вида. А в конце делают сообщение, в каких местах произрастают большее количество видов растений.
Раздел 2. Темы занятий по изучению животных аласа
Занятие 1
Тема: Биогеоценоз пресного водоема
Цель: Ознакомить учащихся с обитателями пресного водоема.
Методы: словесные, практические, наглядные
Оборудование: блокноты, карандаши, пинцеты, банки, лупы, бинокулярная лупа, водные сачки.
Вопросы лекции:
- Что называют биогеоценозом ?
- Какие организмы относятся к растительноядным и плотоядным ?
- Что называют сапропелью?
- Проблема природоохранения.
Материал и методика:
Теоретическая часть
Биогеоценоз – эволюционно сложившаяся,
пространственного органическая, длительно
самоподдерживающаяся однородная природная
система, в которой функционально взаимосвязаны
живые организмы и окружающая их абиотическая
среда (температура, свет, влажность, почва).
Живыми компонентами биогеоценоза служат
автотрофные организмы (зеленые растения) и
гетеротрофные (животные, грибы, большинство
бактерий, вирусы).
Биогеоценоз пресного водоема на примере
старичного или аласного озера. В Якутии
наибольшее распространение имеют два типа озер:
старичные и аласные. Автотрофный
комплекс на этих озерах образуют высшие
сосудистые, а также одноклеточные и колониальные
водоросли.
На аласных озерах прибрежная водная
растительность концентрическими кругами. Полоса
прибрежных растений состоит из разных видов
осок, крупных злаков – манника, тростянки,
бекмании. Затем начинается полоса мелководных
растений: произрастают хвощ топяной, вех
ядовитый, стрелолист, ежеголовник, осока, вахта
трехлистная и другие. Далее на глубине 1-2 м.
тростник, камыш, аир, рогоз. На более глубоких
местах растут полностью погруженные в воду
растения: роголистники, пузырчатка. На еще
большей глубине располагаются кувшинки, кубышки,
рдесты.
К растительноядным организмам относятся: из
беспозвоночных – брюхоногие моллюски –
прудовики, катушки, многие разнообразные,
нематоды и другие виды; из позвоночных – рыбы
(карась и гольян), птицы (утки, гуси, лебеди и
другие), из млекопитающих – ондатра, водяная
полевка, полевка – экономка. К плотоядным хищным
формам принадлежат жуки-плавунцы, хищные
клопы-гладыши, личинки стрекоз, а из позвоночных
животных – рыбы (щука и окунь), из бесхвостых
земноводных – лягушка остромордая сибирская и
из хвостатых земноводных четырехпалый углозуб.
Данные отложения аласных озер богаты
желеобразной массой, называемой сапропелью. Она
образована из остатков фитопланктона и
зоопланктона, отмерших растений и рыб. В составе
зоопланктона преобладают ветвистоусые и
веслоногие рачки, коловратки, многочисленные
простейшие микроорганизмы.
Высокая степень ранимости аласной экосистемы
основывается на процессы, которые происходят в
ее водоемах. Нарушение естественного равновесия
озер пагубно отражается не только на всех
организмах водной среды, но и на здоровье всего
населения.
К сожалению, в настоящее время природоохранные
мероприятия имеют общий характер и не направлены
на конкретные жизненно важные объекты
окружающей среды человека, каковыми являются
биоценозы пресных водоемов аласов Центральной
Якутии.
Вопросы беседы:
- Что называют биогеоценозом ?
- Какие организмы относятся к растительноядным ?
- Какие организмы относятся к плотоядным ?
- Проблема природоохранения ?
Затем проводится экскурсия, где дети знакомятся ближе с обитателями пресного водоема.
Практическая часть
1. Определение вида
2. Коллекционирование.
Занятие 2
Тема: Беспозвоночные обитатели водоемов в аласах
Цель: Ознакомить учащихся с беспозвоночными животными, которые обитают в водоемах аласа.
Методы: словесные, практические.
Оборудование: блокноты, карандаши, стеклянные банки, водные сачки, пинцеты, определители.
Вопросы беседы:
- Обитатели водоемов аласа.
Материал и методика:
Теоретическая часть
Поверхность озера разная по прозрачности,
температуре и по составу кислорода, поэтому
животный мир различается по уровню водоема. В
тихий теплый день осторожно, бесшумно подойдите
к краю озера и внимательно вглядитесь в воду, на
самом поверхности озера увидите быстро чуть
прикасаясь скользящих водомерок – хищных
вертячков. Водомерки едят разных мелких
насекомых. Они никогда под водой не плавают.
Затем над водой увидите быстро то вертящихся, то
плавающих тела вертячки в воде, друга над водой.
Поэтому глаза у него расположены поперек голову
тела. Личинки мошек, комаров располагаются
головой вниз под пленкой поверхности воды, это
значит что они забирают (через дыхательную
трубку) кислород.
1. На самой верхней части воды можно увидеть
гребляков, которые питаются водными растениями,
затем под ними обитают стая гладышей, это одна из
видов хищных клоп.
