Обобщающий урок биологии в 8-м классе. Тема: "Кровь и система кровообращения"
Цели и задачи:
- обобщение знаний и умений по теме урока;
- повторение основных понятий и процессов в игровой, занимательной форме;
- развитие творческого потенциала личности ребенка и коллективного мышления микрогруппы.
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, плакат «Биологический бизнес-банк», плакаты с названиями конкурсов, валюта «тромбики». Палочки с цифрами – 1, 2, 3, 4 (комплект на группу).
Ход урока (этапы)
1. Вводный этап.
Объяснение учителем правил игры с бизнесменами: учащиеся делятся на три микрогруппы, каждая команда представляет собой банк (название ребята придумывают сами в соответствии с темой, например, «Иммун-банк», «Тромб-банк», «Фибрин-банк» и т.д.), который получает валюту – «тромбики» (баллы) – за выполнение заданий (за каждый правильный ответ команда получает 1 «тромбик» (балл)). Количество полученных «тромбиков» учащиеся фиксируют в игровой карточке (Приложение 1). Ассистенты в свою очередь также следят за балансом получаемой «валюты» каждой командой.
В конце игры все заработанные «тромбики» (баллы) участники игры суммируют. Оценки выставляются в соответствии с оценочной шкалой.
2. Разминка (Слайд 2)
Каждая группа по очереди отвечает определения по теме: «Кровь и система кровообращения».
Автоматия сердца – способность сердца ритмически сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в самой сердечной мышце.
Кровяное давление – давление, под которым находится кровь в кровеносном сосуде.
Пульс – ритмические колебания стенок сосудов, вызванные изменениями давления крови в сосудах и ритме сокращений сердца.
Иммунитет – способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов, а также от инородных тел и веществ.
Кровообращение – это непрерывное движение крови по замкнутой сердечно-сосудистой системе, обеспечивающее жизненно важные функции организма.
Фагоцитоз – процесс поглощения и переваривания лейкоцитами чужеродных частиц. Это защитная реакция организма.
Капилляры – микроскопические сосуды, которые находятся в тканях и соединяют артерии с венами.
Артерии – это сосуды, по которым кровь течет от сердца.
Вены – это сосуды, по которым кровь течет к сердцу.
Максимальное количество «тромбиков» – 3.
3. «В некотором царстве…» (Слайды 3-5)
Прочитайте иносказательную сказку и определите действующих лиц и исполнителей. (Приложение 2).
В некотором царстве…
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были законопослушные граждане. Жили они очень дружно, во всем друг другу помогали, хотя и были такими маленькими, что увидеть их можно было только с помощью микроскопа. Жители разных провинций несколько отличались друг от друга внешне и отменно владели какой-то определенной профессией, которую получали по наследству от своих родителей.
Жители одной из провинции были отличными воинами и неустанно несли службу по защите государства от врагов. Воинов отличал большой рост и любовь к белому цвету, за что они и получили свое имя. Кроме того, воины отлично двигались, в отличие от других своих сограждан.
Среди воинов были четко распределены служебные обязанности. Одни из них были «мудрыми химиками», другие – беспощадными убийцами, а третьи – ненасытными обжорами. Мудрые химики владели секретом приготовления химического оружия, которое легко вступало во взаимодействие с врагами и обезвреживало их.
Беспощадные убийцы были отличными разведчиками и следопытами: легко находили врагов и тут же чинили над ними расправу, беспощадно их убивали.
И, наконец, ненасытные обжоры просто-напросто поедали врагов, не давая им возможности навредить родному государству.
Имея такую высокопрофессиональную армию, государство было надежно защищено от вторжения чужеземных захватчиков.
Действующие лица и исполнители:
- Царство-государство – … (организм человека)
- Граждане – … (клетки)
- Провинции – … (ткани)
- Войны – … (лейкоциты: большие размеры, белый цвет, способность двигаться)
- Мудрые химики – … (В-лимфоциты - образуют особые вещества – антитела, которые соединяются с бактериями)
- Беспощадные убийцы – … (Т-лимфоциты - выделяют особые вещества, вызывающие гибель бактерий и вирусов)
- Ненасытные обжоры – … (фагоциты)
- Химическое оружие – … (антитела)
- Чужеземные захватчики – … (бактерии, вирусы, чужеродные тела).
