Обобщающий урок "Кровеносная система"
"Разве здоровье не чудо?"
Чехов А.П.
Форма проведения урока: Обобщающий, с опережающим заданием.
Тип урока: Комбинированный, с элементами проблемного.
Задачи:
- Обобщить знания учащихся по теме "Кровеносная система".
- Рассмотреть основные нарушения работы сердца
- Выяснить влияние занятий спортом и вредных привычек на работу сердечно-сосудистой системы.
- Дать учащимся понятие об основах гигиены С.С.С.
- Сравнить знания о кровеносной системе представителей медицины разных исторических эпох.
Оборудование: Таблицы с изображениями сердца, сосудов и кругов кровообращения, тест, костюмы врачей разных эпох, портреты знаменитых врачей, изучавших работу кровеносной системы.
Опережающее задание: подготовить сообщения.
Ход урока
Учитель озвучивает тему и задачи урока, после чего ставит перед классом проблему: Два молодых человека страдают одинаковым заболеванием - нарушением структуры сердечного клапана (порок сердца). При этом один чувствует себя прекрасно и не подозревает о своем заболевании, у второго имеются все симптомы порока сердца и он чувствует себя плохо. С чем может быть связано то, что одну и ту же болезнь разные люди переносят по-разному?
Для решения проблемы приглашается консилиум врачей - представителей медицинских школ различных временных эпох: древнегреческий врач, средневековый, врач XIV и современный врач. Каждый из врачей осматривает больного и назначает лечение.
Сценка
Современный врач: Мы собрались с вами, чтобы еще раз поговорить о строении и работе одного из важнейших органов в организме человека. Это сердце и кровеносная система. (Слышится сирена скорой помощи. В класс вводят двух больных.) Уважаемые коллеги, к нам привезли двух больных. Исследования показали, что у них одна и та же болезнь - нарушение сердечного клапана, известного так же как порок сердца. Но с одним и тем же заболеванием больные чувствуют себя по-разному. Чтобы лучше понять природу болезни и методы ее лечения, мне пришлось созвать совет врачей - консилиум. Но не удивляйтесь, он будет необычным. ( Появляются по-очереди врачи.)
Древнегреческий врач: (Доброжелательный. Ощупывает живот, измеряет пульс, осматривает язык, слушает сердце без помощи инструментов): Вот мое суждение. Юноша одержим тяжким недугом. Четыре сока, правильно сочетаясь, правильно сочетаясь, управляют жизнью тела. Первый, самый важный, именуется кровью и рождается в сердце. Второй - лимфа, которая возникает в мозгу. Третий сок - светлая желчь, ее производит печень, четвертый - темная желчь, родит селезенка. Так говорит мой учитель великий Гиппократ. Что мы видим у нашего больного? Сердце и печень переполнены кровью, кровь просвечивает через щеки. Кровь вытеснила из тела все остальные соки.
Средневековый врач: (Строгий и высокомерный. Воздев руки кверху, произносит фразу по латыни - "Пер аспера ат астра (Через тернии к звездам)" - и требует кресло. Сверлит пациентов взглядом, проверяет пульс, тычет пальцем в руку и разглядывает образовавшийся след.) Вполне согласен со своим античным собратом. Учение Гиппократа заключает в себе истину! Горе тому, кто посмеет усомниться в этой истине! Так говорю я, магистр медицины, доктор алхимии и придворный астролог при священной особе императора. Но мало сказать, что печень юного пациента в избытке наполнена кровью. Не кровь управляет телом, но высшая сила провидения! Судьба каждого человека начертана на небесах! Прочесть ее помогут созвездия!
Врач XIX века: (Измеряет пульс по большим карманным часам, слушает сердце через трубку-стетоскоп и угощает больного конфетой.) Не стану спорить с уважаемыми коллегами. Но в суждениях нужно опираться на факты! Вы заметили, что этот мальчик страдает одышкой. У пациента беспорядочный и частый пульс. Сердце расширено, из-за этого во всем теле застаивается кровь. У мальчика не в порядке сердечные клапаны.
Магистр: Прошу прощения, о каких это клапанах вы говорите?
Врач: Достопочтенный магистр, я говорю обо всем известных клапанах сердца.
Магистр: Впервые о них слышу! У Гиппократа об этом не сказано.
Врач: Но легко убедиться, что клапаны существуют.
Магистр: Каким образом?
Врач: Путем вскрытия. Чтобы лечить людей, нужно знать анатомию, а чтобы знать анатомию, нужно изучать строению тела.
Магистр: Ничего подобного! Чтобы правильно лечить, нужно знать древние книги. А все остальное от нечистой силы! Богохульник! На костер его!
Современный врач: Итак, уважаемые коллеги, вы осмотрели больных, какое лечение вы им назначите?
