Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

О диктантах в обучении ботанике и зоологии

Опыт обучения учащихся 6–7 классов биологии показал, что школьники лучше овладевают основными знаниями по морфологии растений и животных, если наряду с традиционными формами проверки знаний использовать биологический диктант. Я применяю диктанты на разных этапах урока: при закреплении нового материала, изученного на уроке, при проверке выполнения домашнего задания и др. Это позволяет своевременно обнаружить затруднения, возникающие у учащихся, а также формировать у них умение различать характер вопросов и отвечать в соответствии с ним.

Составляю тексты диктантов так. Сначала анализирую учебный материал ботаники и зоологии, основное внимание уделяю определениям понятий, сравнительной характеристике морфологических особенностей объектов, овладение которыми предусмотрено программой.

Затем, ориентируясь на перечень знаний и умений, приведенный в программе, отбираю из учебников сведения для текста диктанта.

Далее в зависимости от дидактических целей использования отобранного материала составляю текст диктанта, записываю его на карточке.

Применяю в основном три типа диктантов.

Диктанты первого типа представляют собой ряд предложений, в которых пропущены слова, обозначающие биологические термины, вставить эти слова должны школьники.

Содержание диктантов второго типа составляет ряд вопросов, ответы на которые должны дать учащиеся.

Диктанты третьего типа содержат перечень характерных признаков и условий обитания двух биологических объектов, назвать которые должны учащиеся. Пример диктанта первого типа приведен на карточке 1.

Карточка 1. К уроку «Строение цветка»

  1. Цветки многих растений развиваются на тонких стеблях, называемых… (цветоножкой)
  2. Все части цветка размещаются на… (цветоложе)
  3. Главными частями цветка является… (пестик и тычинка)
  4. Тычинка состоит из… (тычиночной нити и пыльника)
  5. Пестик состоит из… (рыльца, столбика и завязи).
  6. Плод развивается из… (завязи пестика)
  7. Лепестки цветка образуют… (венчик)
  8. Венчик цветка окружен чашечкой, состоящей из… ( чашелистиков)
  9. Вокруг тычинок и пестика расположен… (околоцветник)

Диктанты такого типа я провожу с целью закрепления новых знаний и обучения школьников грамотности в написании биологических терминов.

Знакомлю шестиклассников с целью проведения диктанта, объясняю им, что сначала следует записать порядковый номер диктуемого предложения, а затем необходимые по смыслу слова. В случае если кто-то будет испытывать затруднения в ответе, предлагаю оставить свободное место, а при проверке задания заполнить его.

При проверке всегда читаю вслух полный ответ (или поручаю читать одному из школьников), причем начинаю предложение с пропущенного в тексте диктанта слова. Такая вариативность благоприятствует запоминанию названий частей цветка и грамотному употреблению этих названий в устной речи.

Один из вариантов диктанта второго типа показан на карточке 2. На уроке я зачитываю вопрос, а учащиеся в тетрадях записывают его порядковый номер и краткий ответ.

Карточка 2. К уроку «Внутреннее строение стебля»

  1. Какие слои различимы невооруженным глазом на пне недавно спиленного дерева? (Кора, древесина, сердцевина.)
  2. Какое строение имеет древесная кора? (Кожица, пробка, лубяные волокна, ситовидные трубки.)
  3. В какой части стебля располагаются сосуды? (В древесине.)
  4. Какие вещества передвигаются по сосудам стебля? (Вода и минеральные соли.)
  5. Как называется слой клеток, расположенный между корой и древесиной? (Камбий.)
  6. Какую роль в жизни древесного растения выполняет камбий? (Осуществляет рост стебля в толщину.)
  7. Какую роль в жизни древесного растения выполняет сердцевина стебля? (В ней откладываются в запас питательные вещества.)

Диктанты такого типа я провожу после изучения нового материала на заключительном этапе урока, чтобы выяснить, все ли учащиеся усвоили новый материал на уроке. Предлагаю шестиклассникам в течение 5 – 10 мин подготовиться к диктанту. За это время школьники успевают просмотреть соответствующий материал в учебнике.

Подобные диктанты целесообразно проводить при изучении внутреннего строения органов и систем органов растительных и животных организмов.

Более сложными являются диктанты третьего типа (см. карточку 3), так как для их выполнения требуются знание биологических особенностей изученных объектов и умение сравнивать.

Карточка 3. К уроку «Жгутиковые. Зеленая эвглена. Вольвокс.»

  1. Форма тела непостоянная.
  2. Обязательно присутствует хлоропласты.
  3. Передвигается с помощью ложноножек.
  4. Форма тела постоянная
  5. Питается бактериями, водорослями, другими простейшими.
  6. Питается органическими веществами, образующимися в процессе фотосинтез.
  7. Есть цитоплазма, ядро, сократительная вакуоль.
  8. Дышит растворенным в воде кислородом.
  9. Избыток воды и продукты выделения удаляются через сократительную вакуоль.
  10. Есть чувствительный к свету глазок.
  11. Образует цисту.

Текст диктанта – перечень признаков двух или более биологических объектов, зачитываю вслух. Школьники, руководствуясь знаниями об этих объектах, определяют и отмечают в тетрадях, для какого животного характерен тот или иной признак.

На уроках, где проводится изучение нового объекта, такой вид диктанта позволяет привлечь внимание учащихся к тем биологическим особенностям, которые отличают данный объект от ранее изученного.

Предварительно объясняю школьникам, что с целью экономии времени урока им следует записывать только порядковый номер признака, называемого мною вслух, и рядом с ним ставить первую букву названия животного — обладателя того или иного признака (Р – ракообразные, П – паукообразные, Н – насекомые)

Заканчивая работу с диктантом, читаю весь текст вслух, чтобы учащиеся могли проверить свои записи.

Опыт показал, что для учащихся 6–7 классов целесообразно включать в текст диктанта 5–10 предложений, чтобы время их выполнения и проверки не превышали 10–15 мин.

Формы проверки диктантов могут быть различными (выборочная проверка тетрадей учащихся с выставлением оценки, заслушивание ответов 2–3 учеников, самоконтроль и др.).

В сочетании с другими формами оценки знаний и умений учащихся биологические диктанты способствуют более глубокому усвоению программного материала , приучают учащихся правильно использовать биологические термины, грамотно писать их.

27.05.2013