Модель урока-диалога "Мифы о наркотиках"
Цель: разоблачение мифов о наркотиках.
Задачи:
- раскрыть пагубное влияние наркотиков на организм.
- через урок-диалог создать условия для активной познавательной деятельности.
- формировать ценностные ориентиры выбора жизненной позиции условиях прогрессирующей наркомании
Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, видеофрагмент, плакаты-схемы, диаграммы мы, иллюстрированный материал.
Ход урока
I. Знакомство с проблемой (введение).
Демонстрация видеофрагмента о нарко… и токсимании
В этот момент звучит монолог учителя.
Шокирующие, непонятные факты, демонстрируемые на телеэкране, затрагивают эмоционально-положительные центры мозга человека, вызывая множество вопросов, попыток на них ответить, приоткрыть природу человека так до конца и непонятную. Явление ставшее за последние годы актуальной проблемой не только нашего общества, но и всего совершенного мира.
Что делают эти люди? Истязают себя. Зачем? Однако они рассуждают по-другому: они пытаются переступить через свои слабости, перейти к новому мироощущению, уходя от реальности. Путь ухода от реальности, который выбрали эти молодые люди, называется... (Учитель делает паузу, предлагая учащимся дать название)... наркомания.
(Видеофрагмент можно заменить иллюстрационным материалом, а монолог учителя звучит под музыку).
Мини-сочинения.
(письменная, творческая работа)
Учитель:
Немало написано статей, книг, снято видеофильмов об острой проблеме современного общества, но я советую написать мини-сочинения, где вы изложите свои мысли, впечатления, взгляды; раскроете своё видение данного явления.
Анализ мини-сочинения и формирования групп класса.
- Анализируя сочинения, учитель формирует группы, где восприятие детей на данное явление чем-то сходно.
- Предварительно ведётся работа по группам над значением смысла слова “мифы” и использование его на уроке-диалоге.
- Дети под тактичным руководством учителя определяют миф для своей группы и подбирают литературу.
II. Работа с классом но разоблачению мифов о наркотиках.
1. Работа групп.
Каждая группа аргументирует опровержение по своему мифу, доказывая и оспаривая свои взгляды, отвечая на вопросы ребят других групп, формулируя и записывая свои версии под руководством учителя в таблицу. Учитель уточняет, корректирует мысли детей, оформляя совместно таблицу.
Мифы | Версия учащихся | Учитель |
1. Попробуй – пробуют все. | Пробуют личности агрессивные, нецелеустремленные, плохо успевающие в учебном процессе, отстают в психологическом развитие. | Это не верно: Диагностика показывала, что более 70% юношей не удалось склонить к употреблению наркотиков. жертвами становятся подростки невысоких психологических устоев, личность со слабым “Я” |
2.Пробуй – вредных последствий не будет. | Пристрастие к наркотикам может возникнуть после 1-2 приёмов, возможна даже гибель. | Это ложь: - существуют индивидуальные
различия в чувствительности организма; - климатической практике существуют случаи тяжёлого отравления наркотиками, т.к. приемлемо кустарное производства вещества. |
З.Попробуй, если не понравится, прекратишь приём. | Статистика отмечает, что 75 человек из 100 пробовал отказаться, но не могли. Наркотики вызывают зависимость. | Это заблуждение: -при употребление любого вида наркотика страдает воля, наркотики вызывают энергетическое снижение качеств личности, а ремиссия не продолжительна. |
4.О существовании “безвредных” наркотиков. | Наркотики ослабляют иммунную систему, и человек становится более восприимчив к инфекциям | “Безвредных” наркотиков не существует, а существует биологический механизм формирования зависимости (Физическая, психологическая зависимость). |
2. Творческая работа: разработка факторов защиты от наркомании.
Учитель:
Итак, полному возврату наркомана в общество после лечения препятствуют факторы... (учитель делает паузу и предлагает продолжить выступление детям)
Учащиеся:
Формулируют факторы, учитель уточняет, ненавящево корректирует и предлагает записать:
- хронические заболевания, приводящие к инвалидности (гепатит, язва и т.д.);
- сформированное общественное мнение, что наркоман- человек без будущего, что на него нельзя положится;
- психотезация – изменение личности вследствие повреждения ЦНС, т.к. все наркотики - нервные яды.
Учитель.
Итак, выявлены факторы, препятствующие полному возврату наркомана в общество. Давайте попытаемся разработать факторы защиты от наркотиков в
Каждая группа определяется, в каком направлении будет разрабатывать факторы защиты
(Наркотизм – эпидемия употребления наркотиков)
3. Факторы защиты, разработанные учащимися.
В семье:
- установление близких отношений с детьми;
- поощрение приобретённых знаний;
- родители проводят много времени с детьми;
- установление доверительных отношений с детьми;
- члены семьи заботятся и защищают друг друга;
- связь семьи с педагогами, психологом;
- посильное распределение обязанностей в семье;
- предродовое обследование матери;
В обществе:
(социальная и общественная деятельность)
- нормы поведения и политика направлены на поддержку здорового образа жизни;
- трудоустройство подрастающего поколения по окончании учебного заведения;
- создание системы помощи и социальной поддержки;
- вовлечение молодёжи в деятельность общественных организаций;
- подростки вовлекаются в организации и проведения различных мероприятий значимого характера;
- молодёжь через систему учреждений и организаций удовлетворяет своё любопытство и потребность в признании, общении, самоутверждении;
- через систему социальной поддержки оказание помощи подросткам психологов, психотерапевтов, волонтёров и т.д.
В гимназии:
- функционируют клубы, студии по интересам;
- проводятся 5-минутки, КТД, пропаганда здорового образа жизни через нестандартные формы деятельности;
- высокое развитие образовательного уровня через индивидуальные задания, работу научных обществ учащихся, серию уроков, предметов.
Анкета.
1. Знаете ли вы о действиях наркотиков на организм.
2. Знаете ли вы о последствиях.
3. Откуда вы получали информацию о действиях наркотиков на организм и их последствиях.
4. Употребляли ли вы:
а) алкоголь;
б) никотин;
в) “травку”;
г) наркотики.
5. Есть ли знакомые, друзья, соседи:
а) наркоманы;
б) курят “травку”.
Учащиеся излагают статистические данные соцопроса по городу и анкетирование среди гимназистов.
Изучив, исследуя. Формулируя своё видение явления. Отвечают на возникшие вопросы, обосновывают противоречия, познания, делая выводы.
(Материал исследовательской группы прилагается).
Вывод.
Наша гимназия – инновационное учебное заведение, которое ставит своей целью: формирование широко образованной интеллектуальной личности готовой к творческой и исследовательской деятельности, создавая факторы защиты от наркотизации, пропагандируя здоровый образ жизни.
III. Творческое домашнее задание на выбор по пропаганде здорового образа жизни:
- оформить плакат;
- составить листовку, брошюру;
- сочинить стихотворение, прозу.
Список литературы:
- Методы наркопрофилактической работы. Теория и практика [Текст]: методические материалы для специалистов образовательных учереждений/ Под ред.Е.В. Белоноговой. – Кемерово, 2005. -107с. – (Твоя жизнь – твой выбор)
- Новое поколение за здоровый образ жизни [Текст]: методическое пособие по организации первичной профилактической работы в педагогических ВУЗзах / Под ред. О.Н. Петровой, И.А. Дюкарева. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского гос.пед.университета, 2002. – 156с.
- Подросток и наркотики [Текст]: пособие для родителей / Автор-сост. В.Ю. Котляков. – Кемерово, 1997. – 12с.
26.02.2009