Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Многообразие живого мира

Цель урока: познакомить учащихся с многообразием живого мира.

Задачи:

  • Образовательная: рассмотреть, как распределяются живые организмы по планете; выяснить, что такое природная зона; какие условия неживой природы характерны для каждой природной зоны; какие приспособленности имеют живые организмы для жизни в различных природных зонах;
  • Развивающая: формировать умения выделять главное, сравнивать, формулировать выводы;
  • Воспитательная: развивать у учащихся внимание и наблюдательность; любознательность и интерес к природе.

Тип урока: урок изучения нового материала, урок-путешествие.

Дидактическое обеспечение: компьютерная презентация.

Ход урока

1. Оганизационный момент.

2. Вводная часть.

Слайд 1:

Учитель: Откройте тетради, запишите число. Тема урока: Многообразие живого мира.

Слайд 2:

Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие на волшебном поезде. Но для того, чтобы сесть в наш биологический поезд, необходимо приобрести билеты. Для этого надо отгадать загадки:

  • Зимой спит – летом ульи ворошит. (Медведь)
  • Чудо-юдо – великан на спине везет фонтан. (Кит)
  • Кто на себе свой дом носит? (Улитка)
  • Сквозь землю прошел – Красную шапочку нашел. (Гриб)
  • Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк)
  • Днем слепа бывает, ночью прозревает. (Сова)
  • Зимой и летом –одним цветом. (Ель)
  • Не бьет, не ругает- а все от него плачут. (лук)
  • У маленькой скотинки сто серебряных монет на спинке. (рыбка)
  • Одежды себе не шью, но ткань всегда тку. (паук)
  • Рыж, да не конь, рогат, да не баран, дома не любят, и на базаре не купят (таракан)

А теперь пора отправляться в путешествие.

3. Изучение нового материала ( представление и рассказ по презентации)

Слайд 3:

Учитель: Нашу планету населяют самые разнообразные организмы. Живые организмы очень различаются по размерам. И первая наша остановка будет на станции “Организмы - гиганты”. Например, синий кит достигает 33м в длину. Некоторые сосны могут вырасти до 40м.

Слайд 4:

Следующая станция “Организмы - лилипуты”. Например, божья коровка размером меньше 1см, а ряска (водное растение, живущее на поверхности водоемов) – 3-5мм.

Слайд 5:

Третья станция – “организмы - невидимки”.Самые маленькие живые организмы видны только в микроскоп и измеряются тысячными долями миллиметра. По мере того как совершенствовался микроскоп, ученые открывали все новые, ранее невидимые живые организмы. Несметное их количество населяет почву и воздух. Миллионы их живут на теле и в теле живых и мертвых растений, животных и людей. К “организмам – невидимкам” например, относятся: простейшие (амеба обыкновенная, инфузория-туфелька, эвглена зеленая), бактерии.

Слайд 6-7:

По-разному распределились на нашей планете ее обитатели, однако есть границы, за которыми жизнь становится невозможной.

И следующая наша остановка на станции “Границы жизни на планете”. Верхняя граница жизни определяется в атмосфере озоновым слоем (озон-разновидность кислорода) и проходит на высоте 15-20 км. Выше этого слоя ультрафиолетовые лучи убивают все живое. Нижняя граница проходит по дну океана, а на суше – по земной коре на глубинах до 3,5 км. Глубже недра Земли разогреты до 1000С и более, а при такой температуре жизнь невозможна. Только некоторые бактерии – обитатели горячих вулканических источников – выдерживают температуру до 920С.

- Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос: где существует жизнь? (Жизнь на планете существует там, где для нее есть необходимые условия).

Слайд 8:

-Давайте вспомним эти необходимые условия для жизни живых организмов и затем запишем их в тетрадь:

-температура

-свет

-влажность

-давление

-осадки

-содержание кислорода

-питательные вещества

Слайд 9:

Условия на нашей планете разнообразны. И поэтому живым организмам приходиться приспосабливаться к жизни в различных условиях. Весь живой мир распределен по природным зонам.

В одних местах живому организму может быть слишком жарко, в других – слишком холодно, в третьих – слишком влажно. Природная зона – это территория с однородными климатическими условиями.

Слайд 10:

Существуют следующие природные зоны:

  • Арктические пустыни
  • Тундра
  • Тайга
  • Степи
  • Пустыни и полупустыни
  • Смешанные и широколиственные леса

Слайд 11:

Далее наш биологический поезд отправляется на станцию “Арктические пустыни”. Арктика… От этого слова веет ледяным холодом. Арктика – это всё огромное пространство Северного Ледовитого океана вместе с морями и островами. На островах Арктики расположена ледяная зона.

Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи едва скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега.

Зимой в Арктике полярная ночь. Иногда бывают полярные сияния. Дуют сильные ветры, часто бушует вьюга, температура понижается до – 60…

Слайд 12:

Представители арктических пустынь (например: белая чайка, морж, белый медведь, тюлень, мак полярный).

К жизни в трудных условиях приспособились немногие живые существа. Например: Под кожей у тюленей толстый слой жира, который защищает от холода. Отдыхая на льдинах, тюлени часто становятся добычей белых медведей. У белого медведя мех белый – это способствует быть незамеченным среди белых льдов Арктики, что помогает подкрадываться к жертве.

Слайд 13:

Следующая станция “Тундра”. Южнее ледяной зоны вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. Природные условия тундры похожи на природные условия Арктики, но менее суровы.Зима в тундре долгая и очень суровая. Лето короткое, прохладное. Круглый год дуют холодные сильные ветры. За короткое лето поверхность тундры оттаивает примерно на полметра в глубину. А ниже – вечная мерзлота.

