Обобщающий урок по теме "Тип моллюски"
Цели урока:
Учебные:
- Расширить знания учащихся о представителях типа Моллюски, об их значении в природе и для человека, об их уникальности.
- Отработать навыки узнавать представителей Моллюсков по фотографиям, рисункам и раковинам.
- Развивать умения составлять cхемы, таблицы, работать с дополнительной литературой и представлять свои сообщения.
Воспитательные:
- Содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий, критическому оцениванию выступлений учащихся, воспитанию уважения к мнению и знаниям своих товарищей.
- Осуществлять экологическое воспитание через расширение знаний об окружающем мире.
- Осуществлять военно-профессиональную направленность: самостоятельность, организованность, умения преодолевать трудности.
- Осуществлять нравственное и патриотическое воспитание через формирование отношений и категорий: ответственность, долг, нормы поведения.
Задачи развития суворовцев:
- Осуществлять развитие силы воли, интеллектуально-эмоционального компонента, познавательных интересов через:
- умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи учебного материала и жизни;
- составление конспекта, кластера, таблицы;
- формулирование выводов, ключевых и контрольных вопросов.
- Для решения задач развития мышления учащихся в учебной деятельности обеспечить в ходе урока самостоятельную и групповую работу.
- Формировать умения преодолевать трудности, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний: нестандартные задания, планирование деятельности и ее результатов.
Методические цели: показать методические приемы формирования экологической культуры учащихся путем развития познавательного интереса и творческой активности на уроке.
Материальное обеспечение урока: таблицы с изображениями моллюсков, коллекция раковин моллюсков, презентация, ИАД, раздаточный материал, сообщения учащихся.
Методы работы: частично-поисковый, применение ранее полученных знаний, творческий подход к учебной деятельности в использовании дополнительной литературы, контроль знаний.
Ход урока
«Этот мир придуман не нами,
Этот мир придуман не мной»
Целеполагание, мотивация
Перед уроком на перемене в кабинете организована выставка раковин моллюсков и все желающие могут полюбоваться на их разнообразие (играет песня в исполнении Аллы Пугачевой «Этот мир придуман не нами…»).
Сегодня мы совершим с вами небольшое путешествие по морским глубинам и познакомимся с необыкновенными представителями этого удивительного мира. О ком же пойдет сегодня речь? Отгадайте загадки:
По дорожке лезут рожки
Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко
Рожки спрятались опять.
Кто на себе
Свой домик носит?
Круглый домик.
Может, гномик
В этом домике живет?
Он волшебный,
Этот домик,
По дорожке он ползет!
Сегодня мы продолжаем изучать удивительный и загадочный мир моллюсков.
Поднимите руки те, кто из вас были на океане, на море, на реках и озерах. Видели вы там представителей типа Моллюски? А кто из вас пробовал блюда из моллюсков? Вот сегодня вы и расскажите об этих необыкновенных животных. Но сначала давайте вспомним, кто к ним относится и как же их можно различить между собой.
Ученики сидят по отделениям, у каждого на столе лист с заданиями (Приложение №1). Каждое отделение получило задание приготовить дополнительный материал по разным классам моллюсков. За каждый ответ ученик получают жетон в виде осьминога (Приложение №2) и конечная отметка за урок складывается из правильности выполнения задания и активности на уроке.
Сравнение моллюсков разных классов
На прошлых уроках мы познакомились с классами брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Давайте вспомним представителей этих классов. Какие признаки позволяют их объединить в один тип? Чем различаются эти классы?
Учащиеся заполняют таблицу «Сравнение классов моллюсков»:
Характеристика |
Класс Брюхоногие |
Класс Двустворчатые |
Класс Головоногие |
Представители |
черноморская рапана, прудовики, виноградная улитка, слизни. |
мидии, беззубки, перловицы, устрицы |
осьминог, кальмар, каракатица, наутилус |
Признаки |
|
|
|
(Работа проводится на ИАД и обсуждается с учениками, слайд №3) (Приложение 5)
Значение моллюсков в природе и для человека
Моллюски очень разнообразны и имеют огромное значение в природе и для человека.
Давайте вспомним значение моллюсков в природе. Учащиеся обсуждают и работают с интерактивной схемой на доске (слайд №4). (Приложение 5)
Значение моллюсков для человека еще более значимо. Приготовьте в тетради таблицу и, далее, слушая выступления своих товарищей о необыкновенных моллюсках, заполните ее (слайд №5). (Приложение 5)
Таблица «Значение моллюсков для человека»:
Значение моллюсков для человека |
Название моллюсков |
|
|
Необыкновенные моллюски
Тип Моллюски насчитывает 130 тысяч видов. О некоторых из них мы сегодня поговорим (доклады и презентации учащихся. Приложение №4). Все ученики слушают и заполняют таблицу «Значение моллюсков».
