Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Обобщающий урок по теме "Основы генетики". 10-й класс

Девиз урока:

Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща

Б.Васильев

Цель урока: Обобщить знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отработать символику и терминологию, необходимые для решения задач, продолжать учиться работать в группах.

Задачи:

  • образовательная: обобщить ранее изученный материал по пройденной теме, определить степень усвоения категориального аппарата темы

развивающая: развивать умение сравнивать (на примере сравнения фенотипов и генотипов особей, гомозигот и гетерозигот, моногибридного, анализирующего скрещивания и промежуточного характера наследования) умение анализировать (умения планировать экспериментальную практическую деятельность, выдвигать гипотезу на основе мысленного эксперимента) умения обобщать и устанавливать закономерности при анализе обобщающих схем; воспитательная: развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность при решении генетических задач разного уровня сложности; развивать коммуникативные способности учащихся на уроке при работе в парах, взаимопроверке, самоконтроле, воспитывать культуру умственного труда.

Оборудование: мультимедийная презентация учителя и учеников, интерактивная доска. (Приложение 1,2)

План урока

  1. Орг. Момент
  2. Проверка ЗУН, полученных в результате изучения темы: Основы генетики.
  3. Д/3 сообщения о наследственных заболеваниях.

Ход урока

1. Орг.момент

– проверка готовности к уроку

– постановка УЗ (выяснить степень усвоения теоретического материала темы : Генетика, определить степень владения и оперирования биологическими терминами и понятиями в пределах данной темы, проверить умение использовать теоретические знания для решения практических задач)

Вступительное слово учителя:

Для каждого человека ценностью номер один является его здоровье.

В третье тысячелетие мы вступили с новейшими компьютерными технологиями, но все также неизлечимы СПИД, рак, сахарный диабет, увеличивается количество наследственных заболеваний.

Статистика приводит печальные факты – сейчас в роддомах практически исчезли абсолютно здоровые малыши, на каждую тысячу родившихся – 800-900 имеют какие-либо врожденные дефекты.

Каким же будет поколение через 20-30 лет? Никого не надо убеждать – полноценного ребенка могут родить только абсолютно здоровые молодые люди.

Это закон. Посейте незрелое семя в землю и посмотрите, какие всходы вы получите: нежизнеспособны и больные.

Итак, чтобы появился на свет здоровый ребенок, необходима здоровая наследственность его родителей.

Какая наука изучает наследственность и изменчивость?

Итак, тема сегодняшнего урока " Обобщение по теме :Генетика "

2. Проверка ЗУН, полученных в результате изучения темы: Основы генетики

Сегодняшний урок мы проведём в виде путешествия по станциям науки ГЕНЕТИКА

Станция 1: Историческая

– сообщения учеников о великих учёных-генетиках (использование мультимедийной презентации)

1.Роль Менделя и Моргана в развитии науки генетика

2.Советская генетика( выступление учащегося)

Станция 2: Понятийная

Биологическая разминка по проверке усвоения категориального аппарата

1. Терминологическая разминка (устно, фронтально)

Продолжите мои мысли...

  1. Контрастные взаимоисключающие признаки
  2. Скрещивание двух организмов называют
  3. Признак подавляющий развитие другого признака
  4. Сколько законов генетики открыл Мендель?..
  5. Каким по счёту является закон Менделя о доминировании
  6. Третий закон Менделя гласит
  7. Какой организм называется гомозиготным?
  8. Что такое “ген”?
  9. Каким символом мы можем обозначить гетерозиготный организм?
  10. Как называется место дислокации гена в хромосоме
  11. Что такое фенотип?
  12. Генотип-это…..
  13. Что такое аллельные гены?
  14. Через какое органическое соединение передаётся информация в дочерний организм?
  15. Какой процесс в хромосомах определяет неполное доминирование признака?
  16. Что такое неаллельные гены?
  17. Чей закон частично опровергает третий закон Менделя?

– Также можно дать возможность задавать вопросы учащимся своим одноклассникам

Задание 1

Определи сколько аллельных пар в предложенных генотипах:

A) АаВЬ
Б) AaBbccDd
B) aaBBCcddFF
Г) AAbbCCddFfEe

Задание 2

Определи сколько доминантных и рецессивных генов в предложенных генотипах. Доминантные гены выделите красным цветом в тетради.

