Методика группового обучения биологии с элементами ролевой игры
Данная методика является одной из наиболее актуальных на сегодняшний день, поскольку она позволяет решать не только дидактические задачи, но и дает возможность формировать коммуникативные навыки, умение работать в “команде”, распределять роль в соответствии со способностями и желанием учащихся.
Цель урока: на основе ранее полученных знаний скорректировать, расширить и углубить представления учащихся о классе рептилий.
Задачи урока:
- формирование навыков работы в группе;
- формирование умения работать с источниками информации и научными текстами;
- формирование навыка работы по заданному алгоритму;
- формирование навыка составления плана и работы с ним;
- формирование мыслительных процессов синтеза и анализа, развитие логики.
Тип урока: обобщающий.
Форма урока: игровая.
Предварительная подготовка
- В начале прохождения темы: “Класс пресмыкающихся” с учащимися заранее обсуждается форма проведения итогового урока в виде игры: “Это мы, самые-самые”.
- Учащиеся делятся на три группы.
- Внутри каждой группы избираются координатор, ученики, которые готовят презентацию (1-2), ученики, которые подбирают вопросы (1-2), спикер, генератор идей.
- Учитель заранее определяет с учащимися конкурсные задания и критерии их оценивания.
- Периодически по требованию группы учитель проводит консультации как для группы в целом, так и для отдельных её членов.
- Группам по жребию достаются темы: “Отряд крокодилы”, “Отряд черепахи”, “Отряд чешуйчатые”.
- Из числа учащихся первого уровня учитель назначает одного или двух помощников, ведущего (ведущий-учитель), определяя им роли секретаря или эксперта (экспертом может быть учащийся старших классов).
Сюжет игры
В Клуб Авторских Прав Природы (КАПП) поступают заявления от представителей отрядов черепах, крокодилов, чешуйчатых о признании их самыми красивыми, самыми сильными, самыми умными, то есть самыми эволюционно продвинутыми в рамках своего класса Рептилий. Председатель клуба (ведущий), секретарь и эксперт (1-3) принимают решение провести ряд соревнований между претендентами. Каждое соревнование оценивается определенным количеством баллов, набравшие наибольшее количество баллов признаются самыми-самыми.
Ход урока
Действия учителя | Действия учащихся |
Организационный момент. Напоминание порядка проведения игры | |
Председатель КАПП напоминает собравшимся представителям отрядов кл. Пресмыкающихся о поданных ими заявлениях, представляет своих помощников. Напоминает условия соревнований и их оценивание. Далее председатель предоставляет слово своему помощнику, который анализирует тексты заявлений (тексты были отданы ему заранее) | Учащиеся рассаживаются по
группам. На столе у каждой группы отпечатанный
порядок проведения конкурсов, критерии
оценивания и копия текста их заявления в КАПП. Помощник вносит первые результаты в таблицу оценок отрядов. |
Проведение и оценивание основных конкурсов | |
Председатель просит эксперта
или помощника перечислить для присутствующих
основные признаки класса Пресмыкающихся. Далее председатель напоминает, что представители каждого отряда должны были подготовить презентацию, рассказывающую об основных достоинствах своего класса. Председатель и его помощники оценивают выступления групп в соответствии с заранее объявленными критериями и выставляют оценочные баллы в таблицу. Итоги сообщаются присутствующим. |
Эксперт или секретарь
перечисляет основные признаки класса: 1) сухая кожа, лишённая желёз; 2) появление трех зародышевых оболочек в яйце и развитие яйца вне воды, на суше; 3) усложнение во всех системах органов, связанное с жизнью в наземно-воздушной среде. Представители каждой группы учащихся, согласно жребию, демонстрируют свои презентации, сопровождая их рассказом. |
Председатель объявляет конкурс
“Расскажу вам о себе”. По условию соревнования о себе может рассказать любой из присутствующих членов отряда. Его основная задача представить свою особь в наиболее выгодном свете, подчеркнув адаптивные признаки, красоту и целесообразность внешней формы. Представители правления КАПП подводят итоги конкурса, выставляют баллы |
Учащиеся заранее, по желанию,
избрали себе тех представителей отряда, о
которых будут рассказывать. Те, кто не принимал
участия в конкурсе, могут сдать свои рассказы в
письменном виде. Приблизительный план рассказа: 1. Систематическое положение. 2. Среда обитания. 3. Самые яркие адаптации. 4. Значение в экосистеме и для человека. Время выступления – две-три минуты. |
Председатель КАПП объявляет
конкурс на самый интересный вопрос и напоминает
его условия. Председатель подводит итоги и оценивает качество вопросов совместно со своими помощниками |
Представители каждого отряда
задают соперникам по одному вопросу, касающемуся
класса рептилии в целом или непосредственно
отряда соперников. Пример: у каких представителей класса рептилий болят зубы и почему? |
Председатель КАПП объявляет заключительный конкурс в программе состязаний “Рожденный ползать может взлететь”. Участникам состязаний предлагается обсудить в своей группе, какие мутационные изменения должны произойти во внешнем и внутреннем строении рептилий, чтобы они превратились в птиц. Высказать предположение, какая именно группа пресмыкающихся дала начало классу птиц. Каждая группа должна предоставить рисунок предполагаемой промежуточной переходной формы между пресмыкающимися и птицами. | Учащиеся обсуждают внутри групп
задания и определяют основное направление
мутационного процесса: 1. Предположительно, птицы произошли ок.500 млн. лет назад от первоптиц, которые, вероятно, были прямыми потомками ящеротазовых динозавров. К появлению первоптиц могли привести следующие мутации: - видоизменение роговых пластинок в перо; - появление полых костей; - вытягивание верхней и нижней челюстей и исчезновение зубов; - изменение костей передней конечности и превращение её в крыло; - появление 4-камерного сердца, редукция одной дуги аорты; - возникновение теплокровности; -усложнение дыхательной системы; - упрочение позвоночника, особенно в нижней его части; - увеличение объема переднего мозга и появление коры и т.д. 2. Рисунок, предоставленный группами, должен напоминать археоптерикса. |
Председатель КАПП и его
помощники подводят итоги конкурсов. Пока
секретарь производит подсчет баллов,
председатель задает вопросы участникам
состязаний: 1. Какой отряд, на ваш взгляд, проявил более глубокие знания? 2. Какой из конкурсов был для вас наиболее сложным? 3. О каких интересных фактах из жизни пресмыкающиеся вы узнали сегодня впервые? Секретарь оглашает итоги конкурсов и объявляет победителя. |
Представители отрядов отвечают на вопросы. |
Подведение итогов
Учитель проводит краткий анализ работы групп и сообщает, какие оценки будут выставлены ученикам. В случае неудовлетворенности выставленной оценки группа может попытаться оспорить свой результат.
16.11.2013