Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Методическая разработка урока по теме "Ботанический математический сад"

Цель урока: интеграция биологических и математических понятий при изучении растений и их органов, использование математических характеристик  при составлении морфо-биологического описания  растений.

Задачи:

  • Образовательные: формирование представлений  о комплексном подходе  изучении учебного материала,    формирование   компетенций различного направления, умения применять знания на практике.
  • Воспитательные: формирование материалистического мировоззрения, толерантного отношения, критического мышления, культуры речи.
  • Развивающие: развитие представлений о целостности органического мира,  умения и навыков выполнения исследовательских заданий при работе в группах, способности  к сравнению, анализу и классификации получаемой  информации.

Педтехнологии  и методика: чтение и письмо для развития критического мышления (ЧПКМ), системно-деятельностный  и проблемный подход.

Тип урока: комбинированный.

Метапредметные связи:  интеграция биологии, математики.

Методы: метод исследования, метод  чтения с пометками, наблюдения, беседа с элементами рассказа, демонстрация.

Оборудование: презентация, плоды  и листья растений, гербарии, спилы стволов деревьев, письменные принадлежности, линейки, циркули, транспортиры, весы, карточки с заданиями, карточки с теоретическим материалом, медиапроектор.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Постановка цели и проблемных задач урока. Урок проводится преподавателями биологии и математики. Каждый учитель выступают в роли тьютора и фасилитатора, т.е. координирует, консультирует и одновременно  осуществляет стимулирование процесса учения,   создает в классе соответствующую интеллектуальную и эмоциональную обстановку, атмосферу психологической поддержки [1].

Вызов.  Сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие в необыкновенный сад – ботанический и математический, попытаемся при изучении растений использовать не только биологические характеристики, но и математические понятия.
Зарождение ботанических садов относится еще к эпохе феодализма. Уже в V в. при многочисленных монастырях средневековой Европы возникают так называемые "аптекарские" сады или "огороды". Первые ботанические сады имели небольшие размеры. Растительные коллекции в них были представлены размещенными в грядках (огороды) лекарственными, ядовитыми, пряными растениями, применявшимися в средневековой медицине. История ботанических садов земли русской берет свое начало от садов монастырских и царских в XV-XVI вв. При царе Алексее Михайловиче (вторая половина XVII века), были сделаны первые попытки изучить примеры европейского садового искусства и отойти от монастырских канонов.  В контексте реформ его сына Петра I идея сада приобрела культурный и политический резонанс. Петр I прекрасно понимал, что сад  должен быть прежде всего местом просвещения и образования. Ботанический сад – не только место, где растут цветы, кусты, деревья. Здесь все подчинено законам гармонии: имеет значение сочетание групп различных растений, размеры и форма дорожек, стиль архитектурной планировки. На каждом шагу люди встречают  различные  растения, восхищаются их красотой, формой, ароматом.

«В растениях – музыки избыток,
Певучесть в линиях немых.
Мы ни фальшивых, ни избитых
Мелодий не увидим в них».  (Вышеславский Л. «Ветки») [2].

Итак, попытаемся изучить характерные особенности растений: Липа мелколистная, Апельсин сладкий, Лавр благородный, Яблоня домашняя, используя две дисциплины –  биологию и математику.

2. Алгоритм  изучения нового материала.  Проведение урока сопровождается использованием  презентации.

2.1. Изучение и составление  морфо-биологических характеристик биологических объектов (растений), заполнение таблицы для  фиксации изученного материала.
2.2. Проведение исследовательской работы по выявлению математических характеристик плодов, листьев, спилов  растений.
Исследовательская работа  учащихся проводится по следующим направлениям: изучение  биологических и математических характеристик плодов,  листьев, спилов  растений, выявление   статистических закономерностей. При этом предусматривается изучение теоретического материала,  выполнение заданий  исследовательского характера; анализ полученных результатов.  Работа выполняется в парах. Для проведения  работы используются раздаточный дидактический материал по конкретному информационному блоку.

2.3. Исследовательская работа учащихся по выполнению заданий.

Исследовательская  работа №1 «Определение возраста и расчет среднего годичного прироста по годичным кольцам растения  Липа   мелколистная».
Исследовательская работа №2 «Измерение угла дольки и радиуса плода на срезах плода растения   Апельсин сладкий».
Исследовательская работа №3 «Измерение  длины и ширины листа   растения  Лавр благородный».
Исследовательская работа №4 «Измерение массы плодов растения Яблоня обыкновенная».
Исследовательская работа №5 «Решение биологических задач с использованием математических расчетов».

