Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

"Мир ощущений". Программа курса по выбору для учащихся 8-го класса

Пояснительная записка

Программа курса расширяет тему: “Органы чувств” базового курса “Биология. Человек” 8 класс.

Необходимость введения данного курса по выбору обусловлена потребностью дальнейшего расширения знаний о функционировании разных анализаторов, так как в последнее время все больше внимания уделяется следующим понятиям: наблюдательность, коммуникабельность, энергичность, образованность, контактность. А все эти явления и поведение человека в целом зависят от работы зрительного, слухового, осязательного анализаторов и от их взаимодействия между собой, что и обеспечивает получение полной и реальной картины окружающего мира.

Целью этого курса является создание условий для развития индивидуальных интересов у учащихся к своему организму, расширение знаний о резервах и возможностях своих органов чувств. А для некоторых учащихся этот курс может явиться фундаментом для подготовки будущего специалиста: врач с определенной специализацией (офтальмолог, отоларинголог, сурдолог), психолог и т.д.

Практические занятия помогают определить наиболее эффективно работающий анализатор, что может быть условием для дальнейшего выбора профессии. Например, такие профессии, как: визажист, косметолог, дизайнер, программист – предполагают усиленную работу зрительного анализатора; дегустатор, повар – обонятельного; музыканты – слухового и т.д. Поэтому эти занятия могут быть одной из форм профессиональной ориентации, так как они углубляют, делают более устойчивыми и целенаправленными интересы учащихся к определенным видам практической деятельности.

Цель будет реализована через решение следующих задач:

  • получение теоретических расширенных знаний об эволюции, строении и функциях органов чувств;
  • проведение занимательных практических и лабораторных работ, отработка практических навыков по гигиене;
  • анкетирование и тестирование учащихся для определения склонности к предпочитаемой профессии.

Курс рассчитан на учащихся 8 – 9-х классов.

Программа курса по выбору построена так, что каждая тема начинается с ознакомления учащихся с теоретическими основами и заканчивается применением знаний на практике. Материалы курса включают не только знания по анатомии, но и сведения из экологии, физики. Т.е. данный курс является в той или иной степени интегрированным, причем все элементы взаимосвязаны между собой и предусматривают постепенное развитие навыков работы с собственными анализаторами.

Содержание

I. Эволюция органов чувств1 час.

Примитивные анализаторы низших животных, органы чувств насекомых, низших позвоночных, млекопитающих, причины отсутствия органов чувств у растений. Отличия понятий “орган чувств” и “анализатор”.

II. Оптическая система глаза3 часа.

Строение и функции человеческого глаза, аккомодация и роль зрачка в зрительном акте, особенности работы палочек и колбочек, их распределение по сетчатке, различия между ними. Бинокулярное и стереоскопическое зрение, цветовосприятие и причины его нарушения. Острота зрения и её параметры. Принцип определения остроты зрения. Поле зрения, периметрия, явление диспаратности. Астигматизм.

Практическая работа № 1. “Определение остроты зрения”.

Практическая работа № 2. “Определение поля зрения. Периметрия”.

Практическая работа № 3. “Исследование цветового зрения с помощью полихроматических таблиц”.

Практическая работа № 4. “Обнаружение явлений астигматизма”.

III. Человек в мире звуков1 час.

Природа звука, его высота и сила. Строение и функции уха. Острота слуха и её параметры, область звуковых восприятий, бинауральный эффект. Проверка зрительной и слуховой памяти.

Практическая работа № 5. “Определение остроты слуха”.

Практическая работа № 6. “Локализация звука в пространстве”.

IV. Механо- и терморецепторы1 час.

Механические стимулы: давление, прикосновение, сила тяжести, перемещение и вибрация, особенности их восприятия. Пространственные пороги, эстезиометрия. Тепловые и холодовые рецепторы, их пространственное распределение на коже. Температурная адаптация. Болевые ощущения.

Практическая работа № 7. “Пространственное распределение кожных рецепторов”.

V. Хеморецепторы1 час.

Ощущения вкуса и запаха; их связь с действием химических веществ, возбуждающих хеморецепторы. Типы вкусовых ощущений и основных запахов. Острота обоняния и условия, вызывающие её изменения.

Практическая работа № 8. “Определение чувствительности отдельных участков языка к различным вкусовым раздражениям”.

