Нестандартные игровые методы преподавания на уроках биологии
Объективное ускорение научно-технического и социального прогресса кризисные экономические, экологические, демографические, политические и другие явления, возникшие в современном мире, неизбежно отражаются в системе образования в противоречиях и трудностях формирования молодого поколения. В этих условиях традиционные педагогические средства воспитания, содержания и организации учебно-воспитательного процесса все чаще дают сбои, не срабатывают. Человек как объект и субъект педагогического действия в новых социально-экономических и экологических, региональных и глобальных условиях существования человечества, меняется быстрее, чем мы это пытаемся осмыслить в педагогике, в содержании и процессе воспитания и образования. Из-за этого несоответствия темпов и характера социальных и педагогических процессов возникают кризисные явления в педагогике и школе. Традиционно существующие методы не дают учитывать индивидуальные и биопсихологические особенности каждого воспитанника. Традиционные методы основываются на учебниках, которые мало приспособлены к индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания, не развивают творческую активность учащихся. Ребенок не уверен в своих знаниях, решениях, развивается комплекс собственной неполноценности, а отсюда – различные заболевания.
В частности, многие исследователи отмечают значительное распространение в последние годы неврозов среди детей до 19, 8%, а в некоторых регионах – 38 %.
Это и особенности традиционного метода в преподавании заставляют использовать нестандартные методы обучения. Терминологическая неопределенность данного метода указывает на теоретическую не разработанность.
Нестандартная методика способствует творческому развитию учащихся в процессе обучения, ведь творчество ускоряет процесс формирования человека. При этом нравственные и эстетические истины постигаются ребенком в ходе учения, но не прямо через знания, умения и навыки, а в результате эмоционально – духовного определения своего места в системе отношений с объектами, которые вовлечены в учение.
От традиционного урока нестандартные уроки отличаются сочетанием используемых средств и методов. Обычно такие уроки начинаются с определения места, т.е. учитель определяет последовательность изучения содержания учебного материала, выясняет из каких других учебных предметов будут использоваться знания на уроках, детализируются методы обучения, дозы и характер домашних заданий, а затем только разрабатывает план урока.
Одной из форм нестандартных уроков являются уроки-игры, которые включают в учебно-познавательный вид деятельности весь класс. В ходе игровой деятельности меняется эмоционально-духовное состояние всего класса, дети становятся более раскованными, уверенными в своих силах, появляется стремление к состязательности, достижению первенства. При выборе методов обучения и формы организации надо обязательно учитывать возраст и уровень знаний, и темп работы учащихся. В возрасте 12–15 лет у школьников интерес к содержательно деятельной стороне жизни падает, зато резко возрастает интерес к эмоциональным ее аспектам. Очень часто бывает один и тот же урок в разных классах одной параллели усваиваются учениками по-разному, если не учесть их индивидуальные способности. Включая в уроки игровые моменты, можно заинтересовать предметом даже самых пассивных, равнодушных учеников. В ходе познавательных игр у обучаемого возникает заинтересованность в действии, где ученик выступает активным преобразователем действительности, что приводит к совершенствованию личности. Обучая ребенка методами нетрадиционных форм, мы создаем условия активизации познавательной деятельности.
Таким образом, правильный выбор метода и воспитания, умения проникнуть во внутренний мир воспитанника, умелое осуществление функций управления (планирование, контроль, стимулирование) – вот главные условия повышения познавательной деятельности учащихся. Приведу несколько конкретных примеров.
