Межпредметный элективный курс "Природные сообщества вокруг нас"
Концепция модернизации российского образования предусматривает переход к предпрофильному и профильному обучению. Согласно Концепции профильного обучения, значительную роль, в развитии обучающихся играют элективные курсы, выбираемые самими учащимися.
Концепция созданной нами программы состоит в том, что в ее содержании предусмотрена реальная практико-ориентированная деятельность обучающихся по экологической оценки окружающей среды. Учащимся предоставляется возможность для саморазвития, формирования ответственного экологически-грамотного поведения в природе, осознание неразрывной связи человека с природой. Этот курс направлен на формирование у школьников чувственно-эмоциональной сферы, воспитание коллективизма и осознание неповторимости каждого существа, развития коммуникативных умений, радости общения и восхищения.
Значительное место в данном курсе занимает организация самостоятельной познавательной и практической деятельности обучающихся в рамках экскурсий, дидактических игр и спектаклей, экотренингов. Большое место мы уделяем камеральным работам, которые включают деятельность по наблюдению за живыми организмами, выявлению у них приспособленности к среде обитания, выявлению взаимосвязей существующих в любом природном сообществе (структурно-методическая организация курса).
Структурно-методическая организация курса
Курс рассчитан на 17 часов, в том числе: лекции - 4 часа, экскурсии- 6 часов, камеральные работы -3 часа, консультации, игры, тренинги - 2 часа, конференция - 2 часа.
Элективный курс «Природные сообщества…» является межпредметным (биология и экология), и направлен на повышение уровня биологических знаний, а также на расширение представлений об экологических закономерностях, проявляющихся в природе ДВ региона. Он ориентирован на развитие межпредметных знаний и умений, ведущим компонентом которых являются научные знания и способы практической деятельности.
Проведение анкетирования на первом и последнем занятиях позволяет получать сведения о развитии знаний по биологии и экологии, эстетических представлениях о природе родного края и природоохранных мотивах поведения.
Достижения намеченных образовательных результатов фиксируются в представленных работах на итоговой конференции по полноте, правильности и познавательной самостоятельности. Способность применять знания проявляется при составлении курсантами сценариев дидактических спектаклей, экотренингов.
Ожидаемые результаты
Участник элективного курса
Знает:
- состав и структуру экосистемы;
- типы сообществ;
- виды взаимосвязей между компонентами;
- механизмы функционирования;
- правила и приемы сохранения природных объектов.
Умеет:
- описать сообщества;
- наблюдать объекты;
- составить пищевые цепи и сети;
- определять видовую принадлежность;
- составить тесты.
Предпрофильная подготовка предшествует созданию профильных классов и осуществляется в 9 классах.
Цель и задачи.
Цель программы: создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора учащимися естественно-научного профиля на III ступени обучения.
Задачи:
- углублять знания учащихся о природных сообществах;
- развивать познавательный интерес к природе родного края, умения наблюдать, анализировать взаимосвязи в экосистемах;
- воспитывать коммуникативные способности и бережное отношение к природным сообществам.
Объяснительная записка
Цели и задачи элективного курса «Природные сообщества вокруг нас» направлены на удовлетворение потребностей, оценки своих возможностей и обоснованного выбора профиля на III ступени обучения, развития познавательного интереса к изучению окружающей природной среды, формирование умения видеть, понимать взаимоотношения между различными объектами природных сообществ.
Элективный курс способствует формированию новых знаний о биогеоценозах, эстетическому восприятию природы, развитию чувственного опыта, воспитанию потребности личного участия в защите окружающей среды.
Программа предполагает сохранение здоровья через здоровьесберегающие технологии: дидактические игры и тренинги на воздухе, экскурсии, мини-экспедиции.
В ходе реализации программы учащиеся получат представления о составе, структуре, взаимосвязях компонентов сообществ леса и водоемов нашего края и города. Курс включает новые для учащихся знания о биоценозах лужи, ручья и пойменного леса, их обитателях, не содержащиеся в базовых программах.
Изучение природных сообществ имеет ряд исключительных достоинств: они в виде скверов, парков, водоемов имеются не только за городом, но и в его черте. Число обитателей не велико и разобраться в них не представляет особых затруднений, так как имеется достаточное количество дополнительных пособий.
В программу элективного курса включен материал для различных групп школьников в соответствии с общими для всех учащихся задачами предпрофильного обучения на основе модульного принципа. Содержание, формы и методы элективного курса подобраны таким образом, что ученик сам определяет проблему, объем и способы ее решения, исходя из личных возможностей, потребностей и желаний. Обучение проводится с использованием активных форм: экскурсий, мини-экспедиций, камеральных работ, творческих проектов, тренингов, дидактических игр, что позволит развивать навыки практической и исследовательской деятельности.
