Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Биология
  • Разработка урока "Лейкоциты. Иммунитет" по учебнику "Биология. Человек и его здоровье. 8-й класс" (авторы Любимова З.В., Маринова К.В.)

Разработка урока "Лейкоциты. Иммунитет" по учебнику "Биология. Человек и его здоровье. 8-й класс" (авторы Любимова З.В., Маринова К.В.)

Цель: раскрыть материал о защитных свойствах организма.

Задачи:

  • Образовательная: сформировать понятия: «иммунитет», «лечебная сыворотка», «вакцина», «прививка», «аллергия», «антиген» «антитело». Познакомить учащихся с видами иммунитета.
  • Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма на примерах научных открытий; воспитывать бережное, сознательное отношение к своему здоровью.
  • Развивающая: развивать интеллектуальные способности, логическое мышление путем решения проблемных задач, умение работать с учебником и дополнительным материалом.

Оборудование: телевизор; видеофильм «Анатомия и физиология человека» часть 1 (Иммунитет), портреты И.И. Мечникова, Л. Пастера.

План урока:

  1. Организационный момент (1-2 мин);
  2. Проверка усвоения знаний (5-7 мин);
  3. Изучение нового материала (25-27 мин);
  4. Закрепление новых знаний (5-6 мин);
  5. Домашнее задание (2 мин).

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент

2. Проверка усвоения знаний по теме: Эритроциты. Переливание крови. (5-7 мин)

Базовый уровень: выполнение теста

Повышенный уровень: ответ на вопрос: Рассмотрите строение эритроцита человека и лягушки. Сравните изображенные эритроциты. Результаты сравнения запишите.

Высокий уровень: В поликлинике была консервированная кровь 1 и 2 группы. Когда привезли человека, потерявшего много крови, исследования показали, что у него 4 группа крови. Можно ли ему переливать кровь имеющихся групп? Почему? А если бы у пострадавшего была 3 группа крови?

3. Изучение нового материала.

Сегодня мы знакомимся со второй группой клеток крови - лейкоцитами и их функциями.

Пользуясь статьей учебника (стр. 91-92) заполним таблицу

Признаки Лейкоциты
Размер  
Количество в 1 мм3  
Форма  
происхождение  
Продолжительность жизни  
Свойства  
Функции  

Основная задача иммунной системы – контроль за генетическим постоянством внутренней среды организма.

Определение: Иммунитет – способ защиты организма от живых тел и веществ, несущих признаки генетически чужеродной информации (от лат. immunitas- избавление, освобождение от чего-либо).

(просмотр фрагмента видео фильма: Иммунитет)

id21340

Одна из важнейших защитных функций – способность к фагоцитозу (беседа по вопросу «Фагоцитоз»):

Рассмотрим рис. 68 на стр. 92 («Реакция воспаления»)

Ответьте на вопросы, пользуясь статьей «Иммунитет» с. 92-93:

  1. Что такое фагоцитоз?
  2. Какие клетки называют фагоцитами?
  3. Что такое воспалительная реакция и ее признаки?
  4. Что такое гной?
  5. Что такое антитело?
  6. Какие клетки участвуют в образовании антител?

Запишем определение: Фагоцитоз – это захват и переваривание бактерий фагоцитами.

Явление фагоцитоза было открыто русским ученым И.И. Мечниковым в 1887 г.

Рассмотрим виды иммунитета.

1. Врожденный иммунитет – генетически закрепленная невосприимчивость, присущая каждому человеку. Например, человек никогда не заболеет чумой крупного рогатого скота.

2. Приобретенный иммунитет – формируется в течение жизни человека и не передается по наследству.

а) естественно приобретенный иммунитет – развивается после перенесенного инфекционного заболевания (корь)

б) искусственно приобретенный иммунитет – состояние невосприимчивости, которое развивается в результате вакцинации и введения иммунных сывороток.

– активно приобретенный иммунитет – развивается после прививки.

Прививка – это введение ослабленных или убитых возбудителей инфекционных заболеваний.

Вакцино- и иммунопрофилактика – важнейший инструмент в борьбе с инфекционными заболеваниями.

Сообщение учащегося о работе Э. Дженнера (3-5 мин)

Сообщение учащегося о работе Л. Пастера (3-5 мин)

– пассивно приобретенный иммунитет – проявляется при введении готовых антител (лечебной сыворотки). Готовые антитела получают из крови животных (лошадей, коров) или людей – доноров после их вакцинации.

Функции иммунной системы могут нарушаться.

Существуют виды нарушения иммунитета:

  1. Реакции повышенной чувствительности (гиперчувствительности);
  2. Аутоиммунные реакции;
  3. Иммунодефициты;
  4. Реакция «трансплантат против хозяина».

4. Закрепление

Базовый уровень: рассмотрите схему и внесите в нее недостающие сведения

id21340

Повышенный уровень: Рассмотрите рисунок 68. Определите, какие клетки выходят из изображенного кровеносного сосуда. Какие клетки остаются в сосуде? Какой процесс изображают тельца в области занозы? Объясните появление гноя около занозы. Как можно объяснить следующие симптомы воспаленного участка: боль, повышенная температура, покраснение, уплотненность кожи на ощупь?

Высокий уровень: В медицинской практике врачами используется как дифтерийная вакцина, так и дифтерийная сыворотка. Что происходит в организме при введении дифтерийной вакцины, а что при введении дифтерийной сыворотки?

Домашнее задание:

  • обязательное: параграф 23;
  • Творческое необязательное: подготовить сообщения: Роберт Кох; И.И. Мечников; Н.Ф. Гамалея; СПИД; Аллергия; Транспланталогия и иммунитет.

Используемые материалы:

  1. учебник «Биология. Человек и его здоровье. 8 класс» авт. Любимова З.В., Маринова К.В., изд. Владос, М., 2005.
  2. Дидактический материал по анатомии, физиологии и гигиене. Авт. Никишов А.И., Рохлов В.С., М., РАУБ.
  3. Биология. Самостоятельные работы учащихся. Часть 2. Авт. Степанов И.А. , М., 2002.
  4. Материалы лекции «Наиболее сложные разделы преподавания раздела «Человек и его здоровье» Биология. Первое сентября. №17-24, 2009.

8.03.2010