Обобщающий урок-игра по теме "Класс пресмыкающиеся"
Цель игры:
- углубить и обобщить знания учащихся о пресмыкающихся;
- развить интерес и познавательную активность учащихся.
Оборудование:
- задания для конкурсов: “Головоломка”, “Шифровка”, “Систематика”, “Тёмная рептилия”;
- бочонок и жетоны с номерами от 1 до 15;
- секундомер.
Условия: в игре принимают участие 3 команды (по рядам парт). За каждый конкурс команды получают определённое количество баллов, побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Оценки выставляются следующим образом: за 1 место –“5”, за 2 место – “4”, за 3 место – “3”, также выставляются дополнительные поощрительные оценки активно работающим детям из каждой команды.
Конкурс “РАЗМИНКА”
Задание: команды получают листы для записей, и каждый член команды по очереди записывает на листе по одной особенности внешнего или внутреннего строения пресмыкающихся.
Оценка: за каждый правильный ответ оценка – 1 балл.
Конкурс “ГОЛОВОЛОМКА”
Задание: найти начало головоломки и по ходу часовой стрелки, пропуская одинаковое количество слогов, прочитайте, что здесь зашифровано.
Оценка – 10 баллов.
Ответ: Чешуйчатые – самая многочисленная группа современных рептилий.
Конкурс “ШИФРОВКА”
Задание: составить названия амфибий из следующих слов, переставляя буквы.
Оценка: за каждую расшифровку – 2 балла.
Задания для 1 команды:
- КАНАДОАН (анаконда)
- ТОНПИ (питон)
Задание для 2 команды:
- ЦИНКС (сцинк)
- НИВЕРЕЦАТЕ (веретеница)
Задание для 3 команды:
- ЕХАНОМЕЛ (хамелеон)
- ЛИГАРОТАЛ (аллигатор)
Конкурс “КТО БОЛЬШЕ”
Задание: команды по очереди называют представителей рептилий. Побеждает команда, назвавшая наибольшее количество представителей.
Оценка: за каждое название – 1 балл.
Конкурс “СИСТЕМАТИКА”
Задание: распределить представителей по отрядам.
Оценка: за каждый правильный ответ – 1 балл.
Отряды:
А) Чешуйчатые:
а) Змеи:
б) Ящерицы:
Б) Черепахи:
В) Крокодилы:
Представители:
1 - гавиал; 2 – агама; 3 – обыкновенный уж; 4 – игуаны;
5 – дальневосточная черепаха; 6 – кобра; 7 – аллигатор;
8 – веретеница; 9 – гадюка; 10 – геккон; 11 – варан; 12 – эфа;
13 – удав; 14 – круглоголовка; 15 – ядозуб; 16 – медянка; 17 – гюрза; 18 – суповая черепаха; 19 – сцинк; 20 – щитомордник.
Ответы:
А:
а) 3,6,9,12,13,17,20.
б) 2,4,8,10,11,14,15,16,19.
Б) 5,18.
В) 1,7.
Конкурс “ТЫ МНЕ – Я ТЕБЕ”
Условия: команды по очереди задают командам противников по 3 вопроса.
Оценка: за каждый правильный ответ – 1 балл; если команда отвечает неправильно, то 1 балл присуждается команде, задававшей вопрос.
Конкурс “ТЁМНАЯ РЕПТИЛИЯ”
Задание: определить по рисунку из частей каких рептилий составлено фантастическое животное.
Оценка – 5 баллов.
Ответ:
- голова – черепахи;
- туловище – ящерицы;
- лапы – крокодила;
- окраска – гадюки;
- хвост – гремучей змеи.
Конкурс “ ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ”
Задание: команды по очереди вытаскивают из бочонка фишки с номерами и отвечают на вопросы под этим номером.
Оценка: за каждый правильный ответ – 1 балл.
1. В зелёной траве он зелёный, в высохшей и пожелтевшей – жёлтый. На стволе дерева он имеет цвет коры и листьев. Кто это? (хамелеон)
2. Змея и чаша – древнейшая эмблема медицины. Змея с коварным изяществом, обвив ножку чаши, склонилась над ней. Кто это? Почему она получила такое название? (Эскулапова змея, название - в честь бога врачевания Эскулапа, изображение этой змеи имелось на его жезле.)
3. Живой организм не может обходиться без воды. Но вот гремучая змея, обитающая в пустынях юго-запада США, никогда не пьёт воду. Как она решает “водную проблему”? (получает воду за счёт крови животных, которыми питается)
4. Гадюки, уходя на зимовку в убежища, собираются в одном месте до нескольких десятков и образуют большой клубок. Как можно объяснить этот факт? (в клубке змеи согревают друг друга)
5. Это животное особо почитали и даже обожествляли в Древнем Египте, в их честь сооружались храмы. Живых животных содержали в мраморных бассейнах. Сверкающие драгоценные камни украшали головы, а золотые браслеты – ноги животных. Жрецы подносили им пищу: жареных куропаток, окорока диких зверей. Что это за животное? (крокодил)
6. Крокодил, имеющий большую массу тела, может длительное время пребывать на берегу водоёма под палящими лучами тропического солнца. Зачем крокодилы греются на солнце? Почему у них не происходит тепловой удар? (поддерживать температуру на определённом уровне, бороться с грибковыми заболеваниями, подсушивая кожу. Челюсти открыты, влага со слизистой оболочки испаряется, температура тела понижается)
7. Змеи высовывают язык, а крокодилы – нет. Почему? (язык крокодила прирастает по всей длине к дну ротовой полости)
8. Все змеи имеют почки удлинённой формы, левое лёгкое у них недоразвито, кишечник не образует петель и идёт почти прямо. С чем связаны такие особенности строения змей? (это связано с удлинённой формой тела животного и особенностями питания: змеи проглатывают добычу целиком.)