Контроль усвоения знаний осуществляется в ненавязчивых формах, которые не травмируют психику ребенка.
Мы надеемся, что наша программа будет полезна всем, кто реализует Концепцию предпрофильного и профильного обучения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА ВОКРУГ НАС»
Объем различных форм учебной работы
Всего занятий - 17 часов
в том числе:
лекции и- 4 часа
экскурсии - 6 часов
камеральные работы - 3 часа
консультации, игры, тренинги - 2 часа
конференция – 2 часа.
№ п/п |
РАЗДЕЛЫ |
Количество часов |
||
---|---|---|---|---|
Всего |
Теория |
Практика |
||
|
Введение |
1 |
1 |
|
І |
Природные сообщества вокруг нас |
|
|
|
1 |
Характеристика экосистемы |
2 |
2 |
|
1.1 |
Экосистема водоема |
1 |
1 |
|
1.1.1. |
Экскурсия на водоем |
2 |
|
2 |
1.1.2. |
Экологическая оценка водоема |
2 |
|
2 |
1.2. |
Экскурсия в лес |
2 |
|
2 |
1.2.1. |
Обитатели леса |
1 |
|
1 |
1.3. |
Экосистемы Дальнего Востока |
2 |
|
2 |
1.4. |
Обобщение, анализ и систематизация знаний |
4 |
|
4 |
Содержание курса
Введение (1 час)
Цели:
а) определить начальный уровень знаний о природных сообществах;
б) познакомить курсантов с содержанием курса, формами занятий и требованиями к уровню усвоения теоретических и практических знаний, умений и навыков;
в) раскрыть и углубить ведущие экологические понятия: экология, экосистема, познакомить с классификацией экосистем.
Вводное слово учителя об элективном курсе. При знакомстве учащихся с содержанием курса им следует объяснить, в чем суть камеральных работ.
Для определения начального уровня знаний о природных сообществах предлагается тест. На этом занятии следует повторить понятия экология, экосистема, биогеоценоз. Дать учащимся представление о классификации экосистем по размерам и месторасположению.
Учебные элементы: цель и задачи курса, понятие экосистемы, классификация экосистем.
Формы занятий и технологии : беседа, тестирование, демонстрация таблиц.
Оборудование: таблица «Экосистема широколиственного леса», тест.
Раздел Ι. Природные сообщества вокруг нас.
1. Характеристика экосистемы (2 часа)
Цели:
а) повторить и углубить знания учащихся о составе и структуре природного сообщества;
б) развивать представления о взаимоотношениях компонентов экосистем;
в) повторить алгоритм составления пищевых цепей.
В ходе мини-лекции дать курсантам представление о составе природного сообщества: абиотические факторы среды (состав почвы, свет, температура, состав воды, рельеф); биотические (живые организмы). Из структурных компонентов следует выделить продуцентов (фотоавтотрофы, хемоавтотрофы ), консументов (фитофаги, зоофаги, паразиты, детритофаги), редуцентов ( черви, бактерии, плесневые грибы). Используя таблицу «Биоценоз широколиственного леса» предложить ребятам составить несколько пищевых цепей. На следующем этапе разделить детей на три группы, выдать каждой по одному растению (хвойное, лиственное, злаковое) и несколько рисунков животных, предложив подобрать консументов трех порядков. Каждая группа защищает свою цепь питания. Из представленных цепей составляется пищевая сеть. На заключительном этапе провести игры «Паутинка жизни» и «Найду себя - найду тебя». (Приложение 1)
Учебные элементы: структура и состав экосистемы и взаимосвязи.
Формы занятий и технологии : мини-лекция, беседа, тренинг, дидактические игры.
Оборудование: таблица « Биоценоз пресноводного водоёма», клубок ниток, рисунки обитателей экосистем.
1.1.Экосистема водоема(1 час)
Цели:
а) дать учащимся представление о типах водных экосистем (лужа, озеро, проточный водоем);
б) расширить кругозор о типичных представителях водоемов;
в) развивать умения находить приспособления у организмов к водной среде обитания и характер взаимоотношений между ними.
Классификацию наземных экосистем дать в форме схемы. Обитателей различных водоемов изучить, используя влажные препараты, фотографии, рисунки, таблицы, в/фильмы. Для выявления приспособлений и характера взаимоотношений организмов применить элементы исследований и поиска.
Учебные элементы: представители, приспособления к водному образу жизни, пищевые цепи.
Формы занятй и технологии : лекция, поиск и исследования приспособлений, демонстрация видео - сюжетов и печатных пособий.
Оборудование: влажные препараты обитателей пресных водоёмов.
1.1.1.Экскурсия на водоем (2 часа)
Цели: а) показать обитателей водоемов, их разнообразие, взаимосвязи в естественных условиях;
б) развивать навыки наблюдения животных в их среде обитания;
в) формировать культуру поведения в природе.