Уроки-соревнования
Уроки соревнования можно использовать как для проверки пройденного материала, так и для закрепления в конце урока. Например, “боксерский ринг”. Учащиеся делятся по “весовым категориям”: Отличники против отличников, хорошисты против хорошистов, а учитель в этой игре – главный судья. Итак, вызываются учащиеся “легкого” веса, слабые или учащиеся со средними способностями. Им задают конкретный вопрос, отвечает один из них, но до тех пор, пока не сделает паузу, тогда его ответ продолжает другой ученик. Тот, кто ответит более подробно – побеждает. В ходе “состязания” другие учащиеся внимательно слушают ответ своих товарищей и им дается возможность заработать очко, исправляя или дополняя ответ своих товарищей. Чтобы получить хорошую оценку, перед учащимися возникает необходимость прочитать дополнительный материал и быть очень внимательным и во время урока. У многих ребят возникает желание перейти от “легкого” веса к “среднему” или “тяжеловесам” и проверить свои возможности, а “тяжеловесы” стараются стать “супертяжеловесами”. Но данная игра имеет свои недостатки, так как при проверке пройденного материала учитель успевает опросить всего 6–8 учащихся. Когда возникает необходимость выяснить подготовку всего класса, я использую несколько другую форму – это тестовая проверка знаний учащихся. Урок проходит в виде игры под названием “футбол”, при этом учащиеся класса делятся на две группы - команды. Каждая команда имеет мяч определенного цвета (синий или красный). В каждой команде выбирается вратарь, это самый сильный ученик, один или два помощника вратаря, а также капитан. А остальные простые игроки. Учитель опять является главным судьей. В начале игры идет жеребьевка, после этого по команде учителя та команда, которая выиграла подачу, задает вопрос команде противника по определенной теме. Игрок, который задал вопрос, поднимает свой мяч, и не отпускает до тех пор, пока команда соперников не даст полный ответ. В команде противника ребята передают мяч по “своему полю” друг другу пока не ответят полностью. Ребята отвечают по очереди, поднимая при этом свой мяч (один отпускает, другой поднимает), дополняя и исправляя ответ своего товарища. Капитан команды действует в данной ситуации как координатор игры, определяя, кому из игроков сейчас отвечать или задавать вопрос. Если на заданный вопрос игроки не смогли ответить, на него отвечает вратарь. После ответа вратаря команда не имеет право ответить на вопрос. Если команда не смогла ответить на вопрос, то очко присуждается команде противника. В ходе игры выясняется, как усвоили учащиеся материал, кто лучше подготовился к уроку и, в основном, за довольно короткое время выясняется подготовка класса к уроку и усвоение ими материала пройденной темы. Уроки-игры способствуют совершенствованию мыслительного аппарата, воспитывают самостоятельность, пытливость , творческую направленность личности. Например, обычный вопрос превращается в игру, которая называется “Эстафета”. На доске рисуется две дорожки, на них, на определенном расстоянии друг от друга деления, их количество соответствуют количеству вопросов. В начале урока класс делится на две команды. Каждая команда выбирает определенный свет (красный или синий). В соответствии с жеребьевкой в начале дистанции прикрепляю силуэты двух людей на магнитиках (рис. 1) один из них синий, другой – красный. Учитель задает вопрос, и команда, ответившая быстрее, делает шаг вперед( человечек переходит на следующее деление), а если команды ответили, взаимно дополняя друг друга, то в этом случае человечки продвигаются одновременно. И вот последний вопрос, один из человечков выходит на финиш первым. Учитель меняет человечков под словами “ Финиш”, ставит человечка радующегося, а на другой дорожке ставит человечка с опущенной головой, для этого учителю придется заранее приготовить человечков двух радующихся и двух человечков с опущенной головой, ведь неизвестно какая команда победит.
Рис. 1
При обобщении знаний учащихся по ботанике использую игру “Лучший вратарь”. После того, как материал пройден, учитель дает время еще раз посмотреть записи в тетрадях и прочитать определенный параграф из учебника, затем несколько учеников, которые считают, что хорошо усвоили материал, поднимают руку. Один из них выходит к доске, он и есть вратарь. Теперь он должен поймать “ мяч–вопрос”, а остальные ему задают вопрос по этой теме. Если он не ответить, то отвечает тот, кто задал этот вопрос. Ученики очень хорошо следят за вопросом, повторных вопросами не бывает. В чем положительная сторона этой игры: учителю становится ясно, как усвоили ученики материал новой темы, а также происходит разгрузка домашнего задания, ведь им придется только повторять.
