Урок биологии в 8-м классе "Значение двигательной активности для формирования системы опоры и движения" (в форме учебного проекта)
Методический паспорт учебного проекта
Актуальность
Одной из задач изучения раздела биологии "Человек" является воспитание убежденности в бережном отношении к собственному здоровью, приобщение подростков к здоровому образу жизни. Эта задача является сквозной при изучении курса, но при этом в каждой теме выделены уроки, в содержание которых входят аспекты профилактики заболеваний, гигиены труда, отдыха, питания и т.п. В теме "Опора и движение" таким уроком является "Значение двигательной активности для формирования системы опоры и движения".
Использование метода проектов на подобных уроках позволяет:
- более глубоко проработать содержание проблем, связанных с сохранением и формированием здоровья, а для этого использовать на уроке материалы, представленные в различных источниках информации;
- мобилизовать познавательные мотивы и способствовать проявлению действенной позиции по отношению к изучаемым объектам и явлениям;
- акцентировать внимание на проблемах, являющихся для учеников личностно-значимыми.
Адресация
- Раздел биологии "Человек"
- Тема: "Опора и движение"
- Тема урока: "Значение двигательной активности для формирования системы опоры и движения"
Цели:
Образовательные:
1)добиться понимания роли двигательной активности для формирования ОДС и нормальной работы других систем органов; 2)познакомить уч-ся с причинами и видами нарушений ОДС (неправильная осанка, плоскостопие)
Воспитательные:
воспитывать культуру межличностных отношений через организацию групповой работы над проектом ;
Развивающие:
1) создать условия для развития проектной компетентности учащихся
2) продолжить развитие мыслительных операций уч-ся (анализ, синтез, обобщение), устной речи
Возраст учащихся: 14-15 лет (8 класс)
Время работы над проектом: 2 урока
Режим работы: групповая работа
Обеспечение
1. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение, информационное обеспечение:
- репродукция картины В.Васнецова "Богатыри", бумага, фломастеры
- подборка литературных источников:
1) Книга о здоровье: Сборник/ Сост.:Ю.В.Махотин, О.В. Кареева, Т.Н.Лосева. Под ред. Ю.П. Лисицына.-М.: Медицина, 1988.
2) Батуев А.С. Человек: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений/ под ред. А.С.Батуева.-М.: Просвещение, 1994.
3) Энциклопедия "Я познаю мир"
4) научно-популярные журналы со статьями по теме
5) Валеология человека. Здоровье-любовь-красота. В 2-х книгах.- Санкт-Петербург, Издательство "Петроградский и Ко", 1998.
2. Необходимые учащимся для самостоятельной работы
ЗУН:
Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью; возрастные изменения в строении костей; функции, строение и развитие мышц; общая характеристика обмена веществ.
ОУУН:
- коммуникативные:
- включаться в коллективное обсуждение; слушать и записывать содержание объяснения; высказываться устно в виде сообщения;
- информационные:
- выделять главное в тексте;
- организационные
- планировать и анализировать свою деятельность
- интеллектуальные
- умение анализировать, синтезировать, обобщать
3. Специфические умения и навыки, необходимые для работы в проекте
- взаимодействие в группе в соответствии с ролью
4. Мотивация к работе
погружение в проблему через обсуждение сюжета картины в контексте современных условий; через выбор вида и содержания деятельности при работе в группе
Предполагаемые приращения
1.Обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта:
- заболевания ОДС и их профилактика;
- последствия гиподинамии
2. Развитие навыков
- самостоятельной работы с источниками информации
- коммуникативности в информационном обмене, в ролевом взаимодействии
- мыслительной деятельности при планировании деятельности, анализе, синтезе и структурировании информации при подготовке продукта
Ход учебного занятия
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Погружение в проект (проблематизация)
Проблема
Ситуация Проблемное поле |
Задает вопросы Ведет записи на доске -Мы завершаем изучение темы "Опора и движение", и на сегодняшнем уроке я предлагаю обсудить вопросы, связанные с сохранением здоровья - одной из главных ценностей человека. Перед вами картина нашего земляка В.Васнецова "Богатыри". *Можно ли богатырей назвать здоровыми людьми? Почему? Позвольте вспомнить слова Лермонтова из стихотворения "Бородино": ":Да! Были люди в наше время, не то, что нынешнее племя - богатыри не вы:" *Почему большинство современных людей нельзя назвать богатырями? *Развитие каких систем органов связано с богатырским здоровьем? *Как условия жизни современных людей сказываются на здоровье, в частности, на развитии опорно-двигательной системы(ОДС)? Предъявляет цитату как формулировку проблемы ":Богатыри - не вы!" (слабое развитие ОДС современных людей) Почему?