Организовать экскурсию, по возможности на три водоема, соблюдая требования к ее проведению и правила техники безопасности. Перед экскурсией дать учащихся план наблюдения организмов, где отразить способ передвижения, питания, дыхания, экологическую нишу и видовую принадлежность. Собрать природные объекты (личинок стрекоз, поденок, ручейников, бокоплавов, щитней, дафний, циклопов и других). После изучения животных вернуть их в водоемы. Во время экскурсии организовать видеосъемку и фотографирование.
Учебные элементы: экологическая среда и ниша, характер движения.
Формы занятий и технологии : мини- экспедиция, сбор природных объектов, наблюдения в естественных условиях.
Оборудование: сачки, кюветы, емкости с крышками, лупы, видеокамера, фотоаппарат, полевые дневники.
1.1.2.Экологическая оценка водоема (2 часа)
Цели:
а) научить детей выявлять трофические уровни исследуемых водоемов;
б) формировать навыки обработки экспедиционного материала;
в) развивать креативное мышление.
В процессе камеральноной работы весь собранный материал обрабатывается. Живые организмы распределяются по трофическим уровням. У них выявляются приспособления, характер движения, способ питания и дыхания, экологическая ниша. Эти сведения отмечаются в полевом дневнике . В конце занятия проводится экологический тренинг « Аквамодели» (Приложение 2) .
Учебные элементы: трофические уровни, биотические и абиотические факторы.
Формы занятий и технологии: камеральная работа, заполнение полевых дневников, экотренинг. Оборудование: рисунки обитателей водоемов, карандаши, бумага.
1.2.Экосистема леса (2 часа)
Цели:
а) познакомить со структурой и составом местного фитоценоза;
б) формировать навыки наблюдения за растениями в естественной среде;
в) научить оформлять экспедиционный материал.
В ходе экскурсии обратить внимание детей на видовой состав растительного сообщества и ярусность. Разбить детей на группы и дать задание самостоятельно определить приспособления растений к совместному проживанию. После того как группы отчитаются, предложить собрать гербарный материал доминирующих видов растений, соблюдая определенные правила и требования. В течение экскурсии проводить фотографирование, зарисовку, видеосъемку обнаруженных объектов.
Учебные элементы: пространственная структура и состав фитоценоз.
Формы занятий и технологии : экскурсия в лес, сбор природных объектов, наблюдения в естественных условиях.
Оборудование: фотоаппарат, видеокамера, карандаши, бумага, полевые дневники.
1.2.1. Обитатели леса (1 час)
Цели:
а) расширить представления о пространственной структуре посещенного фитоценоза;
б) углубить знания о редких и охраняемых видах;
в) развивать навыки работы с определителями растений и животных.
Экскурсионный материал обрабатывается в ходе камеральной работы. Необходимые сведения записываются в полевые дневники. У собранных растений и животных определяется видовая принадлежность и пространственное местонахождение в биоценозе. Особое внимание уделить биологии редких и охраняемых видов. В конце занятия проводится экологический тренинг «Каллиграфия» (Приложение 3) .
Учебные элементы: ярусы леса, редкие охраняемые виды.
Формы занятий и технологии : камеральная работа, работа с определителями и полевыми дневниками, тренинг.
Оборудование: определители растений, гербарии, таблицы, рисунки животных.
1.3. Экосистемы Дальнего Востока (2 часа)
Цели:
а) познакомить с многообразием природных сообществ ДВ региона;
б) расширить представления о редких охраняемых видах;
в) развивать эмоционально-чувственное восприятие мира.
Перед экскурсией в краеведческий музей учащимся выдается памятка с вопросами об исследователях ДВ, краснокнижных растениях и животных и основных биоценозах Хабаровского края. По итогам экскурсии дети готовят отчет в произвольной форме.
Учебные элементы: обитатели ДВ региона, Красная книга.
Формы занятий и технологии : экскурсия в краеведческий музей.
Оборудование: полевые дневники, диктофон, фотоаппарат, ручки.
1.4. Обобщение, анализ и систематизация знаний (4 часа)
Цели:
а) проверить усвоение учащимися основных терминов, закономерностей и понятий по элективному курсу;
б) развивать творческие и коммуникативные способности.
На этом занятии курсанты делятся на группы. Каждая группа составляет сценарий русской народной сказки, где используют терминологию, закономерности и понятия, полученные на занятиях. Для представления готовят костюмы. На подготовку и проведение мини-спектакля «Сказка-биорассказка» отводится два часа.(Приложение 4)
Следующие два часа проводится конференция с защитой презентаций, проектов, сообщений.
Учебные элементы: экологические термины и закономерности.
Формы занятий и технологии : конференция, дидактический спектакль.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран проекционный, компьютер.
Информационные источники см. в Приложении 5
5.05.2009