Максимальное количество «тромбиков» – 9.
4. «Конкурс барона Мюнхгаузена» (Слайды 6-15)
На экране мультимедийного проектора 4 утверждения, одно из которых – неверно. Каждая команда по очереди отвечает, а все остальные показывают неверный ответ с помощью палочек с номерами. Оценивают работу подготовленные ассистенты.
Задание №1.
- Эритроциты содержат гемоглобин.
- Образование эритроцитов происходит в красном костном мозге.
- Кровь, насыщенная кислородом, называется артериальной.
- Эритроциты имеют форму диска и округлое ядро.
Задание №2.
- У людей различаются 4 группы крови.
- Люди с IV группой крови называются универсальными донорами.
- Кровь I группы можно переливать всем людям.
- Резус-фактор – это особый белок, содержащийся в эритроцитах большинства людей.
Задание №3.
- Лейкоциты активны, они могут самостоятельно передвигаться, проникать сквозь стенки кровеносных сосудов.
- И.И.Мечников – автор фагоцитарной теории иммунитета.
- Во время прививки вводят готовые антитела.
- Воспаление – защитная реакция организма от инфекции.
Задание №4.
- В 1 мм3 крови содержится 5,5 миллионов эритроцитов.
- Адреналин замедляет и ослабляет сердечную деятельность.
- Тромбоциты участвуют в свертываемости крови.
- Лейкоциты, вырабатывающие антитела, называются лимфоцитами.
Максимальное количество «тромбиков» – 4.
5. «Показатель здоровья» (Слайд 16)
Каждой группе необходимо определить число пульсовых ударов в 1 минуту в состоянии покоя и после 10 приседаний. Сделать вывод. (Приложение 3). Максимальное количество «тромбиков» – 3.
6. «Гадание на картах» (Слайды 17-19)
Каждой группе выдаются «карты» по теме «Строение сердца» (Слайд 18). За 2 минуты группы должны на контрольном листе написать названия частей органа (Приложение 4).
Максимальное количество «тромбиков» – 6.
7. «Загадочный диктант» (Слайды 20-21)
Группы записывают свои варианты ответов к загадкам, которые читает учитель. Ассистенты проверяют варианты ответов, затем следует общая проверка. (Приложение 5).
- По замкнутой системе
Стремительно бегу.
А в чем моя задача?
Я кислород несу.
(Кровь) - Подхватили кислород
И скорей, скорей вперед.
А то клеткам в организме
Его, ох, не достает.
(Эритроциты, гемоглобин) - По упругим нашим стенкам
Можешь пульс ты посчитать.
Кровь несем мы с кислородом,
Как нас нужно называть?
(Артерии) - Не страдать болезнью чтобы
Вводят слабые микробы.
Лимфоцит тут на ходу
Что-то выделил в среду.
Отчего микроб стал плох
И, конечно, сразу сдох!
Жду я письменно ответа,
Что за вид иммунитета?
(Прививка, антитела, искусственный иммунитет)
Максимальное количество «тромбиков» – 4.
8. «Оцени ситуацию» (Слайды 22-23)
Ребятам необходимо прочитать предложенные ситуации и определить вид кровотечения. (Приложение 6).
- При мытье 3-хлитровой стеклянной банки, девочка разбила сосуд и порезалась. Темно-вишневая кровь струйкой стекала из раны, расположенной выше лучезапястного сустава. Определите вид кровотечения.
- Иван ехал на велосипеде по обочине дороги рядом с забором, случилось неприятное падение. Он повредил ногу ниже колена – в заборе торчала окровавленный гвоздь. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала кровь. Определите вид кровотечения.
- Мальчишки во дворе бегали наперегонки. Задев друг друга, ребята упали. Один из друзей сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид кровотечения.
Максимальное количество «тромбиков» – 3.
9. Итоги урока. (Слайд 24)
Учащиеся суммируют полученные «тромбики» (баллы). Оценки выставляются в соответствии с оценочной шкалой.
Домашнее задание. (Слайд 25)
Составить кроссворд по теме урока.
4.06.2012