А) ааВВСс
Б) ААВЬсс
В) AabbCcDDee
Г) AaBbccDdEE

Станция 3: Применения знаний

1.Решение задач на моногибридное скрещивание

У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты -

рецессивный по отношению к гену нормального слуха. Какое потомство можно

ожидать от брака гетерозиготных родителей? Какая генетическая закономерность при этом проявляется?

2.Решение задач на дигибридное скрещивание

Голубоглазый правша, отец которого был левшой женился на

левше из семьи, все члены которой на протяжении нескольких поколений

имели карие глаза. Какое потомство в отношении этих двух признаков можно

ожидать от такого брака?

3.Решение задач на анализирующее скрещивание

Мужчина, купивший в кинологическом клубе дорогую собаку породы шарпей

предьявил претензию заводчику данной породы по поводу чистопородности

собаки. Какие доводы может предъявить заводчик в свою защиту?

Станция 4: Генетика человека

1.Решение задач на сцепленное с полом наследование

Мы предлагаем вам ситуации, после просмотра которых вы должны ответить на вопросы.

Время от времени в газете приходят письма от женщин с жалобами на упреки, которые им приходят терпеть от своих мужей и родственников то, что вместо сыновей у них рождаются дочери. Справедливы ли такие упреки? Докажите!

Учитель. У Сергея Островского, чьи песни известны широко, есть и сказки. Герой одной из них -казак Лутоня, ждавший рождения сына, стал отцом семи дочерей.

Не поет Лутоня песен,
На соседей не глядит.
Он неласков. Он  невесел.
Призадумавшись, сидит.
На жену свою не взглянет
Почернел от маяты.
Ой, как ждал Лутоня сына!
Да , видать, опять судьбина
Подшутила в эту ночь:
Не дала на счастье сына,
А дала на горе дочь...

Ситуация взята из жизни. Сколько отцов с надеждой смотрят на жену, умоляя подарить и сына...

И сколько разочарований. ... А, оказывается, зависит все только от них.

Ситуация 1

Женщина (заходит). Здравствуйте! Примите, пожалуйста, мое заявление. Я прошу возбудить дело о взыскании алиментов с мистера Иванова Александра Петровича. Он – отец моего ребенка. Ребеночек полностью на него похож, ну точная копия своего папочки.

Но он категорически отказывается мне платить алименты, не признает отцовства.

Судья. Скажите, пожалуйста, какая группа крови у мистера Иванова?

Женщина. Первая.

Судья. Итак, у мистера Иванова 1 группа крови, а у вас, дамочка, какая?

Женщина. Вот моя карточка, у меня 4 группа крови, а у ребенка тоже 4 группа.

Судья. Дамочка! Вы, наверное, плохо учили в школе генетику. Суд вынесет решение явно не в вашу пользу.

Учитель. Какое же решение вынесет суд?

Ситуация 2

"Расстроится ли свадьба принцессы Беатрис?"

Единственная наследница королевства – прекрасная принцесса Беатрис собирается вступить в брак с принцем Уно. Родители Беатрис знают, что в роду у принца Уно были случаи гемофилии -врожденного заболевания, проявляющего, как правило, только у мужчин и приводящего к гибели в юношеском возрасте. Братьев и сестер у принца нет. У тети принца растут 2 сына – здоровые крепыши, а у другой тети – мальчик, больной гемофилией – двоюродный брат принца Уно. Дядя же принца Уно умер еще мальчиком от потери крови, причиной которой стала неопасная, но глубокая царапина. Две тети, дядя и отец принца Уно -дети одних родителей. Дедушка и бабушка принца фенотипически здоровы. Может ли болезнь передаться через принца Уно – королевскому роду Беатрис?

(Решить задачу, составив родословную.)

Задание № 4

Определение генотипа на основании фенотипических признаков и родословной
Доминантные и рецессивные признаки

Признак Доминантный

Рецессивный

Цвет глаз Карие (А)

Голубые (а)

Цвет волос Брюнет (В)

Блондин

Рост Низкий (С)

Высокий (с)

Длина ног Короткие (D)

Длинные (d)

Форма губ Пухлые (Z)

Тонкие (z)

Цвет кожи Смуглая (Е)

Бледная (е)

Наличие веснушек Есть веснушки (F)

Нет веснушек (f)

– наследственные заболевания! мультимедийная презентация)

Подведение итога изучения темы Д/3. (Дифференцированное)

  • Составление презентации по теме: Мутации;
  • повторение основных генетических понятий;
  • сообщение в виде докладов по наследственным болезням животных и человек.

Презентация

Фото

22.07.2009