Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Биология
  • Использование разнообразных видов самостоятельных работ. Урок в 11-м классе по теме "Абиотические факторы"

Использование разнообразных видов самостоятельных работ. Урок в 11-м классе по теме "Абиотические факторы"

Тип урока : комбинированный

Задачи урока

Обучающие :

  1. Повторить базовые понятия по теме «Экология» : экология , биоценоз, биогеоценоз, биом, биогеография , экосистема, продуценты , консументы , редуценты , цепи питания.

  2. Изучить действие абиотических факторов ( свет, влажность, температура ) на живые организмы

  3. Осуществить межпредметную связь между биологией и географией , биологией и экологией , биологией и физикой , биологией и химией

Развивающие:

  • развивать интерес к изучению биологии;

  • способствовать развитию речи с использованием биологической терминологии;

  • продолжить развитие биологической наблюдательности , умения исследовать , обобщать, анализировать и делать выводы .

Воспитательные :

  • воспитывать умение слушать,

  • отстаивать свое мнение,

  • уважать мнение других;

  • воспитание экологической культуры поведения.

Методы обучения:

  • репродуктивные,
  • частично-поисковые

Методы по источнику, передачи восприятия информации :

  • словесные ( беседа, объяснение ),

  • наглядные ( наблюдение , демонстрации)

  • по логике передачи и восприятия дедуктивный

  • по степени самостоятельности мышления репродуктивный (объяснительно-иллюстративный ) частично-поисковый

Формы организации урока:

  • беседа

Средства обучения:

  • таблицы,
  • карточки-задания,
  • схемы,
  • диаграммы,
  • ММК

Формы организации учебной деятельности учащихся:

  • фронтальная,
  • индивидуальная,
  • самостоятельная,
  • групповая

1. Организационный этап

Взаимное приветствие учеников и учителя , фиксация отсутствующих , проверка готовности учащихся к уроку.

2. Актуализация основных понятий и вопросов , рассмотренных в рамках темы

1). Индивидуальная работа по карточкам ( 4 человека)

Задание 1

Круговорот веществ ,в движение требует постоянного притока энергии. Что служит источником этой энергии? Почему считают, что поставщиками энергии являются растения? Какую энергию они поставляют для круговорота веществ?

Задание 2

Существование любого биогеоценоза зависит от круговорота веществ в нем. Почему в биогеоценозе прекратится круговорот веществ, если в нем не будет организмов производителей ? Разрушителей? В чём проявляется сходство структуры всех биогеоценозов

Задание 3

В хвойном лесу произрастает около 30 видов растений, в степях и тропических лесах – свыше 100 видов. Каковы причины различий биологического разнообразия этих экосистем?

Задание 4

В основе круговорота веществ лежат связи между организмами- производителями, потребителями и разрушителями органического вещества. Что это за связи? Почему цепи питания не могут состоять только из организмов- производителей и потребителей органического вещества?

2). Фронтальная работа по повторению терминов ( они выписаны на доске ) :

  • Биогеография
  • Биогеоценоз
  • Биом
  • Цепи питания
  • Редуценты

Разгадывание кроссворда по остальным изученным терминам

id21078

Вопросы к кроссворду :

  1. В.И.Вернадский разработал учение об этой оболочке Земли, населенной живыми организмами.
  2. Область распространения любой систематической группы организмов – вида, рода и т.д.
  3. Наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой
  4. Единый природный или природно-антропогенный комплекс.
  5. Взаимосвязанная совокупность м/о, грибов, растений и животных, населяющих однородный участок суши или водоёма.
  6. Организм, производящий органические вещества из неорганических составляющих.
  7. Организмы, потребляющие готовые органические вещества

 3. Целеполагание ( совместное )

- Для чего нужно изучать экологию?

- Какие факторы вы знаете?

- Что относится к факторам неживой природы? Метод: фронтальная беседа ( с выносом целей на доску ), создание схемы на доске и в тетрадях учеников (приложение № 1)

4. Изучение нового материала:

  1. Организация рабочих групп ( заранее созданы) :
  2. Группы садятся за объединенные парты и получают пакеты с заданиями . Время выполнения 7 минут, ограничивается по часам с секундной стрелкой .

Пакеты с заданиями (приложение №2 )

Форма работы : групповая

5. Обсуждение изученного материала

( работа по инструкционной карточке)

Форма работы : индивидуальная , парная

6. Закрепление

Закрепление знаний о характере абиотических факторов и их воздействии на живую природу.

Задание 1

Различают абиотические , биотические и антропогенные экологические факторы. О каких факторах идёт речь в следующем описании:

  1. Все физические и химические компоненты неживой природы, климата
  2. Все биологические компоненты природы, связанные между собой
  3. Деятельность человека , которая изменяет среду обитания организмов или непосредственно влияет на их жизнь.

Задание 2

На любой организм воздействуют экологические факторы. Ниже перечислены факторы , оказывающие влияние на популяцию окуней в реке. Выпишите в свою тетрадь буквы, обозначающие абиотические факторы.

  1. увеличение скорости течение реки весной
  2. увеличение численности мальков других видов рыб
  3. Увеличение прозрачности воды во время половодья
  4. Понижение температуры воды зимой
  5. загрязнение воды в водоеме сточными водами
  6. увеличение численности хищников , поедающих отложенную окунями икру

Закрепление умений анализировать изменения факторов среды на организм.

  1. Охарактеризуйте связь интенсивности жизнедеятельности любого организма с температурой окружающей среды.
  2. Каково биологическое действие солнечного излучения на живые организмы? Почему ультрафиолетовые лучи считают и полезными и губительными для организма?
  3. Жизнь любого организма зависит от экологических факторов. Что такое оптимальная величина экологического фактора? Минимальная величина? Максимальная величина? Какая величина экологического фактора наиболее благоприятна для жизнедеятельности организма?

Форма работы – фронтальная

7. Подведение итогов, выставление оценок

8. Домашнее задание

Параграф 6.3.2. ( стр. 183- 193 ), ответить на вопросы на странице 193

Найти в окрестностях школы или рядом со своим домом растения или животных, испытывающих резкое влияние абиотических факторов. Выявить особенности их строения , у животных – особенности поведения или жизнедеятельности, которые помогают им выживать в таких условиях

Литература:

  1. Шноль С.Э., Биологические часы / С.Э.Шноль // Первое сентября

( биология) 2004 № 44 с. 16-19, № 45 с. 14-16

  1. Арсеньев К., Рассчитайте биоритмы / К. Арсеньев // Техника- молодежи 1980 № 7 с. 16-17
  2. Всё обо всём , V I том с. 129, 283, 288

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

5.03.2009