Медиа-лекция "Индивидуальное развитие организма"
Цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации средствами критического мышления.
Задачи:
Образовательные
Сформировать знания об этапах индивидуального развития организмов, основных стадиях эмбриогенеза, производных зародышевых листков, типах постэмбрионального развития.
Воспитательные
Продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование ИКТ и создание ситуации успеха.
Развивающие
Продолжить формирование метопредметных умений:
- выделять главное, составлять таблицы и схемы, устанавливать причинно - следственные связи;
- организовать себя на выполнение поставленной задачи;
- формулировать высказывание на заданную тему;
- осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.
Тип урока: урок-лекция изучения нового материала.
Используемые педагогические технологии: технология развития критического мышления, информационно-коммуникативные технологии обучения.
Методы: частично-поисковый, проблемный.
Приемы: «мозговой штурм», систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;
установление причинно - следственных связей между блоками информации, дискуссия.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация. Учебник для общеобраз. учреждений. «Общая биология 10-11 классы» В.И. Сивоглазов, И.В. Агафонова, Е.Т. Захарова – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 382 с.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Оргмомент | Приветствие обучающихся, создание доброжелательной рабочей атмосферы | Приветствие учителя |
I этап "Вызов" | С целью актуализации знаний я предлагаю обучающимся попробовать вспомнить, что они знают об индивидуальном развитии организмов с помощью вопросов: 1) Какие критерии живых систем вы знаете? 2) На каком из них мы остановились на прошлом уроке? 3) Что такое размножение? 4) Какие виды размножения вы знаете? 5) Почему потомство при половом размножении отличается большим разнообразием? 6) Что такое оплодотворение и каков его результат? 7) Какой набор хромосом имеет зигота? 8) С чего начинается развитие любого многоклеточного организма? 9) Какие стадии развития они претерпевают? |
В тетради чертят таблицу№1 (приложение 1) и заполняют графу «Знаю», используя приём «Кластеры». |
II этап. Стадия осмысления содержания | Лекция с использованием компьютерной презентации. (Приложение 4) План лекции. 1. Понятие об онтогенезе. 2. Индивидуальное развитие одноклеточных организмов. 3. Индивидуальное развитие многоклеточных организмов. 4. Эмбриональный период. 5. Постэмбриональный период. |
Задание 1. Во время объяснения нового материала заполняют таблицу №2 «Этапы эмбриогенеза» (Приложение 2) Задание 2. Заполните таблицу №3 «Производные зародышевых листков» (Приложение 3) |
III этап "Рефлексия" |
1. Вернитесь к тому, что Вы писали в начале урока. Какие знания подтвердились? Какие не подтвердились? Были ли ошибочные суждения? Посмотрите свои первичные списки, вычеркните неправильную, ошибочную информацию. 2. Составьте синквейн – ключевое слово – Онтогенез. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк. Правила написания синквейна: 1) В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2) Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3) Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы). 4) Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой). 5) Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. 3. Сгруппируйте новые знания и составьте структурно-логическую схему. |
Заполняют таблицу №1 графу “Узнал” Построение окончательного кластера. Проверяем схему у доски. |
IV этап Итог урока. | Можно ответить на любой из вопросов или закончить фразу: Наш урок подошёл к концу, и я хочу сказать… Для меня было открытием то, что … За что ты можешь себя похвалить? Что на ваш взгляд не удалось? Почему? |
Делают выводы, отвечают на вопросы. |
Домашнее задание: §3.8 | Творческое задание: Составить кроссворд по теме "Онтогенез и его этапы ". |
Записывают в тетрадь. |
14.01.2013