9. Как объяснить тот факт, что дыхание у черепах очень вялое: им приходится не вдыхать воздух, а как бы заглатывать его, подобно тому, как это делают лягушки. (у черепах позвоночник срастается с панцирем – это сильно ограничивает подвижность грудной клетки)
10. Известно, что, если ящерицу схватить за хвост, то она резкими движениями моментально отломит его и убежит. А оторванный конец хвоста ещё какое – то время будет двигаться, изгибаясь.
Почему у ящерицы отрывается хвост? Какое это имеет биологическое значение? Какое значение имеет то, что оторванный хвост продолжает двигаться? (это явление называется аутотомия, нужно оно для самосохранения, движение хвоста отвлекает врага, даёт возможность ящерице убежать)
11. Известно, что при движении змеи постоянно высовывают раздвоенный на конце язык, как вы думаете почему? (язык – орган осязания)
12. Эта небольшая пустынная ящерица отличается круглой головой и большими кожными бахромчатыми выростами, расположенными в углах рта. Увидев врага. Она принимает оборонительную позу: широко раскрывает рот и раздвигает выросты – своеобразные “уши”, которые наливаются кровью.
Как называется эта ящерица? (ушастая круглоголовка)
13. Согласно Геродоту, каждый год в Древнем Египте собирали самых красивых девушек из знатных семей, которые тянули жребий. Вытянувшая его считалась “невестой Нила”. А кто был её жених? (крокодил)
14. По одной из древнеиндийских легенд Будда во время странствий по пустыне так измучался, что упал на песок без сознания. Проползавшая мимо змея развернула свой капюшон и защитила его от палящего солнца. Очнувшись, Будда в знак благодарности прикоснулся к змее двумя пальцами, и с тех пор на ней остались эти божественные следы. Как называется эта змея? (очковая змея, или кобра)
С помощью погремушки, состоящей из сухих роговых чешуек на конце хвоста, эта змея предупреждает врагов о своём приближении. Кто она? (гремучая змея, или гремучник)
Конкурс “ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ”
Условия: команды за 1 минуту должны ответить на 8 вопросов.
Оценка: за каждый правильный ответ – 1 балл)
Вопросы для 1 команды:
1. За что пресмыкающиеся получили своё название? (тело волочится по земле)
2. Есть ли зубы у ящерицы? (да)
3. Чем объясняется пристальный, немигающий взгляд змеи? (глаза неподвижны, лишены век)
4. Могут ли змеи плавать? (да)
5. Существует ли черепаха без панциря? (да, мягкотелая черепаха)
6. Зачем ядовитой гремучей змее погремушка на хвосте? (для предупреждения о своём присутствии)
7. Почему змеи часто высовывают язык? (для осязания)
8. За счёт чего происходит дыхание у рептилий? (за счёт грудной клетки)
Вопросы для 2 команды:
1. Какие ящерицы у нас в стране наиболее известны? (прыткая и живородящая)
2. Как отличить ужа от гадюки? (у ужа по бокам головы оранжево – жёлтые пятна)
3. Как иначе называют пресмыкающихся? (рептилии)
4. Какой величины достигают старые крокодилы? (до 10 метров)
5. Заботятся ли змеи о своём потомстве? (да)
6. Что такое герпетология? (наука о рептилиях)
7. Правда ли что василиски могут бегать по поверхности воды? (да)
8. Сколько камер имеет сердце у рептилий? (3 камеры с неполной перегородкой в желудочке)
Вопросы для 3 команды:
1. Какая окраска тела у ящериц? (покровительственная)
2. Какие змеи обитают в пределах нашей страны? (уж, полоз, медянка, щитомордник, гадюка, кобра)
3. Может ли змея проглотить добычу крупнее своей головы? (да, их челюсти соединены растяжимой связкой)
4. Как отличить сухопутную черепаху от морской? (у морских на ногах ласты)
5. Какие приспособления к древесному образу жизни есть у хамелеонов? (хвост, пальцы на ногах срастаются попарно)
6. Змеи видят и слышат плохо. Однако когда наступают сумерки, они выходят на охоту. Как можно объяснить этот факт? (у них есть терморецепторы)
7. Почему ранка не кровоточит, когда происходит самокалечение ящерицы? (за счёт сокращения мышц)
8. Какой вид оплодотворения у рептилий? (внутреннее)
Подведение уроков и выставление оценок.
1.03.2014