Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Макроэволюция, ее доказательства. 11-й класс

Урок биологии в 11 классе по теме: «Макроэволюция, её доказательства» стоит в разделе «Основы учения об эволюции» по учебнику «Общая биология» 10-11 класс, авторы  Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В. В.
Учитель создает  условия для формирования понятия о макроэволюции как о надвидовой  эволюции через использование информационно-коммуникативной технологии.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый,  применяет  формы организации познавательной деятельности учащихся  групповую и индивидуальную.  
На уроке организует поиск информации в учебной и дополнительной литературе.
Урок сопровождается  УМК «Виртуальная  школа Кирилла и Мефодия» Общая биология 11 класс и  медио-презентацией.
Учитель направляет деятельность учащихся на расширение и углубление знаний учащихся о прямых и косвенных доказательствах эволюции; формирует  умение использовать данные разных наук для доказательства эволюции  и убеждает  учащихся в необходимости комплексного использования всех групп доказательств макроэволюции  для изучения подлинной эволюции живого мира на Земле.
В ходе урока учащиеся заполняют таблицу, отвечают на вопросы.
Учитель на уроке используются такие формы контроля, как тестирование, рефлексию

Прогнозируемые результаты:

  • Учащиеся должны уяснить,  что изучают науки –палеонтология,  эмбриология,  сравнительная анатомия,  молекулярная биология,  биогеография.
  • Уметь оперировать понятиями: онтогенез, филогенез, дивергенция,  конвергенция,  гомологичные органы,  аналогичные органы, рудименты,  атавизмы, эндемики, реликты
  • Уметь находить факты, доказывающие существование эволюционного процесса на нашей планете.

Цель урока: создать условия для формирования понятия о макроэволюции как о надвидовой  эволюции через использование информационно-коммуникативной технологии.

Задачи урока:

  • сформировать понятие макроэволюция;
  • углубить и расширить знания учащихся о прямых и косвенных доказательствах эволюции;
  • сформировать умение использовать данные разных наук для доказательства эволюции;
  • убедить учащихся в необходимости комплексного использования всех групп доказательств  для изучения подлинной эволюции живого мира на Земле.

Материально-техническое и дидактическое оснащение: мультимедийный  проектор, компьютер,  интерактивная доска SMART Board, УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» Общая биология 11 класс, презентация, коллекции «Гомология плечевого и тазового пояса позвоночных», «Рудиментарные органы позвоночных», «Аналогичные органы растений», таблицы, рисунки.

Тип урока: урок введения и закрепления нового материала.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Форма работы: самостоятельная индивидуальная и групповая работа

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Ориентировочно-мотивационный этап (инициация урока, объявление темы, цели, задачи)
Презентация
– Приветствие учащихся
– Формирование групп (5 групп)
– Учитель объявляет тему урока
– Знакомит  учащихся с целью и задачами урока (Слайды 1, 2)
– Учитель предлагает учащимся по ходу урока заполнять лист рефлексии деятельности группы и личной деятельности каждого учащегося (Приложение 1)
– формируют группы;
– записывают тему урока;
– знакомятся с целью и задачами урока;
– знакомятся с листом рефлексии деятель-ности группы и личной деятельности каждого учащегося.
2. Операционно-исполнительский этап (групповая и индивидуальная работа с использованием учебника, коллекций, рисунков, УПК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», презентация) Первая наша задача – сформировать понятие «макроэволюция» и сравнить с понятием «микроэволюция» (Слайды 3, 4)
Различие макроэволюции и микроэволюции:
Макроэволюция – надвидовая эволюция, приводит к образования таксонов более высокого ранга, чем вид (родов, семейств, отрядов, классов, типов и  т.д.)
Микроэволюция – происходит внутри вида, внутри его популяции.
Макроэволюция происходит в исторически грандиозные  промежутки времени и недоступна непосредственному изучению.
Сходство макро- и микроэволюции:
– В основе лежат процессы:  наследственная изменчивость,  борьба за существование, естественный отбор,  изоляции.
– Носят дивергентный характер.
Наука располагает множеством доказательств, свидетельствующих о реальности макроэволюционных процессов.
Группы доказательств эволюционного процесса: палеонтологические, эмбриологические, сравнительно-анатомические (морфологические), молекулярно-биологические и цитологические, биогеографические (Слайд 5)
Работа по терминами.  (Слайды 6, 7)
Что изучают науки?
Палеонтология, эмбриология, сравнительная анатомия, молекулярная биология, биогеография
Что обозначают термины?
Онтогенез, филогенез, дивергенция, конвергенция,  гомологичные органы, аналогичные органы, рудименты, атавизмы, эндемики, реликты  
Учитель дает задания группам. (Презентация, Слайд 8)
Задания.
1.   Используя учебник А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Общая биология» 10-11 кл  § 61, (дополнительно) учебник Д.К. Беляева  «Общая биология» 10-11 кл  § 41 и материалы, лежащие на столах  найти факты, доказывающие существование эволюционного процесса на нашей планете.
I группа – палеонтологические доказательства эволюции;
II группа – эмбриологические  доказательства эволюции
III группа – сравнительно-анатомические   доказательства эволюции;        
IV группа – молекулярно-биологические и цитологические  доказательства эволюции;
V группа – биогеографические доказательства эволюции.
2. Лидер каждой  группы представляет   наработки группы классу.
3. Работа группы оценивается в баллах (группы получают жетоны):
Учитель делает установку на заполнение таблицы.
(Слайд 9)
После каждого выступления группы учитель демонстрирует доказательства эволюции, используя УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» и Презентацию и подводит итог работы группы.
Палеонтологические доказательства эволюции:
(УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» Слайд 2-5, урок 7, Слайды 22-24);
– наличие ископаемых остатков;
– наличие переходных форм;
– наличие филогенетических рядов (лошади)
Эмбриологические доказательства эволюции:
(УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» Слайды 6-8, урок 7);
– закон зародышевого сходства; 
– биогенетический закон.
Сравнительно-анатомические   (морфологические) доказательства эволюции: (Слайды 12-19)
– клеточное строение организмов;
– общий план строения позвоночных;
– наличие гомологичных и аналогичных органов;
– наличие рудиментов и атавизмов;
– наличие ныне живущие промежуточные формы
Молекулярно-биологические и цитологические  доказательства эволюции: (Слайды 20-21)
– элементарный химический состав;
– строение и функции органических молекул;
– аккумулятор энергии – молекулы АТФ;
– генетический код (универсален);
– биосинтез белка;
– строение и функция органоидов клетки;
– деление клеток (митоз и мейоз).
Биогеографические  доказательства эволюции.   (Слайды 25-32)
А. Уоллес выделил 6 зоогеографических областей по распространению животных и растений на нашей планете.