Слайд 14:

Представители тундры (например: песец, олень, полярная сова, заяц-беляк, вороника, дриада (куропатачья трава)). Растения тундры имеют жесткие, маленькие листья.

- Ребята как вы думаете почему?

(Такие листья препятствуют испарению воды растительностью. Почва тундры оттаивает на небольшую глубину, вода, находящаяся в ней, очень холодная. Растения не способны усваивать холодную воду, поэтому, даже находясь в переувлажнённых почвах, постоянно испытывают водный голод).

Растения тундры стелятся по земле. Почему? (Это приспособление позволяет переносить сильные зимние ветры ( до 40 м/сек), несущие снег и срезающие верхнюю часть растений. Стебли, стелющиеся по земле, укрываются снегом и не вымерзают).

Животные тундры имеют светлую окраску. Почему? (В тундре зима длится большую часть года. Лежит глубокий белый снег. Животные имеют светлую окраску, помогающую хищникам подкрадываться к жертвам, а жертвам- скрываться от хищников. Светлая шубка животных сливается с белым снегом).

Слайд 15:

Следующая остановка на станции “Тайга”. Зона лесов занимает больше половины территории России. В северной части лесной зоны находится тайга.

Тайга — это густые хвойные леса. Они растут в северных областях Евразии и Северной Америки, где суровые снежные зимы и короткое лето.

Лето в тайге намного теплее, чем в тундре, но зима очень холодная. Здесь тоже есть многолетняя мерзлота. В хвойных лесах всегда полумрак, так как мохнатые ветви почти не пропускают солнечных лучей. Почва покрыта мхами и лишайниками, мало трав и кустарников.

Слайд 16:

Тайга славится своими елью, сосной, пихтой, кедром, лиственницей — деревьями, у которых вместо листьев узкие и плотные иголки — хвоя. Только это тоже листья, которые не боятся сильного ветра, а их плотная кожистая поверхность надежно защищает от мороза. Таежные звери сумели неплохо приспособиться к долгим холодам и сильным морозам. Чтобы пережить суровую зиму, бурый медведь и некоторые грызуны впадают в спячку. А такие звери, как лось, олень, обладающие необыкновенной выносливостью, способны в самую лютую стужу преодолевать большие расстояния, отыскивать под снегом корм. Их широкие копыта позволяют не проваливаться в глубокий снег и передвигаться с меньшими затратами сил.

Представители тайги (например: рысь, бурый медведь, волк, лось).

Слайд 17:

Станция “Смешанные и широколиственные леса”. В районах с умеренным климатом растут смешанные леса. Здесь зима не слишком холодная, а лето теплое. Осадки выпадают в течение всего года. Смешанные и лиственные леса состоят как бы из трех ярусов. Наверху — кроны деревьев (сосна обыкновенная, береза), ниже — кустарники (малина, бузина, рябина, орешник), внизу- разнообразные травы, ягоды, грибы, папоротники, хвощи, мхи.

Слайд 18:

Смешанные леса — раздолье для самых разнообразных зверей: медведей, волков, лис, зайцев, ежей, белок,

Слайд 19:

Следующая станция “Степи”. Южнее зоны смешанных и лиственных лесов начинаются степи — огромные ровные пространства, поросшие высокими травами. Деревьев в степи нет, потому что им не хватает влаги. Климат в степях достаточно теплый: жаркое засушливое лето с редкими дождями и умеренно холодная влажная зима. В степи нет укрытий от хищников. Норный образ жизни, широко распространенный в степи, - результат отсутствия естественных укрытий.

Слайд 20:

Среди степных животных много грызунов, роющих глубокие норы, где зверьки спасаются от летнего зноя и зимних холодов. Это суслики, хомяки, сурки. Суслики летом наедаются досыта и сильно потолстев, ложатся спать на всю зиму. Хомяки делают запасы на зиму ( достигает запас 15кг зерна). Зимой просыпаются, чтобы поесть. Из растительного мира имеют распространение: ковыль-волосатик, ирис карликовый.

Слайд 21:

Станция “Пустыни и полупустыни”. Пустыни распространены в умеренном поясе Северного полушария, субтропических и тропических поясах Северного и Южного полушарий.

Лето в пустыне очень жаркое. Поверхность земли нагревается днём до 70 градусов, ночи прохладные, потому что песок и глина быстро остывают. Осадков мало. Иногда за всё лето не бывает ни капли дождя.

Слайд 22:

Растительность пустынь хорошо приспособлена к засухе: листья многих растений превратились в колючки, испаряющие минимум влаги, корни разветвленные и очень длинные. Преобладают различные виды полыней и солянок.Одно из самых известных растений пустыни – верблюжья колючка. Её корни проникают на глубину почти 20 метров и оттуда добывают воду.

Для пустынь характерны быстро передвигающиеся животные, что связано с поисками воды (водопои удалены)). В связи с необходимостью укрытия от врагов и суровыми климатическими условиями у ряда животных сильно развиты приспособления для рытья в песке. Животным пустынь присуща покровительственная “пустынная” окраска — жёлтые, светло-бурые и серые тона,

- Ребята, как вы думаете. Почему? (это делает многих животных малозаметными.)

Представители пустынь и полупустынь (например: верблюд, скорпион, тарантул, верблюжья колючка, солянка).

4. Закрепление:

Слайд 23:

Учитель: Вот закончилось наше путешествие. Наш волшебный поезд на станции “Конечная”. Вам предстоит выполнить самостоятельно задание (приложение 1).

- Ребята, какой можно сделать вывод по теме сегодняшнего урока? (В разных природных зонах обитают разнообразные живые организмы, приспособленные к жизни в данных условиях.)

5. Заключение

Выставление оценок

Домашнее задание: параграф 29 с.95, ответить на вопросы.

6.02.2015