Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Обобщающие уроки по биологии

Класс земноводные

Цель урока: обобщить, систематизировать и проверить знания о строении, жизнедеятельности земноводных, о взаимосвязях их со средой обитания, роли в природе и жизни человека; совершенствовать умения работать с рисунками, схемами, тестами, развить культуру речи учащихся, воспитывать стремление к знаниям.

Средства обучения: скелет лягушки; рельефная таблица «Внутреннее строение лягушки», тесты.

Урок проводится в конце изучения темы: «Класс Земноводные». К моменту его проведения учащиеся должны знать:

  • характерные черты внешнего и внутреннего строения земноводных в связи со средой обитания;
  • черты приспособленности земноводных к различным условиям существования на суше;
  • усложнение строения систем органов (пищеварительной, дыхательной, кровеносной и др. систем органов);
  • значение земноводных в природе и жизни человека.

Ход урока

I. Организационный момент

Объявление темы, задач и плана проведения урока.

II. Актуализация знаний учащихся

Задание I. Вставьте пропущенные слова (работа устно, фронтально).

Внешнее строение и скелет лягушки.

  1. Широкая голова лягушки плавно переходит в … .
  2. Кожа земноводных … , покрыта слизью.
  3. Глаза снабжены … , защищающими от засорения.
  4. Скелет лягушки состоит из следующих отделов: скелет … , скелет … , скелет … , и скелет … .
  5. Позвоночник состоит из четырех отделов: … .

Задание II. Викторина.

  1. Какое количество видов современных земноводных известно науке? (2400 видов.)
  2. На какие отряды делят современных земноводных? (Отряд Хвостатые, отряд Бесхвостые, отряд Безногие.)
  3. Чем представлен орган слуха земноводных? (Внутренним, средним ухом и барабанной перепонкой.)
  4. Сколько кругов кровообращения и сколько камер в сердце взрослых земноводных? (2 круга, трехкамерное сердце.)
  5. Какие крупные пищеварительные железы открываются в двенадцатиперстную кишку? (Печень и поджелудочная железа.)
  6. Чем представлены органы дыхания взрослых земноводных? (Легкими и кожей.)
  7. Какие органы образуют выделительную систему земноводных? (Почки, мочеточники, мочевой пузырь.)
  8. Где происходит размножение земноводных и развитие их личинок? (В воде.)

Задание III. Выберите правильные утверждения.

  1. Кожа жаб частично покрыта ороговевшими клетками.
  2. Тритоны живут в воде, а размножаются на суше.
  3. Оплодотворение у всех земноводных внутреннее.
  4. Земноводные раздельнополые животные.
  5. Нервная система земноводных развита хуже, чем у рыб, т.к. земноводные малоподвижны.
  6. У бесхвостых земноводных развиты органы слуха, есть барабанная перепонка.

Задание IV. Проверь себя.

Вам даны три понятия. Между первым и вторым существует определенная связь. Между третьим и одним из предложенных в списке понятий существует такая же связь. Найдите это понятие и выпишите букву, которой оно обозначено.

  1. Тонкий кишечник: всасывание = почки: ...
    а) переваривание;
    б) дыхание;
    в) выделение;
    г) газообмен;
    д) размножение.
  2.  Легкие: дыхание = спинной мозг: ...
    а) условные рефлексы;
    б) координация движений;
    в) безусловные рефлексы;
    г) терморегуляция.
  3. Тепло: жизнедеятельность = кислород: …
    а) газ;
    б) молекула;
    в) развитие;
    г) дыхание;
    д) питание.
  4. Предсердие: сердце = желчный пузырь: ...
    а) печень;
    б) поджелудочная железа;
    в) толстая кишка;
    г) глотка;
    д) пищевод.
  5. Личинка: жабры = лягушка: …
    а) кровь;
    б) ноздри;
    в) кожа;
    г) легкие;
    д) кишечник.

Ответы: 1в, 2в, 3г, 4а, 5г.

Задание V. Составь слова.

Составьте названия амфибий из следующих слов, переставляя буквы и слоги.