При изучении систематики растений в седьмом классе, использую игру, которая называется “Найди меня”. На доске вывешивается таблица с названиями и признаками растений. Представители каждого ряда выходят к доске и получают определенное задание. Например, найти за минуту представителей семейства розоцветных, другому – представителей семейства крестоцветных, а третьему – представителей семейства пасленовых. Работают все, проходит две минуты, и представители каждого ряда по очереди перечисляют растения, которые они должны были найти. А учащиеся данного ряда имеют возможность исправить, дополнить своего представителя, при этом доказывают, почему они считают, что данный вид растения относится к данному семейству. На мой взгляд, этот вид игры помогает запомнить представителей тех или иных семейств, но и использовать свои знания для доказательства тех или иных суждений, а также учит ребят логически излагать свои мысли.
Следующая игра называется “Кладоискатели”.
Класс делится на группы по четыре – пять человек. Каждый участник получает карточку, где из перечисленных признаков ему придется выбрать признаки определенного семейства (см. таблицу).
Признаки растений | Признаки семейства крестоцветные | Ошибки | Проверил | Оценка |
1. Корневая система | ||||
2.Стебель прямостоячий | ||||
3. Стебель ползучий | ||||
4 Лист простой | ||||
5. Лист сложный | ||||
6. Соцветие корзинка | ||||
7. Соцветие кисть | ||||
8. Плод стручок или стручочек | ||||
9. Плод зерновка | ||||
10. ЧЛТП |
На обратной стороне карточки пишется задание и фамилия ученика, которому было дано задание.
Например:
Карточка-задание Выбери признак крестоцветных растений. Выполнил: (Фамилия, имя ученика) |
Через две минуты ученики заканчивают заполнять карточку и обмениваются карточками внутри группы, и начинают проверять ошибки своих товарищей, исправляют, обязательно пастой другого цвета, фиксируют в третьей колонке и ставят оценку в последней колонке. На обратной стороне карточки пишется задание и фамилия ученика, кому было дано задание. После этого учитель собирает карточки и проверяет первого и второго учеников. Данная игра имеет не только познавательную сторону, но и воспитательную сторону, происходит самовоспитание личности, создается условие для самореализации личности.
Игра “Зоркий глаз” развивает у детей внимательность. На доске вывешивается текст, где есть и неправильная информация. Прочитав текст, ученики должны найти ошибки, если ученик хорошо усвоил материал быстро и правильно найдет ошибки, а если нет, то может и правильный текст исправить на неправильный.
Вот один из уроков в 7 классе по теме “Сельскохозяйственные растения”, но данный урок называется “ Три богатыря”.
Тема урока: “Три богатыря”
(обобщающий урок по теме: Сельскохозяйственные растения)
Цели урока:
- Воспитать любовь к родному краю и бережное отношение к хлебу.
- Обобщить и систематизировать знание о наиболее известных сельскохозяйственных культурах.
- Продолжить работу с учебником, таблицами и с дополнительной литературой.
Ход урока:
Организационный момент.
I часть урока:
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас занятие необычное, у нас в гостях “Три богатыря” (на доске висит картина Васнецова “Богатыри”). Ребята, кто из вас знает эту картину? (Рассказывают ребята). Но сегодня к нам пришли не эти богатыри, а “богатыри” растения. Ну-ка, ребята, назовите их.
Ученики: “Картофель, капуста и пшеница”.
Учитель: “Совершенно верно! Но как мы их разместим в этой картине? Ведь нам надо их поставить вместо Алеши П., Ильи М., Добрыни Н. Чтобы выяснить это, к нам пришли помощники этих культур – наши команды: пшеница, капуста, картофель”.
Команды должны заработать как можно больше очков, чтобы их назвали культурой № 1, но это будет не так легко, для этого им нужно иметь много знаний об этих культурах.
Начнем, пожалуй, с разминки, где мы выясним, какая из команд знает больше об этих культурах.
