Методический маршрут «Электронный практикум для учащихся «Познавательные процессы человека»
Краткое описание Методического маршрута:
С помощью приложения MS PowerPoint, применяя эффекты настройки действия и анимации можно создавать электронные психологические тесты, позволяющие проводить лабораторные работы по изучению познавательных процессов человека. Замена текстового фрагмента с информацией для проведения практикума на интерактивный электронный образовательный ресурс способствует повышению качества организации образовательного процесса, экономии временных затрат на его осуществление.
Целевая аудитория: учащиеся 8 класса.
Предмет: биология.
Основные методы и приемы:
Организация лабораторных работ и самонаблюдения на уроке с применение электронных образовательных ресурсов при изучении курса биологии человека в основной школе. Возможность осуществления дистанционного взаимодействия с участниками образовательного процесса.
Место в учебном плане: серия занятий по теме “Высшая нервная деятельность”.
Раздел 1. О методическом маршруте
1.1. Общая информация о методическом маршруте
Лабораторные работы и самонаблюдения занимают важное место в изучении школьного курса биологии человека, так как способствуют более глубокому и осмысленному изучению этой науки, формированию практических и исследовательских умений, развитию творческого мышления, установлению связей между теоретическими знаниями и практикой, облегчают понимание фактического материала.
Актуальность методического маршрута обусловлена современным учебным процессом, протекающим в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требующим существенного расширения арсенала средств обучения. Для педагога мощным средством, облегчающим процесс создания учебного материала, являются электронные образовательные ресурсы, принципиальным отличием которых является наличие компонента интерактивности. С другой стороны, применение электронных образовательных ресурсов делает обучение более привлекательным, позволяет реализовать активно-деятельностное обучение, учитывающее потребности и склонности каждого обучающегося.
Задача практикума – организация интерактивного изучения индивидуальных познавательных процессов.
1.2. Какие возможности получат учителя, используя данный методический маршрут?
Профессиональный опыт
Готовность к реализации требований ФГОС, а именно создавать такую структуру урока, в которой обучаемые сами проводят наблюдение за состоянием собственного организма, ставят несложные биологические эксперименты и объясняют их результаты.
Организация сотрудничества со своими коллегами и учениками и получение от них обратной связи посредством сервисов Web.2.0.
Методический опыт
Организация лабораторных работ и самонаблюдения на уроке с применение электронных образовательных ресурсов при изучении курса биологии человека в основной школе.
Возможность осуществления дистанционного взаимодействия с участниками образовательного процесса.
Технологический опыт
Методический маршрут демонстрирует учителям дидактический потенциал приложения MS PowerPoint, как инструмента для создания электронных психологических тестов с помощью настройки действия и анимаций.
Участники Методического маршрута смогут сами создавать электронные психологические тесты делиться ими со своими коллегами.
1.3. Какие возможности этот маршрут открывает для обучающихся?
Пройдя по маршруту, у учащихся сформируются следующие универсальные учебные действия:
Личностные:
- формирование опыта применять правила общения в группе при совместной деятельности;
- развитие способности обобщать, анализировать и оценивать информацию;
- организация системы проб своих психических возможностей и последующее их соотношение с требованиями той или иной профессиональной деятельности.
Предметные:
- овладение навыками исследовательской деятельности по изучению организма человека, некоторых его психических особенностей;
- проведение наблюдений за состоянием собственного организма путем экспериментальных измерений.
Метапредметные:
- развитие способности и готовности к использованию ИКТ в образовательном процессе;
- формирование способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
1.4. Какие приемы и методики используются в маршруте?
Пассивная стратегия. Методы линейного воздействия.
Формы воплощения:
- просмотр учебных материалов;
- чтение заданий;
- работа с инструкциями, алгоритмами по выполнению заданий.
Данные методы позволяют сэкономить время учителя и ученика с точки зрения оперативного предоставления и получения информации.
Активная стратегия. Методы линейного взаимодействия.
Формы воплощения:
- диалог;
- выполнение биологического эксперимента;
- беседа;
- вопросы и комментарии.
Данные методы позволяют совместно рассмотреть тему учебного занятия, обсудить материалы, включить в работу всех учащихся, повысить их мотивацию к изучению предмета.
Интерактивная стратегия. Методы кругового взаимодействия.
Формы воплощения:
- совместная лабораторная работа;
- обмен информацией;
- выработка общего решения.
Данные методы обеспечивают реализацию деятельностного подхода и расширяют ресурсную базу для работы с информацией: её отбора, анализа, критического осмысления, структурирования. Позволяют фиксировать навыки практического применения полученных знаний.
Раздел 2. Знания, необходимые для прохождения методического маршрута
2.1. Какие навыки потребуются учителю для прохождения методического маршрута и использования его в своей практике?
Прохождение методического маршрута и последующая практическая реализации заложенной в нем педагогической идеи потребует от педагога, прежде всего знание требования Федерального государственного образовательного стандарта и способов реализации деятельностного подхода.
Важна техническая подготовка учителя. Педагоги должны иметь навыки создавать электронных образовательных ресурсов с помощью интерактивных возможностей приложения MS PowerPoint, скачивать готовые.