  1. Как, ваш (Квакша.)
  2. Мел, зуд, олифа = (Филломедуза.)
  3. Тир, нот = (Тритон.)
  4. Я, шаг, лук = (Лягушка.)
  5. Рана, сад, мал = (Саламандра.)

В составе каких отрядов они находятся?

Задание VI. Найдите ошибки в тексте и исправьте их.

Земноводные, или амфибии, - первая, немногочисленная группа примитивных наземных позвоночных животных, сохранивших тесную связь с водной средой.

Размножение их происходит на суше. Появившиеся из икринок, похожие на рыб личинки – головастики. Живут они в воде, развиваются с превращениями, в результате чего приобретают черты взрослых животных, способных жить на суше.

У взрослых амфибий есть парные пятипалые конечности, типичные для водных животных. Глаза имеют веки и слезные железы. Дышат земноводные легкими. В кровеносной системе два круга кровообращения и четырехкамерное сердце. Имеется среднее ухо с барабанной перепонкой. Взрослые амфибии сохранили признаки водных позвоночных. У них богатая железами голая кожа, которая играет важную роль в дыхании. Она предохраняет организм от больших потерь воды на суше. Трехкамерное сердце не обеспечивает полного разделения артериальной и венозной крови, поэтому к органам тела поступает кровь смешанная. Мочевая и половая системы сходны с такими же системами рыб. Температура тела постоянная и зависит от температуры окружающей среды – амфибии холоднокровные животные.

(Рассказ с ошибками раздается в печатном виде один экземпляр на парту. Каждый из учеников читает по одному предложению из рассказа и говорит, есть ли в этом предложении ошибки. Если есть, он их называет и исправляет.)

III. Подведение итогов.

Составлен на основе материала:

  1. Лернер Г.И. Уроки зоологии для старших классов. Тесты, вопросы, задачи. /Серия «Как сдать экзамены»./ - М.: Лист – Нью, 1998. – 496с.
  2. Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных и их решения.-Тула: «Родничок», 1999,- 144с.

Органы цветкового растения

Ярмарка знаний

Цели урока: закрепить, обобщить, систематизировать знания в занимательной игровой форме, проверить теоретические знания учащихся и практические навыки; продолжить формирование интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать).

Оборудование: таблица «Органы цветкового растения», карточки с заданиями; силуэты листьев; части аппликаций цветка.

На доске – схема «торговых рядов».

Ход урока

Учитель. Что такое «ярмарка». Слово «ярмарка» означает большой торг, устраиваемый регулярно в одном месте и в одно и то же время. Самое главное на ярмарке – это торг и товар. Я покупатель, а вы – купцы. Ваш товар – знания. Совершая торг, я возможно куплю ваши знания. Продав свой товар, вы станете очень состоятельными людьми, у вас появится капитал, который обычно сохраняют в самом надежном месте – банке. А самым главным банком для вас является журнал. Тот, кто выгоднее других продаст свои знания, станет победителем и заработает хороший капитал – это хорошие оценки. Валютой является геометрические фигуры. Тот, кто больше всех наберет геометрических фигур – значит заработает хороший капитал.

Класс делится на команды. Команда, выгоднее других продавшая свои знания, станет победительницей.

Итак начинаем торги.

I. Торговый ряд «Аукцион терминов»

(Термины записаны на доске, ученики зачитывают поочередно и дают определения понятиям.)

  1. Корень
  2. Стебель
  3. Цветок
  4. Побег
  5. Лист
  6. Плод
  7. Семя
  8. Вегетативные органы
  9. Генеративные органы

Учитель проверяет общую информативность учащихся по теме.

II. Торговый ряд «Подумай и ответь»

Учитель. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова. Затем по цепочке ученики зачитывают предложения и вставляют пропущенные слова.

… – это осевая часть побега. По положению в пространстве выделяют … стебли, как например, у пшеницы и кукурузы; вьющийся, как у … и … , как у гороха и фасоли.

Стебли растений выполняют … функцию, … функцию, фотосинтезирующую функцию и … функцию.

Стебель древесного растения покрыт … , которая защищает растение от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Внутренняя часть коры – … – содержит ситовидные трубки. Основная их функция – проведение … от … к … . Между корой и … расположена образовательная ткань – … . За счет деления клеток … происходит рост стебля растения … . По сосудам … вода и растворенные в ней … вещества перемещаются от … к … .

