Обобщающее повторение по теме "Органы цветковых растений"
Цели:
- обобщить и закрепить знания учащихся по теме;
- повысить интерес к предмету, развивать творческие способности
- и коммуникативные качества личности.
Задачи:
- повторить основные понятия темы;
- изготовить поделку из природного материала;
- нарисовать цветковое растение;
- отгадать загадки.
Оборудование:
- таблицы, модели, гербарий, схемы соцветий и открытки, муляжи плодов,
- корнеплодов, видоизмененных побегов, наборы семян, доска, мел, бумага,
- краски, эмблемы, жетоны, проектор, презентационная программа.
Участники: учащиеся класса, учитель.
Оформление: парты расставлены для трех команд полукругом; интерактивная доска – через проектор показ презентации.
Методы: словесно-репродуктивный, частично поисковый, наглядный, практический.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Тип урока: игра КВН.
Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство, технология, математика.
Термины и понятия: биология, ботаника, царство живых организмов, растительная клетка, семя, проросток, типы корневых систем, побег, почки: вегетативная и генеративная, листья простые и сложные, цветок и его части, плоды, типы плодов.
Подготовительный этап: класс заранее делится на три команды. Каждая команда готовит: визитку – название команды, эмблему каждому участнику, приветствие (все привязано к теме); выбирают капитана. Делают заготовки к творческому конкурсу. Готовят сказку о растениях.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие присутствующих; объявление темы урока, задач, стоящих перед учащимися, представление команд.
Правила игры:
- дисциплина, при выкрикивании снимаются баллы;
- внимательно выслушивать задания,
- советоваться с командой,
- отвечать должны все участники команды.
За правильный ответ команда получает красный жетон – 5 баллов.
За неполный ответ – зеленый – 4 балла.
За половину ответа – желтый – 3 балла.
По окончании игры все жетоны суммируются.
Победителем игры считается команда, набравшая наибольшее количество баллов.
II. Основная часть (игра)
Приветствие команд (эмблема). Команды получают жетоны.
1 Конкурс “Разминка” (слайд №2)
1. Что изучает биология? (особенности живой природы и ее разнообразие).
2 Что изучает ботаника? (царство растений)
3. Сколько царств живых организмов выделяют? (четыре)
4. Что такое орган? (часть организма)
5. Из каких простейших частиц состоят все живые? (из клеток)
6. Как можно рассмотреть элементарные частицы живого? (под микроскопом)
2 Конкурс “Художники”
По одному участнику от команды на листе бумаги рисуют строение цветкового растения и подписывают его части. Конкурс оценивается одним жетоном.
3 Конкурс “Творческий”
Один участник от команды делает поделку из предложенных природных материалов. Конкурс оценивается одним жетоном.
4 Конкурс “Кроссвордистов”
На доске изображены таблицы с названиями деревьев. Нужно вписать недостающие буквы в таблицу. Задание выполняет один участник от команды. Конкурс оценивается одним жетоном.
Г | И | В | Л | О | С | П | А | О | С |
У | Ж | Ш | М | И | С | Х | Ы | Ь | И |
А | Р | Я | Н | А | А | А | А | А | А |
Ответы: груша, инжир, вишня, лимон, осина, сосна, пихта, алыча, ольха, слива.
Конкурс оценивается одним жетоном.
5 Конкурс “Юные ботаники” (слайд №3)
1. Какой орган растения называют органом размножения и расселения? (семя)
2. Как называют молодое растение, питающееся и развивающееся только за счет запасных питательных веществ семени? (проросток)
3.Строение семян? (кожура, зародыш, семядоли)
Конкурс оценивается одним жетоном.
6 Конкурс “Огородники”
Каждая команда получает набор семян. Необходимо определить глубину заделки семян в разные типы почв и объяснить.
Конкурс оценивается одним жетоном.
Подводятся итоги конкурсов “Художников”, “Кроссвордистов”, “Творческий”.
7 Конкурс “Репка”
Отгадайте загадку:
А 1).
Кругла, а не шар, с хвостом, а не мышь,
Желта как мед, а вкус не тот (репа).