Формулирует проблему(малая подвижность людей приводит к слабому развитию ОДС) Как это сказывается на здоровье?
Подводит уч-ся к формулированию цели: *Как можно решить проблему? Как мы можем изменить эту ситуацию? Побуждает уч-ся к формулированию задач, осуществляя дозированную помощь, вносит дополнения к формулируемым задачам. |
Осуществляют личностное присвоение проблемы, вживание в ситуацию. Отвечают на вопросы, приводят примеры.
Формулируют цель и задачи на своем языке, корректируют и уточняют их формулировку. Цель: Составить рекомендации для современного человека, выполняя которые, он сможет обрести "богатырское здоровье"(гармоничное развитие ОДС) Задачи: -узнать, как избежать заболеваний и ожирения; -узнать, как избежать нарушений осанки, как её правильно формировать; -узнать, как избежать плоскостопия; -узнать, как увеличить мускульную силу; -оценить ситуацию в классе(по материалам Д/З предварительного характера. ПРИЛОЖЕНИЕ №1); -составить убедительные рекомендации для современных людей; |
2. Организация деятельности | Предлагает организовать группы и
распределить роли (лидер, оформители и т.п.),
выбрать группе задачи для решения. Совместно с
учащимися планирует "шаги" по их решению.
Предоставляет подборку литературных источников,
бумагу, фломастеры и т.п. Предлагает возможные варианты:
-"наказ современным людям от лица богатырей" Речь от лица богатырей -Пакет рекомендаций Речь от лица врача, спортсмена, корреспондента газеты |
Осуществляют разбивку на группы, распределяют роли, с дозированной помощью учителя планируют деятельность в группе по решению выбранной задачи. Выбирают форму продукта и способ презентации. |
3.Осуществление деятельности | По необходимости консультирует, ведет ненавязчивый контроль, акцентирует внимание на алгоритме презентации продукта | Работают в группе в соответствии со своей ролью и сообща, получают консультацию учителя, добывают необходимые знания, готовят презентацию результатов |
4.Презентация | 1)Принимает отчет, обобщает
результаты, дает оценку работы группы, оценивает
умения. 2)Делает вывод по уроку, вновь обращается к цитате Лермонтова: :Богатыри - не вы!!! или :Богатыри-не вы??? предлагает выбрать учащимся ее трактовку, обосновать мнение примерами. Зачитывает цитату Н.Амосова из книги "Размышления о здоровье" в качестве итога урока: ":В большинстве болезней виноваты не природа, не общество, а сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности. Не надейтесь на медицину. Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Для здоровья необходимы четыре условия: физическая нагрузка, ограничения в питании, закаливание, время и умение отдыхать. Природа милостива: достаточно 20-30 минут физкультуры в день, но ежедневно". |
1)Каждая группа презентует результаты
деятельности выбранным способом, акцентирует
внимание на способе решения проблемы,
рефлексирует деятельность группы. "Слушатели"
кратко фиксируют содержание в тетрадях: Заболевания и нарушения ОДС Меры профилактики Ведут оценку презентаций. 2)отвечают на вопросы, формулируют выводы по уроку |
Д/З | Ответы на вопросы (по выбору) | Записывают Д/З |
26.08.2009