Методическая разработка урока по теме "Ботанический математический сад"
Цель урока: интеграция биологических и математических понятий при изучении растений и их органов, использование математических характеристик при составлении морфо-биологического описания растений.
Задачи:
- Образовательные: формирование представлений о комплексном подходе изучении учебного материала, формирование компетенций различного направления, умения применять знания на практике.
- Воспитательные: формирование материалистического мировоззрения, толерантного отношения, критического мышления, культуры речи.
- Развивающие: развитие представлений о целостности органического мира, умения и навыков выполнения исследовательских заданий при работе в группах, способности к сравнению, анализу и классификации получаемой информации.
Педтехнологии и методика: чтение и письмо для развития критического мышления (ЧПКМ), системно-деятельностный и проблемный подход.
Тип урока: комбинированный.
Метапредметные связи: интеграция биологии, математики.
Методы: метод исследования, метод чтения с пометками, наблюдения, беседа с элементами рассказа, демонстрация.
Оборудование: презентация, плоды и листья растений, гербарии, спилы стволов деревьев, письменные принадлежности, линейки, циркули, транспортиры, весы, карточки с заданиями, карточки с теоретическим материалом, медиапроектор.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Постановка цели и проблемных задач урока. Урок проводится преподавателями биологии и математики. Каждый учитель выступают в роли тьютора и фасилитатора, т.е. координирует, консультирует и одновременно осуществляет стимулирование процесса учения, создает в классе соответствующую интеллектуальную и эмоциональную обстановку, атмосферу психологической поддержки [1].
Вызов. Сегодня мы с вами совершим
виртуальное путешествие в необыкновенный сад –
ботанический и математический, попытаемся при
изучении растений использовать не только
биологические характеристики, но и
математические понятия.
Зарождение ботанических садов относится еще к
эпохе феодализма. Уже в V в. при многочисленных
монастырях средневековой Европы возникают так
называемые "аптекарские" сады или
"огороды". Первые ботанические сады имели
небольшие размеры. Растительные коллекции в них
были представлены размещенными в грядках
(огороды) лекарственными, ядовитыми, пряными
растениями, применявшимися в средневековой
медицине. История ботанических садов земли
русской берет свое начало от садов монастырских
и царских в XV-XVI вв. При царе Алексее Михайловиче
(вторая половина XVII века), были сделаны первые
попытки изучить примеры европейского садового
искусства и отойти от монастырских канонов. В
контексте реформ его сына Петра I идея сада
приобрела культурный и политический резонанс.
Петр I прекрасно понимал, что сад должен быть
прежде всего местом просвещения и образования.
Ботанический сад – не только место, где растут
цветы, кусты, деревья. Здесь все подчинено
законам гармонии: имеет значение сочетание групп
различных растений, размеры и форма дорожек,
стиль архитектурной планировки. На каждом шагу
люди встречают различные растения,
восхищаются их красотой, формой, ароматом.
«В растениях – музыки избыток,
Певучесть в линиях немых.
Мы ни фальшивых, ни избитых
Мелодий не увидим в них». (Вышеславский Л. «Ветки») [2].
Итак, попытаемся изучить характерные особенности растений: Липа мелколистная, Апельсин сладкий, Лавр благородный, Яблоня домашняя, используя две дисциплины – биологию и математику.
2. Алгоритм изучения нового материала. Проведение урока сопровождается использованием презентации.
2.1. Изучение и составление
морфо-биологических характеристик
биологических объектов (растений), заполнение
таблицы для фиксации изученного материала.
2.2. Проведение исследовательской работы по
выявлению математических характеристик плодов,
листьев, спилов растений.
Исследовательская работа учащихся
проводится по следующим направлениям:
изучение биологических и математических
характеристик плодов, листьев, спилов
растений, выявление статистических
закономерностей. При этом предусматривается
изучение теоретического материала,
выполнение заданий исследовательского
характера; анализ полученных результатов.
Работа выполняется в парах. Для проведения
работы используются раздаточный дидактический
материал по конкретному информационному блоку.
2.3. Исследовательская работа учащихся по выполнению заданий.
Исследовательская работа №1 «Определение
возраста и расчет среднего годичного прироста по
годичным кольцам растения Липа
мелколистная».
Исследовательская работа №2 «Измерение угла
дольки и радиуса плода на срезах плода
растения Апельсин сладкий».
Исследовательская работа №3 «Измерение длины
и ширины листа растения Лавр
благородный».
Исследовательская работа №4 «Измерение массы
плодов растения Яблоня обыкновенная».
Исследовательская работа №5 «Решение
биологических задач с использованием
математических расчетов».
3.1.Методика проведения урока
Каждая исследовательская работа
осуществляется в два этапа.
Первый этап предполагает изучение
биологических характеристик растений,
фронтальную беседу и работу по анализу
теоретического материала, по результатам
изучения раздаточного материала (гербарных
листов, плодов, листьев, спилов растений),
заполнение таблицы (представлена ниже) по
составлению морфо-биологического описания
растений.
Знаю | Узнал |
Второй этап: применение математических знаний и умений для проведения исследований , вычислений. Оформление результатов исследования.
3.2. Методическое сопровождение урока
Исследовательская работа №1 «Определение возраста и расчет среднего годичного прироста по годичным кольцам растения Липа мелколистная»
Биологическое описание растения Липа мелколистная. При упоминании о липе у многих из нас возникает образ ухоженной липовой аллеилекарственного сырья Липа растёт в лесахсадахбульварахпарках<. href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F" title="Декоративные растения">декоративноеприцветником<. href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B0_%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B0" title="Крона дерева">кроной<. href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%BB_(%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0)" title="Ствол (ботаника)">ствол Зацветает липа в естественных условиях на 20-м году жизни. Цветёт почти ежегодно и очень обильно в июне – июле. Цветение продолжается 10 – 15 дней. В то время, когда цветёт липа, в воздухе струится удивительно тонкий, нежный и сладковатый аромат
Биологическое описание растения Апельсин сладкий. Апельсин – .
Исследовательская работа №3 «Измерение длины и ширины листа растения Лавр благородный»
Исследовательская работа № 4 «Измерение массы плодов растения Яблоня обыкновенная»
Историческая справка. С яблоней и яблоками связано множество преданий и легенд.