Если увидеть плавающего гладыша, то спина бывает
снизу, а живот сверху. Поэтому глаза у него
расположены в сторону затылка, спина светлого
цвета, а брюшная сторона наоборот – темного
цвета.
2. На растениях, которые растут в воде очень
много личинок стрекоз, якутское название «уу
кыыhа». Стрекоза не нуждается в атмосферном
воздухе – он дышит кислородом воды (растворенным
воздушным кислородом) который поступает в его
тело через заднюю часть кишечника.
На глубокой части воды меж растениями видны
крупные жуки – водолюб и плавунец. Они дышат
атмосферным воздухом, поэтому время от времени
выплывают и забирают воздух под крылья. Плавунец
– хищное насекомое воды, который быстро и
проворно плавает. По сравнению с ним водолюб
больше времени ходит под водой держась за
травами, питается водными растениями.
3. Паук-серебрянка обитатель водных растений, которые растут под водой плетет мешочек. Затем внутри мешочка наполняет воздухом и делает себе жилище, так называемый «колокол воздуха». Чтобы набрать в себе воздух паук карабкается наверх. Когда внутрь его наружной растительности наполняется воздухом он нырнет обратно. В этот момент паук блестит словно капля ртути . Приведенный с собой воздух он выпускает под колоколом и дышит этим воздухом под водой довольно долго. Как и другие пауки под водой расставляет сети. Этим ловит мелких насекомых и питается ими.
4. Теперь внимательно вглядитесь на дно водоема. Здесь, можно увидеть личинки ручейника. Это насекомое строит себе «дом» из остатков растений, осколками песка, раковины моллюсков и живет внутри «дома» прячась от своих врагов. На стебле и листьях растений обитают множество моллюсков разного вида: прудовик, катушка, шаровка, горошинка и т.д. Моллюск питается растущей под водой водорослями и соскребает молодых, мягких клеток наружной части растений.
5. Вместе с моллюском можно увидеть пиявку, которая входит в группу кольчатых червей, которая имеет длинное скользящее тело. На голове и на задней части тела имеет аппарат всасывания. Пиявка питается тем, что нападает на моллюска и всасывает у него всю жидкость, может также напасть на ослабевшего насекомого, рыбу.
6. Кроме вышесказанных насекомых на наших водоемах размножаются многочисленные ракообразные. Понаблюдав, чем они питаются разделили на 4 группы:
- Группа мирных ракообразных.
- Хищники.
- Паразиты.
- Разноядные.
В первой группе входят маленькие ракообразные, которые питаются мелкими водорослями, Сюда входят дафния, циклоп.
7. Более крупные бокоплавы питаются, чем попало:
живыми водяными насекомыми их ними трупами,
некоторыми видами растений.
Всех обитающих в воде ракообразных едят рыбы.
Таким образом, образуется простая система цепи
питания в озере.
Практическая часть (2 часа)
- Наблюдение над животными водоема.
- Определить виды беспозвоночных.
- Дать основные характерные черты данного вида.
Занятие 3
Тема: Животные аласа.
Цель: Ознакомить учащихся с животными аласа по сезонам года
Методы: словесные, практические, наглядные
Оборудование: блокноты, карандаши, стеклянные банки, сачки, микроскопы, лупы, пинцеты, препаровальные иглы, чашки Петри, определители.
Вопросы лекции:
- Весенний алас
- Летний алас
- Осенний алас
- Зимний алас
Материал и методика
Теоретическая часть
Состав животных аласа меняется по сезонам года.
Это характерно не только относительно аласов, но
и по всей Якутии. Постоянных обитателей не так
много – это зимующие животные как
холоднокровные, так и теплокровные. Все
холоднокровные животные Якутии с осени до весны
впадают в оцепенение или погибают. Членистоногие
Якутии, за исключением небольшого числа видов
живут недолго – взрослые формы их к
осени погибают (жуки, бабочки, стрекозы, клопы,
двукрылые). Перезимовывают личинки и куколки их.
Многие черви (дождевые черви, круглые черви)
способны застывать с осени до весны. Также
застывают земноводные и пресмыкающиеся – такое
состояние их называют анабиоз.
Весенний алас. При таянии снега, вначале
мая, поверхность аласа заполняется водой. Снег
впитывается в почву, а некоторая часть
испаряется. В это время у животных страдная пора.
Норы мышей, полевок и землероек уходят под водой,
поэтому переходят в сухое место, там и
размножаются. Алас заполняется птицам: чибис,
жаворонок, всякие разные перелетные птицы
(трясогузка, подорожник, жаворонок рогатый),
журавли, гуси и другие. В озерах аласа на короткое
время скапливаются утки, кулики, чайки крачки. Из
хищных птиц сарыч, лунь полевой и болотный
охотятся за мелкими грызунами. В некоторых
случаях можно увидеть сокола, кобчика, чеглока,
пустельгу.