ВОПРОСЫ:
- Известный математик Пифагор писал, что она представляет овощ, который поддерживает бодрость духа и веселое спокойное настроение. О каком растении так хорошо отзывался ученый? (Ответ: капуста)
- Это самая древняя культура. Назовите это растение. (Ответ: пшеница)
- Во Франции это растение получило растение “пам де перр”. А как её называют у нас? (Ответ: картофель)
- Это растение в XVIII веке называли чертовым яблоком. О каком растении идет речь? (Ответ: картофель)
- “Еда без чунья, что жизнь без любви”, – так говорили в древности южноамериканские индейцы. Что такое чуньё? (Ответ: картофель)
- Французский естествоиспытатель Анри-Фабр с
горечью восклицал:
“История прославляет битвы, в которых мы погибаем. Она знает имена королей и полководцев, но ничего не знает о происхождении этого растения”. О каком растении идет речь? (Ответ: пшеница)
Ведущий: Вот и разминка закончилась. А теперь мы вплотную померимся силами.
- Итак, начнем с “капусты”. Я задаю вопросы, и вы должны как можно быстрее ответить на них.
Корень, стебель, лист, плоды
Все не пригодно для еды,
А засажен в огород…
Что же мы положим в рот?
(Ответ: цветная капуста)
Одной почкой из подвала
Мы наелись до отвала
Половину её во щи,
Чтобы не были щи тощи,
А другую половину в пирожковую начинку.
Стебель – кубышка,
Отгадайте о какой разновидности капусты идет
речь?
(Ответ: кольраби)
Ведущий: Итак 1-й тур окончен. Пока жюри подводит итоги, мы послушаем рекламу, которую подготовила команда “капуста”:
Южнокорейским ученым удалось вывести гибрид – томато-картофель. Растение получено в результате прививки куста картофеля на куст томата. У гибрида крупные клубни картофеля, только значительно крупнее чем у исходного сорта, и грозди помидоров напоминающие крупный виноград. Урожай с каждого куста более чем в два раза больше обычного.
Реклама закончилась, и мы начинаем 2-ой тур, на вопросы которого будет отвечать команда “картофель”.
- Каким веществом богаты клубни картофеля? (Ответ: крахмалом)
- Какое минеральное вещество больше всего извлекает из почвы картофель? (Ответ: калий)
- Клубни с каким весом лучше всего сажать в почву? (Ответ: 80-120 гр.)
- На какую глубину сажают картофель? (Ответ: 10-12см.)
- Назовите самого опасного врага картофеля. (Ответ: коларадский жук)
- Почему позеленевший картофель нельзя употреблять в пищу? (Ответ: образуется ядовитое вещество солонин)
Ведущий: Вот закончился и 2-ой тур, и пока жюри подводит итоги, мы послушаем рекламу “картофеля”:
Американские ученые открыли в капусте и других крестоцветных овощах химическое вещество индол – 3 карбинол, которое понижает риск заболеть раком груди.
А теперь 3-й тур:
Все мы с детства знаем сказки А.С. Пушкина, знаем и “Сказку о попе и его работнике Балде”. Там есть такие слова:
Буду служить тебе славно, усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу, есть же мне давай вареную полбу.
- Что такое полба? (Ответ: полба - это вид пшеницы двузернянка)
- Сказка “Мужик и медведь”, скажите, какую пшеницу посеял мужик? (Ответ: яровая пшеница)
- Какая пшеница мягкая или твердая более скороспелая? (Ответ: мягкая, на ее развитие уходит 80-90 дней)
- От какой фазы развития зависит урожай пшеницы? (Ответ: от фазы кущения, чем больше стеблей с колосьями, тем выше урожай)
- На какую глубину сажают зерна пшеницы? (Ответ: на 2-4 см. в зависимости от состава почвы)
- Объясните высказывание российского агронома академика Прянишникова: выращивать картофель – это то же, что получать три колоса там, где раньше рос один.