2). Сверху зелено, внизу-красно, в землю вросло (морковь).
3).
Хотя я сахарной зовусь,
но от дождя я не размокла,
крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы? Я... (свекла)
Б 1). Каждая команда получает гербарий корневых систем. Необходимо назвать тип корневой системы и охарактеризовать.
2). Из предложенных муляжей необходимо выбрать корнеплоды.
Команды за данный конкурс получают по 3 жетона.
8 Конкурс “Знатоки” (слайд №4)
Растение представляет собой сложную систему, мы рассмотрели только корень.
1). Как называют основной орган растения, связанный с корнем? (побег)
2). Что является зачатками новых побегов? (почки)
3). Как называются почки, из которых развиваются листья? (вегетативные)
4). Как называются почки, из которых развиваются цветы? (генеративные)
5). На гербарном материале нужно определить какие листья: простые, а какие сложные? Объясните.
6). В конкурсе “Репка” вы выбирали корнеплоды, а среди муляжей были побеги. Покажите и объясните. (клубень, луковица)
Конкурс оценивается тремя жетонами
9 Конкурс “Цветоводы” (слайд №5)
1). Как называют заметную, красивую, важную часть цветковых растений? (цветок)
2). Назовите главные части цветка. (пестик и тычинки)
3). Как называют несколько цветков, расположенных в определенном порядке на растении? (соцветие)
4). Каждая команда получает картинки с изображением соцветия и схемы.
Нужно сопоставить так, чтобы совпали соцветие и его схематическое изображение. (по 3 соцветия).
Каждая команда за задание получает по два жетона.
10 Конкурс “Капитанов” (слайд № 6)
Капитан может получить поддержку команды в виде правильной подсказки.
1). Что такое плод? (важнейший орган цветкового растения, образующийся после опыления и оплодотворения)
2). Как по-другому называют цветковые растения и почему?
(покрытосеменные, т.к. семя защищено околоплодником и находится в плоде)
3). Что такое околоплодник? (наружная часть плода)
11 Конкурс “Загадочников”
1).Красный цвет, приятный вкус, каменное сердце.
(вишня - плод костянка, односемянной, сочный)
2).
Круглое, румяное я расту на ветке.
Любят меня взрослые и маленькие детки.
(яблоко – плод яблоко, многосемянной сочный)
3). На ветке конфетки с начинкой медовой, а кожа на ветке породы ежовой (крыжовник – плод ягода, многосемянной сочный)
4). Одноусый дед в соломину одет.
(овес-плод зерновка, односемянной, сухой)
5).
С листьями, а не книжка,
Кругла, а не пышка,
С водой, а не болото,
Скрепит, а не ворота. (капуста - плод стручок, многосемянной, сухой)
6.)
Что же это за подвох?
Вдруг на дереве горох. (акация – плод боб, многосемянной, сухой)
Конкурс оценивается двумя жетонами.
12 Конкурс “Домашнее задание”
Команда представляет сказку о растениях. Конкурс оценивается одним жетоном.
III. Подведение итогов:
Команды подсчитывают жетоны и баллы: количество красных жетонов умножается на пять, зеленых на четыре, желтых на три.
Все суммируется. Команда набравшая наибольшее количество баллов объявляется победителем.
Все участники команд получают “отлично” за урок, если команда набрала от 70 до 100 баллов, “хорошо” от 50 до 70 баллов.
IV. Домашнее задание: составить кроссворд на пройденную тему.
Литература.
1). И.Н. Пономарева. “Биология”. Учебник 6 класс; “Вентана – Граф”, М:2012 г.
2). Т.В. Зарудняя. “Биология. 6 класс. Поурочные планы”; “Учитель”, В: 2008 г.
3). П.В. Третияков. “Ежедневник учителя биологии” 6 класс; “Экзамен”, М: 2008 г.
4). Л.Д. Парфилова. “Контрольные и проверочные работы по биологии”, “Экзамен”, М: 2005 г.
5). Ю.В. Щербакова. “Занимательная биология. 6-9 классы”, “Глобус”, М: 2010 г.
1.01.2013