В это время некоторые птицы откладывают яйца.В
конец весны не встретишь животных без «домов».
Несмотря на короткий срок лета все животные
успевают строить гнезда и с установления теплых
дней начинают быстро размножаться.
Летний алас. Поверхность аласа зеленеет,
количество насекомых увеличивается, появляется
молодь мелких позвоночных животных (лягушки,
углозубы, полевки, землеройки, мелкие птицы). На
лугу озер заселяются водяная полевка, в более
сухих местах полевка-экономка, другие
мышевидные и мелкий хищник – ласка.
В сухих местах видны следы и норы полевок,
западнее от реки Лены суслика длиннохвостого.
Растительностью аласа питаются большинство
насекомых. Из них вредителем известен самый
распространенным видом является кобылки (
сибирская кобылка, зеленый кузнечик, серый
кузнечик). Встречаются на полях жуки, клопы, мухи,
кроме того насекомые-хищники питающиеся
нектарами цветов, это: осы, муравьи, большинство
мух, жуки и жуки трупоеды: мертвоед, трупоед и
другие летящие насекомые.
Этими насекомыми питаются различные птицы,
лягушки, углозубы. В птиц и мышей ловят хищные
звери (горностай, ласка, колонок), по ночам совы, в
том числе сова болотная.
Осенний алас. Осень время очищения природы.
Листья опадают, деревья увядают, все это не
только подготовка к холодной зиме. Насекомых
становится заметно меньше с конца июля, начала
августа.
Вместе с увядшими листьями и стеблем растения
освобождается от вредных химических элементов,
накопившихся за все лето.
За осень выпадает много дождей, снега, поэтому
мертвых растений больше и много. Во время
холодных ночных заморозков умирают от
переохлаждения много насекомых, мышей, водяных
полевок. Птиц к приближению зимы заранее готовит
сама природа. Поэтому некоторые улетают на юг,
остальные остаются зимовать залезая по
ночам и в сильные морозы особенно куриные под
снегом. Осенью на аласе собираются много
перелетных птиц, на озерах разного вида стая
уток, куликов-фифи, зуек накапливают жир, а вместе
с тем силы перед долгим полетом в теплые края.
Готовясь к холодной зиме растения «прячут» свои
стебли. Стебли деревьев и кустарников
покрываются по несколько слоев древесен и зимуют
над снегом. Травянистые растения прятают стебли
на поверхность почвы. Так стебли под снегом не
боятся сильных морозов. Семена однолетних трав
выпавшие на землю тоже не замерзают.
Зимний алас. Покрытая белоснежным покровом
снега алас зимой кажется безжизненным. Но жизнь
животных даже зимой не останавливается, на снегу
можно увидеть следы горностая, ласки, колонок,
иногда лисы, которая охотилась за мышами. Мыши
землеройки, полевки находясь под снегом питаются
корнеплодами трав остатки засохших насекомых и
запасами заготовленными летом. Эти грызуны имеют
под снегом множество нор. Зимой когда не хватает
воздуха они проделывают дырочки в снегу, что
подышать.
Толстый слой снега защищает от холода растения,
насекомых, грызунов, в сильный холод рябчик,
тетерев, заяц и то находят место под снегом. Даже
в самые холодные дни на деревьях растущих вдоль
аласа стучит дятел, дают голоса гаичка, кукша,
поползень. На покрытых инеем березах стая
тетерева, куропаток, рябчиков, зайцев в холодные
дни находятся под снегом – все это показывает на
то что, птицы и звери Севера терпят холодный
климат, не обращают на метели и ветер.
Вопросы:
- Как изменяется состав животных аласа по сезонам года ?
- Какие изменения можно увидеть в весенний, летний, осенний, зимний природы на аласе ?
Затем проводится экскурсия в летний алас. На экскурсии ребята знакомятся с различными видами животных аласа, и их жизнью в летний период.
Практическая часть (1 час)
Заполнение таблицы «Значения животных в природе и жизни человека».
Таблица
Значение животных в природе и в жизни человека
Беспозвоночные | Позвоночные |
|||||||
Ракообразные |
Паукообразные |
Насекомые |
Рыбы |
Земноводные |
Пресмыкающиеся |
Птицы |
Млекопитающие |
|
Летняя полевая практика учащихся является
одним из наиболее важных видов учебной работы с
учащимися. Исследовательская работа, наблюдения
и экскурсии в природу не могут быть заменены
никакой другой формой обучения: они всегда
методически индивидуальны и практически почти
неповторимы, бесценны по запоминаемости.
Преподавание биологии немыслимо без проведения
экскурсий. Непосредственное наблюдение за
природными явлениями под руководством учителя
способствуют формированию у учащихся первых
представлений о материальности мира, о
взаимосвязях и развитии компонентов любого
природного комплекса, о природных богатствах и
их значении в народном хозяйстве.
На основе изучения и анализа методической и специальной литературы, методов педагогического исследования проведены внесения регионального и школьного материалов по изучению растений и животных аласа.
5.04.2010