Методическая разработка урока "Тип Хордовые. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы"
Цель: раскрыть особенности внешнего строения рыбы в связи с жизнью в водной среде.
Задачи:
- продолжить формирование умений наблюдать, умений работать с учебником: находить в тексте ответы на вопросы, пользоваться текстом и рисунками для самостоятельной работы;
- развивать логическое мышление учащихся, умение сравнивать, анализировать и делать выводы;
- содействовать формированию коммуникативных компетенций, компетенций формирующих научно материалистическое мировоззрение, трудолюбие.
Этап мотивации
– Ребята, сейчас проведём умственную зарядку и отгадаем загадку.
Есть голова, да нет волос
Есть глаза, да нет бровей,
Перья есть, да не летает.
В холоде не зябнет
И жары не боится.
Кто это? (рыба)
– Обратите внимание на экран. Рыба, лягушка, птица
– Почему рыба, лягушка и птица показаны вместе? (Они
образуют один тип – Хордовые)
– Откройте учебник стр.175, назовите, какие ещё
представители типа хордовых есть. (Пресмыкающиеся,
млекопитающие)
– Ребята, назовите подтип, к которому эти
животные относятся. (Позвоночные)
– Итак, ребята посмотрите на стр.175, назовите,
ещё раз какие животные относятся к подтипу –
позвоночные животные.
– Ребята, обратитесь к учебнику стр.175 и скажите,
какой надкласс мы будем изучать сегодня на уроке?
(Надкласс Рыбы)
– Итак, назовите тему урока: Тип хордовые. Подтип
Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы.
Этап целеполагания
А сейчас каждый подумайте, обговорите, посмотрите в учебник и скажите, что надо знать по данной теме.
Учебные задачи:
1. Среда обитания.
2. Особенности внешнего строения в связи с жизнью
в водной среде.
3. Лабораторная работа «Внешнее строение рыбы».
– Открываем тетради и записываем тему урока.
Этап планирования.
– Что и кто нам поможет в решении наших задач? (Учебник,
учитель, товарищ, я сам)
– Будем продолжать умения работать с
учебником, таблицами, выделять главное, делать
выводы.
Этап реализации учебной деятельности
– Обратите на экран проблемный вопрос.
Почему рыба скользкая и её трудно удержать в руках?
– На это вопрос мы ответим после изучения темы.
А сейчас давайте находить ответы на поставленные
задачи урока. Вам предлагается заполнить вот
такой кроссворд.
Дополните буквами название рыб. Рыбы будут
называться на букву С.
C | |||||||
– Кто заполнил весь кроссворд, его часть? Проверьте по образцу, у кого правильно угаданы все названия рыб.
C | А | З | А | Н | |||
Е | Л | Ь | Д | Ь | |||
Е | В | Р | Ю | Г | А | ||
Т | А | В | Р | И | Д | А |
– Каких рыб ещё можете назвать?
– Ребята, мы назвали очень много рыб и ещё можно
очень много назвать, о чём это говорит? (О
большом разнообразии)
– Да если земноводных, пресмыкающихся, птиц и
млекопитающих 18000 видов, то число видов рыб 22000
видов.
– Посмотрите на экран, учебник стр.176, перед вами
некоторые представители рыб, все ли они
одинаковы? (Нет)
– Чем многообразие рыб отличается друг от друга?
Как вы считаете? Запишите в тетрадь.
Признаки отличия рыб друг от друга:
1. По форме тела (зависит от глубины)
2. По размерам (от 1 см до 20 метров)
3. По массе 9от 1.5 гр до 14 тонн)
4. Разные температурные условия от – 2С до + 50С
5. Разный диапазон обитания.
6. Разной окраски (мимикрия рыб)
– А видели вы таких рыб, которые по внешнему виду не похожи на рыб? Сейчас мы с вами с ними познакомимся.
Ёж-рыба
Это обитатели коралловых мест. Если они находятся в спокойных местах обычно плавают с прижатыми к телу шипами. Но если они почувствуют опасность, тело раздувается в шар величиной с футбольный мяч, покрытый пятисантиметровыми шипами. И даже, если какому-то хищнику удаётся проглотить эту рыбу – это означает верную смерть хищнику. Сами рыбы-ежи питаются кораллами. Охотятся они в ночное время, так как имеют острое зрение.
Электрический угорь
Достигает 2 м в длину, электрические органы – в хвосте. Это самая опасная из электрических рыб. Он может вызвать электрический разряд в 500-600 вольт. Голова – это положительный полюс, а хвост – отрицательный. Он ленив. Большую часть проводит, застыв среди водорослей на дне рек Южной Америки. Он очень плохо видит. Пищу находит с помощью электрических импульсов.