3.1.Методика проведения урока

Каждая  исследовательская работа осуществляется  в два этапа.
Первый этап предполагает  изучение биологических характеристик  растений, фронтальную беседу и работу  по анализу теоретического материала, по  результатам изучения раздаточного материала (гербарных листов, плодов, листьев, спилов растений), заполнение таблицы (представлена ниже)  по составлению морфо-биологического описания растений.

Знаю Узнал
   

Второй этап: применение математических знаний и умений для проведения исследований , вычислений. Оформление результатов исследования.

3.2. Методическое сопровождение урока

Исследовательская  работа №1 «Определение возраста и расчет среднего годичного прироста по годичным кольцам растения  Липа   мелколистная»

Биологическое описание растения Липа мелколистная. При упоминании о липе у многих из нас возникает образ ухоженной липовой аллеилекарственного сырья Липа растёт в лесахсадахбульварахпарках<. href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F" title="Декоративные растения">декоративноеприцветником<. href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B0_%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B0" title="Крона дерева">кроной<. href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%BB_(%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0)" title="Ствол (ботаника)">ствол Зацветает липа в естественных условиях на 20-м году жизни. Цветёт почти ежегодно и очень обильно в июне – июле. Цветение продолжается 10 – 15 дней. В то время, когда цветёт липа, в воздухе струится удивительно тонкий, нежный и сладковатый аромат

Историческая справка. Своё название род Липа (Tilia) получил за характерный светло-жёлтый прицветный листок (прицветник) очень напоминающий крыло стрекозы. В переводе с греческого "ptilon" означает "крыло". О липе упоминается в древнегреческих мифах, трудах античных учёных и писателей. В те далёкие времена её называли не иначе как «золотое дерево», по достоинству оценивая её красоту, долговечность, лечебную и практическую пользу. Люди же, помимо всего, считали липу священным деревом. Они верили, что липа приносит счастье и охраняет домашний очаг. Её не разрешалось рубить, осквернять. Липу высаживали возле домов, храмов и дворцов, её ветвями украшали жилища во время праздников. У древних славян липу считали деревом богини любви и красоты, а для христиан она была деревом Богородицы. Липа давно и широко используется в

Определять возраст деревьев по годичным кольцам впервые предложил Леонардо да Винчи; он же предположил, что их ширина зависит от климата, прирост годичных колец связан с метеорологическими факторами — температурой воздуха и осадками [4].

Методика определения возраста и расчета среднего годичного прироста по годичным кольцам растения  Липа   мелколистная представлена в .

Исследовательская работа №2 «Измерение угла дольки и радиуса плода на срезах плода растения   Апельсин сладкий»

Биологическое описание растения Апельсин сладкий. Апельсин – .

Исследовательская работа   №3 «Измерение  длины и ширины листа   растения  Лавр благородный»

Историческая справка. В Элладе и Древнем Риме лавр считался священным растением. Его высаживали у храмов, посвященных Аполлону. В Древней Греции и Риме венками из побегов лавра награждали победителей спортивных состязаний, героев, отличившихся в сражениях, поэтов. Этот обычай сохранился до наших дней.  Латинское название лавра Laurus – основа прочно вошедших в наш лексикон слов «лавры» и «лауреат». Лавровые листья – популярнейшая кулинарная пряность, которой улучшают вкус многих кушаний. Масло из плодов лавра употребляется в парфюмерной промышленности для изготовления душистого мыла высокого качества. Лавр благородный широко разводят в декоративных посадках. В древней медицине в качестве лекарственного средства широко применяли листья, кору, корни, плоды, костянку плодов, а также чистое лавровое масло [4].

Биологическое описание растения Лавр благородный. Лекарственное растение Лавр благородный – двудомное растение, дерево до 18 м высоты, обхват ствола 40 см. Деревья лавра живут до 100 лет (по некоторым данным до 400 лет). Лавровые побеги всегда несут много листьев, они очень красивы. Листья лекарственного растения Лавр благородный собирают молодыми, но полностью развитыми. Каждый лист способен жить на дереве 3-4 года, цветки у него однополые. Соцветия крупные по 6-12 шт., околоцветник простой. Листья простые, кожистые, темно-зеленые, блестящие, ароматные, волнистые. Плоды лекарственного растения Лавр благородный содержат 24-25% жирного масла. Лекарственное растение Лавр благородный цветет в марте-апреле, а плоды созревают в октябре – ноябре [5].

На основании данного материала проводится беседа и заполнение таблицы. Методика измерения  длины и ширины листа   растения  Лавр благородный представлена в .

Исследовательская работа № 4 «Измерение массы плодов растения Яблоня обыкновенная»

Историческая справка. С яблоней и яблоками связано множество преданий и легенд.