Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Многообразие птиц. 7-й класс

Цель: Познакомить с разнообразием систематических групп птиц, с разнообразием экологических групп птиц, с разнообразием птиц родного края.

Задачи:

  • Сформировать знания современной систематики птиц;
  • Сформировать понятия «экологические группы птиц» и их внешние отличия в связи с образом жизни;
  • Знакомить с разнообразием птиц своей местности и воспитывать любовь к птицам родного края;
  • Показать многообразие птиц, используя дополнительный материал, интересные факты для повышения мотивации изучения предмета;
  • Формировать умение работать в группах, выступать публично.

Оборудование:

  • Учебники;
  • Презентация «Многообразие птиц»;
  • Отрывки из фильма «Эволюция полета», ВВС

Ход урока

1. Организационный момент

2. Сообщение целей и задач урока

3. Подготовка к активному восприятию нового материала

  1. Просмотр первого фрагмента фильма.
  2. Птицы – самый многочисленный класс наземных позвоночных.
  3. Рекорды птичьего мира
    • Самый выдающийся рекордсмен – африканский страус. Как минимум пять рекордов поставлены этим представителем мира пернатых.
    • Самая маленькая птичка – колибри-шмель, обитающий на Кубе. Как можно догадаться, у колибри самое маленькое гнездо в птичьем мире – его размеры не превышают половинки грецкого ореха и самые крошечные яички.
    • Самой крупной водоплавающей птицей является императорский пингвин.
    • Самые длительные перелеты совершают полярные крачки.
    • Лучшим «имитатором» среди птиц считается многоголосый пересмешник, обитающий в лесах на юге США.

4. Изучение нового материала

Эволюция птиц идет уже почти 199 млн. лет. Результатом эволюции является огромное разнообразие птиц, что отражено в современной систематике.

  • Современная систематика птиц такова.

Класс ПТИЦЫ включает три надотряда: Пингвины, Страусовые и Типичные птицы.

  • Схема в презентации.

Учащиеся заполняют схему в тетрадях.

  • Выделяют экологические группы птиц по месту обитания, по способам питания и другие.
  • Каждая группа привязана к своим местам обитания, использует свойственные им корма и имеет определенные приспособления к их добыванию.

Различают следующие экологические группы:

  1. Птицы парков и садов обитают возле жилья человека, уничтожая вредных насекомых. Это многочисленные представители отряда воробьиных: синицы, воробьи, ласточки, мухоловки, скворцы и др. Обычно это птицы мелких и средних размеров.
  2. Птицы лугов и полей гнездятся и кормятся на земле. Они объединяют представителей многих отрядов: жаворонков, трясогузок (отряды воробьиные), чибисов (отряд кулики), журавлей (отряд журавлеобразные), куропаток и перепелов (отряд куриные), коростелей (отряд пастушковые).
  3. Птицы болот и побережий добывают корм с поверхности земли, со дна или влажного грунта, в связи с чем у некоторых из них голенастые ноги и тонкие без перепонок пальцы (цапли и аисты - отряд аистообразные), у других имеются перепонки на ногах (лебеди, гуси, казарки, утки, чирки, нырки - отряд гусеобразные).
  4. Водоплавающие птицы, как показывает само название, способны плавать, а многие из них еще и ныряют. В связи с приспособлением к плаванию и нырянию у водоплавающих птиц есть перепонки между пальцами ног, а сами ноги отставлены далеко назад. По земле большинство водоплавающих передвигаются медленно и неуклюже. Оперение водоплавающих птиц предохраняется от намокания главным образом строением перьевого покрова. Плотное переплетение перьевых и пуховых бородок образует густой слой с водоотталкивающей наружной поверхностью. Кроме того, водонепроницаемости способствуют бесчисленные пузырьки воздуха, заключенные в тончайших полостях слоев оперения. Смазывание перьев выделениями копчиковой железы тоже имеет значение для защиты от воды: оно сохраняет естественную структуру, форму и эластичность перьев, образующих водонепроницаемый слой.
  5. Птицы пустынь и степей - обитатели обширных открытых пространств с разреженной растительностью. Здесь трудно найти укрытие, и потому многие птицы, живущие в степях и пустынях, имеют длинные ноги и шею. Это позволяет им далеко осматривать местность и заблаговременно видеть приближение хищников. Свой корм птицы степей и пустынь находят на земле, среди растительности. Им приходится много ходить в поисках пищи, и потому ноги этих птиц обычно хорошо развиты. Некоторые виды спасаются не улетая, а убегая от опасности.
  6. Птицы леса - самая многочисленная группа. У ее представителей существуют различные формы связи с лесной средой.

Различают 3 группы:

  • а) Древесные птицы, лазающие по деревьям
  • б) Группа лесных птиц, гнездящихся только на земле. Корм добывают и на земле и на деревьях.
  • в) Группа лесных птиц. Гнездятся на деревьях или в зарослях кустарников, а добычу ловят в воздухе. Дневные и ночные хищники. 

Работа учащихся в группах (по учебникам и доп. материалам) – каждая группа ищет характерные особенности одной из групп птиц – дневные хищные птицы и ночные хищные птицы

Проверка – по презентации

Заполнение таблицы.

Экологическая группа Характерные особенности Представители
    По презентации

5. Закрепление нового материала

  • Обобщение результатов работы учащихся по презентации
  • Знаешь ли внешность и голоса птиц своей местности? (Работа по презентации)

6. Итог урока

Что вы узнали нового и интересного на уроке?

Что понравилось больше?

Что понравилось меньше или не понравилось?

Источники:

  1. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы/ под ред.В.М. Константинова, И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Графф, 2004.
  2. Мтериалы сайта http://zoo.rin.ru/

5.03.2011