Вопросы:

1.  Почему флора и фауна Неарктической области (Северная Америка) и Палеоарктической области (Евразия) имеют много общего, хотя изолированы Беринговым проливом?
2. Почему флора и фауна Неарктической области (Северная Америка) отличается от Неотропической области (Южная Америка),  хотя они соединены Панамским перешейком?
3.  Почему флора и фауна Неотропической области (Южная Америка) и Эфиопской области (Африка) имеют много общего?
4.  Почему только в Австралии существуют сумчатые животные?
5.  Почему на Британских островах флора и фауна близка к  материковой, а на острове Мадагаскар нет типичных для Африки крупных копытных,  крупных хищников, высших обезьян?  
Однако там много низших обезьян – лемуров, которые нигде больше не встречаются (эндемики).
Учитель: Особенность  фауны и флоры островов свидетельствуют в пользу эволюции.
Вопрос: Почему океанические острова очень бедны, по сравнению с материковыми островами?          
Являются результатом случайного занесения некоторых видов птиц, рептилий, насекомых, семян растений, спор, которые смогли преодолеть водные преграды и занестись с помощью ветра, воды, птицами.  Представители таких видов, попавшие  на  океанические острова, получают широкие возможности для размножения.
Например, на Галапагосских островах из 108 видов птиц 82 и 8 видов рептилий эндемичны
На Гавайских островах 300 эндемичных видов улиток, принадлежащих к одному роду.
Распределение животных и растений по поверхности планеты и их группировка в биогеографические зоны отражает процесс исторического развития Земли и эволюции органического мира.
Вывод: (Слайд 33)
  Чтобы доказать, подлинность эволюции живого мира на Земле, необходимо использовать данные разных наук.

Учащиеся сравнивают понятия «макроэволюция» и «микроэволюция»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся дают определение терминам

 

 

Самостоятельная работа учащихся в группах  по нахождению фактов, доказывающих существование эволюции на Земле

 

Лидеры  каждой группы представляют классу  наработки группы и по ходу работы заполняют таблицу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся пятой группы отвечают на вопросы

3. Этап первичного закрепления материала Тестирование по группам (Слайды 34-40, Приложение 2)
За каждый правильный ответ группа получает жетон.
Учащиеся отвечают на вопросы теста и заполняют лист рефлексии.
4. Рефлексивно- оценочный этап 1. Рефлексия деятельности группы по различным видам деятельности.
2. Оценивание вклада каждого учащегося в работу группы.
3. Заполнение листов «Рефлексия деятельности группы и деятельности каждого учащегося»
Учащиеся оценивают свой вклад в работу группы и подводят итоги работы группы.
(Приложение 1)
5. Подведение итогов Учитель задает вопросы: (Слайд 41)
  1. Выполнили мы все поставленные задачи? Что нового вы узнали на этом уроке?
  2. Какой материал поняли полностью или частично?
  3. Насколько активно работали?
Учащиеся анализируют выполнение поставленных задач, делятся своими впечатлениями.
6. Постановка домашнего задания. Учитель предлагает:
  1. Изучить материал по § 61 и записям в тетради;
  2. Ответить на вопросы  1-3 в конце § 61. (Слайд 42)
Учащиеся задают по домашнему заданию вопросы по мере необходимости

Литература:

  1. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Общая биология» 10-11 класс – М.: «Дрофа», 2010.
  2. Д. К. Беляев «Общая биология» 10-11 класс – М.: «Просвещение», 1995.
  3. И.Д. Мухина Деятельностный подход при обучении биологии // Биология в школе 2003 – №8.
  4. Перевод с английского Л. Яхнина, А. Зайцева  Познавательная энциклопедия  «Экология» –  М.: АОЗТ «Кристина и К», 1993.
  5. Г.И. Лернер «Общая биология» поурочные тесты и задания.– М.: «Аквариум», 1998.
  6. А. Яблоков «Мир эволюции» – М.: «Детская литература», 1985.

10.03.2011