Закончился и 3-й тур, и мы послушаем рекламу “пшеницы”:
Якутскими селекционерами выведен районированный для Якутии сорт пшеницы – Ладе и Скороспелка улучшенная.
А теперь для каждой команды мы раздаем листы с анаграммами. Переставьте или добавьте, вместо пропусков, буквы в словах так, чтобы получить названия сортов культурных растений. Какая команда закончит первой, та и будет победителем.
Л*д* - Ладе (сорт яровой пшеницы)
С*л*т - Салют(сорт яровой пшеницы)
Лофига - Голиаф(сорт капусты кольраби)
Регама - Амагер (сорт белокочанной капусты)
Итак, подводим итоги. Пшеница, конечно же, самая важная, древняя культура и почетно занимает 1-е место, и нет такого другого растения, которое могло бы претендовать на это.
1-й ученик:
Хлеб у нас в народе
В заслуженном почете,
Хлеб идет по пути
Мира и труда.
2-й ученик:
Хлебные зернышки сказочным кладом,
Спрячутся в землю и дружно взойдут.
Самая лучшая в мире награда
Это живая награда за труд.
3-й ученик:
Шагает он гордо
По нашей стране
В поселок и в город,
К тебе и ко мне.
Ведущий: Наши ребята приготовили свои любимые блюда, и мы просим их продемонстрировать.
Итак, мы поздравляем вкусным и пышным караваем, и закончим наше занятие следующими словами.
Саша Попов:
Мне до земли
Поклониться хочется
Хлебу, рожденному
Нашей страной
Труд – его имя,
Мир – его отчество,
И для народа он самый родной!
Сюжетно – ролевые уроки
Нестандартные уроки, не только могут быть в виде разнообразных спортивных игр, но и могут быть ролевыми и сюжетными, ведь игра есть борьба за что- нибудь или же представление чего-нибудь , т. е. Кто лучше других что-то представит. Сюжетно-ролевые игры действуют не только на внешние чувства, но и на память, мышление, вызывают более сложные переживания. Например, урок в 8 классе по зоологии называется “Суд над насекомыми”. Основная цель урока объяснить значение насекомых в природе и жизни человека. Класс делится на три группы, одна из них обвинители насекомых, а другая группа защитники насекомых. Третья группа судьи, адвокат, а учитель на данном уроке исполняет роль ведущего. Урок начинает учитель со словами, у нас сегодня необычный урок, называется “ Суд над насекомыми”, затем происходит ознакомление ребят с целью и задачей данного урока, где конкретно разъясняется задание каждой команды. Начинается “урок- спектакль”, где одни ученики, обвиняя насекомых, рассказывают о вреде приносимыми насекомыми в природе и жизни человека, а другие рассказывают о пользе насекомых. Рассказать о вреде или о пользе про отдельных насекомых уйдет слишком много времени, поэтому обвинения начинает с целого отряда. Например, отряд двукрылые в целом приносят такой вред в природе, а другой перечисляет о болезнях, которую распространяют представители отряда двукрылые, третий ученик рассказывает о причиняемом вреде в сельском хозяйстве. Теперь слово предоставляется группе защитников, они должны рассказать о тех представителях из отряда двукрылые, которые приносят пользу и просят смягчить наказание, учитывая данные сведения. Рассматриваем только тех насекомых, отряды которых изучаются по программе. И вот, наконец, приговор. Выступают судьи, они по сути дела рассказывают о мерах борьбы с насекомыми, но преподносят их как приговор. Например, отныне и отвеки - веков суд выносит такой приговор, чтоб не было мух надо уничтожить тех гниющих продуктов и нечистот, которые пригодны для развития личинок, а также с соблюдения правил касающихся чистоты в помещениях и на всей территории, соблюдения правил личной гигиены. Таким образом, объясняется в виде игры основные методы борьбы с насекомыми. Чтоб выступить достойно, ребятам приходиться подготовиться заранее, и поработать с дополнительной литературой, поэтому задание дается заранее на 2-3 урока вперед.
15.10.2003