Учитель должен владеть навыками использования не только компьютера, но и иного мультимедийного оборудования (проектор, мультимедийная доска).
В зависимости от количества компьютерного оборудования в классе, учитель может изменять форму проведения практикума (индивидуальная, групповая, коллективная).
Важна техническая подготовка и учеников. Они должны уметь пользоваться интерактивными свойствами приложения MS PowerPoint.
Для выполнения практикума в дистанционном режиме ученики должны владеть навыком работы на сервисах Web.2.0.
2.2. Дополнительные навыки преподавателя: совместная работа с коллегами
В рабочую группу по совершенствованию практикума, по его наполнению могут войти учителя биологии, заинтересованные в повышении познавательного интереса к своему предмету, педагоги-психологи.
Педагоги-психологи окажут существенную методическую помощь в учете возрастных особенностей учащихся, в создании критериальной базы способов оценивания формируемых универсальных учебных действий.
Технологическое сопровождение могут осуществлять учителя информатики.
Раздел 3. Как маршрут будет интегрирован в образовательный процесс?
3.1. Как выбранная тема сочетается с учебным планом и планами отдельных уроков?
Предложенный в данном маршруте практикум по биологии человека может быть применён при проведении серия занятий по теме “Высшая нервная деятельность” в 8 классе, как отдельный этап урока, так и самостоятельный урок-практикум. В тоже время, предложенный материал учащиеся могут использовать в домашних условиях при самостоятельном изучении материала, размещенного в социальных сервисах с помощью сервисов Web.2.0.
3.2. Какие шаги необходимо выполнить для достижения планируемых результатов обучения?
Во-первых, при планировании учебной темы “Высшая нервная деятельность” учителю необходимо определить место для проведения лабораторного практикума в технологических картах уроков.
Во-вторых, учитывая индивидуальные особенности учащихся, объем и содержание учебного материала, необходимо отобрать лабораторные работы для проведения в классе и дома.
В-третьих, очень важна технологическая подготовка и учителя, и учащихся. Важно, чтобы педагог и дети владели технологией работы в приложении MS PowerPoint. Это необходимо учитывать при планировании групповой и индивидуальной работы. В случае отсутствия необходимого количества компьютеров более целесообразным становится объяснение учителя с использованием мультимедийного проектора.
В-четвертых, необходимо помнить о дозированном использование средств ИКТ на уроке.
В-пятых, при подведении итогов работы важно акцентировать внимание учащихся на индивидуальный характер познавательных процессов человека, на учет этих особенностей при проектировании профессиональной карьеры.
Раздел 4. Ресурсы для реализации маршрута
Аппаратное обеспечение
При работе над данным маршрутом понадобятся:
- компьютер;
- проектор;
- экран или интерактивная доска;
- наушники;
- колонки.
Информационные ресурсы
Электронный практикум для учащихся “Познавательные процессы человека”, созданный с помощью приложения MS PowerPoint.
Раздел 5. Каким образом может быть оценен и оптимизирован методический маршрут?
5.1. Оценка урока с учетом индивидуальной и групповой рефлексии.
Задания для индивидуальной рефлексии:
- оцените возможности кабинета для прохождения данного маршрута;
- оцените уровень технологической компетентности создания аналогичной ситуации на уроке, попробуйте сами выполнить задания, которые предлагаются ученикам;
- оцените возрастные возможности обучающихся, смогут ли они выполнить задания, предложенные в маршруте;
- подумайте, какие могут возникнуть организационные сложности во время учебной ситуации?
Задания для коллективной рефлексии:
- проведите анализ целесообразности использования практикума для учащихся “Познавательные процессы человека” при проведении серия занятий по теме “Высшая нервная деятельность” в 8 классе;
- какие приемы учитель может использовать во время лабораторной работы;
- какие методические приемы организации деятельности обучающихся можно рекомендовать на этапе сравнения результатов эксперимента;
- насколько готовы Ваши ученики к выполнению такого рода заданиям?
5.2. Направления для оптимизации будущих занятий.
Продолжение работы над маршрутом может быть реализовано следующим образом:
- Расширение списка лабораторных заданий по теме “Познавательные процессы человека”.
- Оценка возможности выполнения детьми практикума в домашних условиях в дистанционном режиме посредством сервисов Веб.2.0.
- Усиление практико-ориентированной составляющей маршрута и осмысление ее учащимися.
- Разработка оценочных средств для определения образовательного эффекта практикума.
5.3. Применение маршрута в других учебных ситуациях.
Предложенную в методическом маршруте идею исследования учащимися индивидуальных познавательных способностей можно использования в сфере развития личностных универсальных учебных действий в ходе профессионального самоопределения.
Классификатор маршрута:
1. Ступень обучения: основное общее образование
2. Учебный предмет: биология
3. Используемые средства ИКТ
- Интерактивное оборудование
- ЦОР
- Опросы и тесты
4. Тип уроков / занятий и преобладающая деятельность: урочная, внеурочная, лабораторная работа, дистанционное обучение.
- Приложение 1
- Приложение 2
- Приложение 3
- Приложение 4
- Приложение 5
- Приложение 6
- Приложение 7
- Приложение 8
25.03.2015