III. Торговый ряд «Найдите ошибку»

Рассказ с биологическими ошибками (найдите и исправьте биологические ошибки в тексте).

Незнайка писал письмо Звездочке: «Я люблю собирать разные листья. Красивые листья у клена, они имеют много листовых пластинок. Такое же строение и у листьев земляники, липы, каштана. Называются эти листья сложными. Интересно и расположение жилок на листьях – известно до 10 видов жилкования. Например, у листьев березы оно дуговое, у ландыша – параллельное, у листьев яблони – сетчатое».

(Рассказ с ошибками раздается в печатном виде каждому из учеников или один экземпляр на парту. Ученикам дается около пяти минут, чтобы прочитать рассказ и исправить все ошибки. Затем происходит устная проверка рассказа. Каждый из учеников читает по одному предложению из рассказа и говорит, есть ли в этом предложении ошибки. Если ошибки есть, он их называет и исправляет. Следующее предложение читает следующий ученик. Таким образом в работе будет задействован практически весь класс.)

IV. Торговый ряд «Биологический конструктор»

Задание 1. Из силуэтов листьев изобразить:

  • 1 ряд – очередное листорасположение;
  • 2 ряд – супротивное листорасположение;
  • 3 ряд – мутовчатое листорасположение.

Задание 2. В конверте даны части аппликаций, обозначающих цветок.

  • 1 ряд – собрать обоеполый цветок;
  • 2 ряд – женский цветок;
  • 3 ряд – мужской цветок.

V. Торговый ряд «Дальше, дальше»

(Это задание позволяет полно закрепить, обобщить и систематизировать знания по данной теме.)

Учитель задает вопросы, команды должны поочередно дать ответы на возможно большее число вопросов за 1 минуту.

  1. Из какой части цветка образуется плод?
  2. Из чего образуется главный корень растения?
  3. Из чего образуются придаточные корни растения?
  4. Где образуются запасы питательных веществ, накапливающиеся в корне?
  5. Из каких почек вырастают яблоки?
  6. Назовите основную функцию хлоропластов
  7. Какова основная функция камбия ?
  8. Как называются цветки, у которых есть пестики и тычинки?
  9. Какую функцию выполняет корень в жизни растения?
  10. Чем отличается вегетативная почка от генеративной?

VI. Торговый ряд «Почемучка»

  1. Рост корня, стебля, листа, цветка, плода зависит от деления и растяжения клеток. Оказывается, что в древесине весной откладываются клетки крупнее, чем осенью. Почему?
  2. Предположите, как будут располагаться корни, если близко залегают грунтовые воды, а если глубоко? Почему?
  3. У большинства растений корень растет вниз, а не вверх или в стороны. Почему?
  4. Если надломить ветку яблони, то яблоки на ней вырастут мелкие, а листья не будут расти. Почему?
  5. Если разрезать клубень картофеля и сравнить его со срезом ветки дерева, то оказывается, что они схожи. Почему?

VII. Торговый ряд «Тесты»

Укажите правильный ответ.

  1. Опылением называют …..
    а) высеивание пыльцы из пыльников
    б) перенос пыльцы из пыльников на рыльце пестика
  2. Нектарники нужны цветку для…..
    а) питания яйцеклетки
    б) привлечения насекомых к оплодотворению
  3. Отметьте знаком «+», при помощи каких агентов может происходить опыление
    а) при помощи ветра
    б) воды
    в) при помощи насекомых
    г) при помощи птиц
    д) при помощи млекопитающих

VIII. Подведение итогов

Все члены команды, набравшие 7 и более геометрических фигур, получают «5». Все члены команды, набравшие 4-7 геометрических фигур, получают «4».

Составлен на основе материала:

  1. Лернер Г.И. Ботаника. Поурочные задания, тесты, контрольные работы для 6-7 классов. М.:, Аквариум, 1998г., 240с.;ил.
  2. Демьянков Е.Н. Биология. Мир растений: Задачи. Дополнительные материалы: 6 кл.-М.: Гуманит.изд. центр Владос, 2004.-160с., ил.

26.02.2009