VI. Иллюзия. Взаимодействие анализаторов1 час.

Механизм зрительных иллюзий. Явление контраста и его физиологическое значение, компенсация одних анализаторов другими, искажение восприятия, взаимодействие анализаторов при ориентации в пространстве.

Практическая работа № 9. “Последовательные зрительные образы и контрасты”.

Практическая работа № 10. “Опыт Аристотеля”.

VII. Явление адаптации в системе анализаторов1 час.

Приспособительное значение адаптации, биологический смысл адаптации, адаптации в обонятельном, зрительном, кожном анализаторах.

VIII. Повторение и обобщение1 час.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Количество часов всего

Из них теоретических

Практических работ

1

Эволюция органов чувств

1

1

2

Оптическая система глаза

3

1

4

3

Человек в мире звуков

1

2

4

Механо- и терморецепторы

1

1

5

Хеморецепторы

1

1

6

Иллюзия. Взаимодействие анализаторов

1

2

7

Явление адаптации в системе анализаторов

1

1

8

Повторение и обобщение

1

1

 

Итого:

10

4

10

Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

– основные пути эволюции органов чувств у животных;
– строение и функции анализаторов;
– особенности работы зрительных, слуховых, механо-, термо-, хеморецепторов и их пространственное распределение;
– причины нарушений в работе различных анализаторов и возможные пути их устранения;
– механизм взаимодействия анализаторов, причины искажения восприятия;
– явления адаптации в системе анализаторов и их значение.

Учащиеся должны уметь:

– определять остроту и поле зрения;
– обнаруживать явления астигматизма;
– проводить периметрию;
– исследовать цветовое зрение;
– определять остроту слуха и источник звука в пространстве;
– выявлять чувствительность языка к различным вкусовым раздражениям;
– объяснять явления иллюзии и контраста;
– проверять зрительную и слуховую память.

Контрольно-измерительные материалы

Возможные темы рефератов:

1. “Эволюция глаза”.
2. “Эволюция органов слуха”.
3. “Передача звука”.
4. “Гигиена слуха”.

Контрольные вопросы:

  1. Укажите последовательно, через какие части глаза проходит свет, прежде чем попадает на сетчатку?
  2. Почему люди с плохим зрением прищуривают глаза, когда рассматривают удаленный предмет?
  3. Каково значение стереоскопического зрения? Подтвердите опытом.
  4. В чем соответствие строения и функций наружного уха, среднего уха и внутреннего уха?
  5. В какой части слухового анализатора происходит восприятие звуков, а в какой – их различение?
  6. В какой части слухового анализатора физические колебания вызывают биологические явления?
  7. Объясните, почему закладывает уши во время взлета самолета.
  8. Почему мы отличаем кислый вкус квашеной капусты от кислого вкуса лимона?
  9. Какие анализаторы имеют наибольшее значение для восприятия прекрасного?
  10. Раздражения каких анализаторов помогают устранять ошибки зрения?

Информационное обеспечение

Литература для учителя:

  1. А.Г. Хрипкова, Г.Г. Манке, Р.Д. Маш “Методика преподавания факультативных курсов по биологии”. М. “Просвещение” 1989.
  2. Г.Г. Манке, Р.Д. Маш, М.Я. Михеева “Методика проведения факультативных занятий по биологии”. М. “Просвещение” 1980.
  3. А.Н. Кабанов, Э.Г. Каплун, Н.Н. Леонтьева “Руководство к лабораторным занятиям по физиологии человека и животных”. М. “Просвещение” 1966.
  4. А.С. Батуев, И.П. Никитина “Малый практикум по физиологии человека и животных”. М. “Высшая школа” 1967.
  5. Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор “Биология” 1–3 том, изд-во “Мир” 1993.
  6. В.С. Анисимова, Е.П. Брунов, Л.В. Реброва “Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека”. М. “Просвещение” 1978.
  7. Тетрадь с печатной основой для учащихся 9-х классов, часть 2. – Саратов, “Лицей”, 1997.

Литература для учащихся:

  1. Б.Н. Сергеев “Занимательная физиология”. М. “Молодая гвардия” 1969.
  2. Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор “Биология” 1–3 том, изд-во “Мир” 1993.
  3. И.Д. Зверев “Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека”, М. “Просвещение” 1983.

20.01.2006