Античный врач: Я предлагаю назначить больному диету. Не следует ему пить много воды или вина. Ему поможет теплый климат. Поселите его в кипарисовой роще. Пусть пьет мочегонные травы, чтобы избавиться от лишней жидкости. Увы! (Разводит руками) Лекарства помогают, но недостаточно. А второй юноша совершенно здоров! Он полон сил и может участвовать в Олимпийских играх.
Магистр: Чаще делайте кровопускание. Хорошо помогут пиявки. Поменьше пить воды и сверять судьбу со звездами! Что касается второго отрока, он совершенно здоров. Отдайте его мне в ученики. Возможно, когда-нибудь и он станет светилом медицины, как и я!
Врач XIX века: (Пишет на бланке рецепт: "Возьми лист наперстянки, разотри в порошок. Отвесь пять сотых грамма, смешай с сахаром. Принимать по одному порошку перед едой трижды в день".
Магистр, желчно, обращаясь к современному врачу: Ну а вы то сами, коллега, почему не назначаете лечения. Может быть, эта болезнь вам неизвестна?
Современный врач: Да, я не могу назначить лечение сразу, но не потому, что мне неизвестна природа болезни. Наоборот, современная медицина обладает большими знаниями о физиологии и анатомии человека. Ни одно лечение не назначается без обследования больного с помощью самой современной аппаратуры и сложных анализов. Итак, что мы знаем в наше время о строении кровеносной системы и работе сердца.
- Учащиеся делают заранее подготовленные доклады на темы:
- Строение и работа сердца.
- Круги кровообращения.
- Болезни сердца.
- Влияние вредных привычек и спорта на работу ССС.
Учитель, обобщает полученные знания о работе ССС. в форме беседы. Вместе с классом делается вывод о разрушительном влиянии на кровеносную систему курения, алкоголя и гиподинамии и необходимости здорового образа жизни, и занятий спортом. Человек, регулярно следящий за своим здоровьем и ведущий активный образ жизни, может жить полноценной жизнью, не подозревая о структурных нарушениях сердечного клапана. В то же время человек, употребляющий никотин и алкоголь, и ведущий малоподвижный образ жизни, может и здоровое сердце быстро привести в негодность.
В конце урока учащимся предлагается тест на проверку знаний по теме "Кровеносная система. Строение и работа сердца".
Тест
1. Курение приводит:
а- к увеличению частоты сердечных сокращений;
б- не оказывает вредного влияния на организм;
в- к сужению кровеносных сосудов;
г- стенки сосудов становятся хрупкими и ломкими
2. Как влияет алкоголь на сердце и сосуды:
а- не оказывает вредного влияния на организм;
б- разрушает на красные клетки крови;
в- приводит к учащению сокращений сердца;
г- вызывает перерождение сердечной мышцы, замену ее жировой тканью.
3. Гиподинамия:
а- не оказывает вредного влияния
б- разрушает красные клетки крови;
в- укрепляет кости скелета;
г- улучшает кровоснабжение органов.
4. Пульсом называют:
а- ритмичные колебания стенок кровеносных сосудов;
б- давление крови на стенки сосудов;
в- сокращение предсердий;
г- сокращение желудочков.
5. Артериальной называют кровь:
а- обедненную кислородом;
б- насыщенную кислородом;
в- насыщенную углекислым газом;
г- обедненную углекислым газом.
6. Большой круг кровообращения начинается:
а- в левом предсердии;
б- в правом предсердии;
в- в левом желудочке;
г- в правом желудочке.
7. Переносят кислород к клеткам тела:
а- тромбоциты;
б- фагоциты;
в- эритроциты;
г- лимфоциты
8. Какие меры первой помощи нужно оказать человеку при артериальном кровотечении:
а- залить рану настойкой йода;
б- наложить жгут выше места ранения;
в- наложить жгут ниже места ранения;
г- ограничиться наложением давящей повязки
1_______2_______3_______4_______5_______6_______7_______8_____
Литература.
1. "Биология. Человек" , 8 класс: поурочные планы по учебнику Колесова Д.В., Маша Р.Д., Беляева И.Н. /авт. - сост.Г.В. Чередникова. - Волгоград: Учитель, 2007.-157с.
2. "Биология. Человек" , 8 класс: поурочные планы по учебнику Колесова Д.В., Маша Р.Д., Беляева И.Н. /авт. - сост.Г.В. Чередникова. - Волгоград: Учитель, 2007.-157с.
3. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. "Биология. Человек": Учеб. для общеобразовательных учебных заведений, 8 класс - 5-е изд.-М.: Дрофа, 2004.,-336с.
4. Шингарев Г.М. Необыкновенный консилиум. Рассказы о профессии врача. М., "Дет. Лит.", 1975, 192 с.
18.08.2009