Морской конёк
Плавает в вертикальном положении с помощью хребтового плавника. Чтобы течение их не сносило, они прицепляются к растениям своим длинным, гибким хвостом. Благодаря тому, что могут вращать глазными яблоками, причём каждым в отдельности. Поэтому они могут охотиться с места. В этом ему помогает способность маскироваться в зависимости от окружающей среды. Добычу они всасывают через рот с помощью расстояния 3см. размеры от 2,5 см до 25 см.
– А что ещё самого интересного в мире рыб?! Давайте познакомимся с интересными фактами из жизни рыб.
1. Самая большая рыба на Земле – китовая акула.
2. Наибольшая глубина, на которой обнаружена рыба
(морской язык) – 10911 м.
3. Самая быстрая рыба – рыба-парусник. Плывёт
быстрее, чем бежит гепард – 109 км/ч.
4. Самая крупная костная рыба – рыба Луна.
5. Самая маленькая рыбка – Гоби длина её 16 мм.
6. 4-х крылая летучая рыба совершает полёт
длиной 109 м, высота 11 м, продолжительностью 90
секунд.
Итак, немного отдохнули и продолжаем дальше. Учебник стр.176, 2-й абзац, дополните схему.
– Какие представители относятся к каждому
классу?
– Итак, все рыбы разные, так почему же их
объединяют в один надкласс Рыбы? (общее признаки)
давайте их найдём.
– На экране общий вид окуня. Используя рис. и
текст учебника (стр.177 1-й абзац), выпишете в
тетрадь общие признаки строения рыб.
– Какие вы выделили общие признаки рыб?
– А теперь проведём самопроверку по образцу. (На
экране появляются правильные ответы)
1. Форма тела обтекаемая.
2. Тело делится на голову, туловище, хвост.
3. Тело покрыто чешуёй.
4. Чешуйчатый покров защищён слизью
5. Наличие плавников
– парные
– непарные.
6. Жаберные пластинки.
7. Рот.
8. Глаза.
9. Боковая линия.
– Поднимите руки, кто нашёл все признаки.
– Итак, тело рыбы покрыты чешуёй.
1. Можно ли по чешуе определить возраст рыбы? (Да)
2. Какое строение имеет чешуя?
3. Чем покрыта чешуя?
Теперь мы можем ответить на вопрос: «Почему
рыбу трудно удержать в руках?». (Кожа рыб
снабжена многочисленными кожными железами,
выделяющими слизистый секрет. Эта слизистая
плёнка выполняет роль смазки, уменьшая трения
воды о тело рыбы о руки)
– Так для чего служит слизь?
– А что ещё рыбе помогает передвигаться в воде?
– Выберите и подчеркните признаки, которые
обеспечивают возможность рыбе плавать.
1. Обтекаемая форма тела.
2. Чешуйчатый покров тела
3. Наличие слизи.
4. Наличие плавников.
– Что нужно помнить о плавниках? (Спинной и анальный обеспечивают равновесие в воде, а самый мощный – хвостовой)
Физминутка
Рыбки плавали, купались
В чистой, тёпленькой воде
Поплескались, поныряли
И уплыли вдалеке.
– У нас осталось решить последнею задачу, поэтому переходим к выполнению лабораторной работы.
Лабораторная работа. Внешнее строение рыбы.
1. Рассмотрите внешний вид рыбы, определите её
форму тела и объясните, каково её значение в
жизни рыбы.
2. Найдите голову, туловище и хвост рыбы.
Посмотрите, может ли рыба повернуть голову в
левую и в правую сторону? Какой вывод можно
сделать?
3. Рассмотрите окраску тела рыбы. Одинакова ли
она на спинной или брюшной сторонах. Какое
значение имеет такая окраска в жизни рыбы?
4. Рассмотрите, как на теле располагается
чешуи. Всели они одинаковые?
5. На голове рыбы найдите два отверстия –
ноздри. Рассмотрите глаза (без век),
расположенных по бокам головы сзади
головы найдите жаберные крышки, которые
прикрывают органы дыхания – жабры.
6. Найдите на теле рыбы парные плавники (грудные,
брюшные), непарные плавники (спинной,
подхвостовой (анальный) и хвостовой).
7. Зарисуйте внешнее строение рыбы и подпишите её
части.
8. Сделайте вывод: в чём выражается
приспособление внешнего строения рыбы к жизни в
воде?
Этап контроля знаний
А теперь проведём итоговый контроль. внимание на экран. Заполните пропуски в тексте.
Рыбы – это исключительно … животные. Надкласс рыбы делится на два класса … и … Тело покрыто …, которая предохраняет от механических воздействий. Так как тело рыб покрыто … и … – это обеспечивает её быстрое движение в воде. Конечности представлены …, самый мощный из них …
Этап домашнего задания
Домашние задание: стр.175-177. Написать сочинение-рассказ «Жила-была одна рыбка…».
6.02.2012