Значение моллюсков для человека
Обсуждение самостоятельной работы учащихся по заполнению таблицы (слайд №19). (Приложение 5)
Моллюски чемпионы
Сообщения учащихся
1. Самым крупным беспозвоночным животным является гигантский кальмар из рода архитевтис. На берегу бухты Лайалл в Новой Зеландии штормом был выброшен кальмар длиной 17,37 м. Два самых длинных его щупальца были по15м. Вес таких кальмаров превышает 2т.
2. Самые большие глаза имеют гигантские кальмары, обитающие в Атлантике. Диаметр глаза может достигать 40см.
3. Самый крупный осьминог принадлежит к виду Октопус апполион. Обитает в Тихом океане. Вес – 53,8 кг, расстояние между щупальцами – 7 м.
4. Самой быстрой наземной улиткой считается обыкновенная садовая улитка Хеликс асперза. Расстояние в 31 см она преодолевает за 2 мин. 31 сек.
5. Самые ценные раковины имеют фарфоровые улитки ципреи. Так, экземпляр вида ципреи был продан в Нью-Йорке одному коллекционеру из Италии за 24 тыс. долларов.
6. Самая большая жемчужина была размерами с голубиное яйцо и весила 6,8 г. Стоимость этой жемчужины – 350 кг золота.
7. Укус морских улиток может быть ядовитым. Яд конуса вызывает воспаление и иногда остановку дыхания.
8. Европейская устрица может менять свой пол несколько раз в год. Созревшая для размножения, она сначала функционирует как самка, а через некоторое время как самец и так по нескольку раз.
9. Присоски осьминогов обладают большой силой. На каждом щупальце их насчитывается до 100 штук. Одна присоска диаметром 6 мм удерживает вес в 170 г.
10. Ежегодно во всем мире добывается свыше 800 000 т мидий. По калорийности это соответствует более чем 6000 т. телятины.
Закрепление материала
Найдите названия 10-ти моллюсков в тексте: (слайд №20–21, раздаточный материал). (Приложение 5)
Весной мы на лодке делали объезд прудов. Мы собирались начать работу часов с восьми, но Галя опоздала — она искала свой гребешок, и мы задержались. Когда начали работу, оказалось, что только Анка ту шкалу измерений, что нам только что прислали, знала хорошо. Этого никто не ожидал. Уж Анка всегда всех удивит! В большинстве прудов икра лягушек отлично развивалась. Началась жара — панамы нам очень пригодились. «Смотрите, цапля!» — закричал Коля, снимая джемпер, —«лови, цапля, лягушек, да считай их, будешь нашей помощницей…». А вот еще птицы, их три, да к нам еще целая группа приближается…. И Николай занялся подсчетом: двенадцать минус три — цапли разлетались и мешали считать. Щелкнул затвор камеры фотоаппарата. Одна цапля совсем близко. Я помахала ей на прощание веслом: «Иди, я не трону тебя»
Ответ: осьминог, гребешок, катушка, лужанка, прудовик, рапана, перловица, тридакна, устрица, мидия.
Охраняемые виды моллюсков
Моллюски в настоящее время подвергаются самым разнообразным воздействиям со стороны человека, из которых основными можно считать те, которые связаны с изменением их среды обитания. Всего в Красную книгу МСОП занесены 123 вида и подвида моллюсков. Они стали редкими или находятся под угрозой исчезновения. Как и все остальное живое на нашей планете, они заслуживают охраны. Об этом нужно помнить всем, поскольку это один из элементов живой природы. Встретив этих животных в природе, не стремитесь уничтожать их, а понаблюдайте за ними, и вы узнаете много нового и интересного для себя! (слайд-фильм № 22–36). (Приложение 5)
Итог
Рефлексия:
Напишите свое мнение об уроке на щупальцах осьминога (Приложение №3)
(уч-ся пишут пожелания с комментариями на интерактивной доске, слайд №37) (Приложение 5)
Задание на самоподготовку: составить загадки, синквейны и кроссворды на тему «Моллюски».
Список литературы:
- Жукова Т.И. Часы занимательной биологии. М. Просвещение 1973.
- Кочетова Н.И., Парамонова И.М. Они должны жить. Моллюски, кольчатые черви. М. Агропромиздат 1988.
- Молис С.А. Книга для чтения по зоологии. М. Просвещение. 1981.
- Обердиенко М.Н. Тип Моллюски. Фестиваль открытых уроков.
- Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии М. Вако 2004.
- ru.wikipedia.org/wiki/Пауль
10.12.2012