Обобщающий урок-концерт в 5-м классе по природоведению. Тема: "Необыкновенная вокруг земли Вселенная!"
Цель урока: формирование представлений у учащихся о строении Вселенной.
Задачи:
образовательные: повторить, обобщить и систематизировать учебный материал по теме "Вселенная”, обеспечить связь с последующими темами курса; воспитательные и развивающие: формировать научное мировоззрение, межпредметные связи, воспитывать потребность любить и уважать природу, стремление сохранить и оберегать ее; развивать познавательный интерес к изучаемым вопросам, формировать общеучебные умения и навыки (работу с дополнительной литературой: научно-популярной, научной, справочниками, энциклопедиями и др.), уметь самостоятельно работать с учебником, извлекать из него нужную информацию.
Оборудование:
- учебник “Природоведение” 5 класс (авторы А. А. Плешаков, Н. И. Сонин),
- рабочие тетради на печатной основе к учебнику (авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин),
- презентация с использованием коллекции цифровых образовательных ресурсов.
Технические средства: персональный компьютер, мультимедийный проектор, акустическая система (колонки), экран.
Подготовка к уроку. Примерно за 2-3 недели до урока приготовить загадки, подобрать стихотворения для группы учащихся.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Слайд 1 | |
Сегодня на уроке мы с вами подведем итоги всему, что изучили за первую четверть. И сделаем это в необычной форме. Мы представим себя космическими артистами, которые прочитают Гимн Вселенной. Для этого нам придется вспомнить очень многое. Как вы думаете, какие вопросы мы будем рассматривать? | Ученики называют эти вопросы: Вселенная, небесные тела, история изучения Вселенной, Солнечная система и др. |
Слайд 2 | |
Ученик: Астроном - Всё,- сказал я твёрдо дома, - Буду только астрономом! Необыкновенная Вокруг Земли Вселенная! Автор: Римма Алдонина |
|
Слайд 3 (Представления о Вселенной в древности) | |
Учитель: - В представлении этого народа Земля является плоской и опирается на спины слонов, стоящих на черепахе. (Гиперссылка на слайд 4). - Этот древнегреческий ученый первым высказал идею о шарообразности Земли. - Древнегреческий ученый, считавший, что центр Вселенной не Земля, а Солнце. - Свои взгляды об устройстве мира этот древнегреческий ученый изложил в 13 томах труда “Великое математическое построение астрономии”. (Гиперссылка на слайд 5). |
Учащиеся отвечают на вопросы: - Древние индийцы
- Пифагор - Аристарх Самосский - Клавдий Птолемей |
Слайд 6 (Николай Коперник) | |
- Какую модель Вселенной
предложил Николай Коперник? Подумайте (проблемный вопрос): Сравните систему мира по Копернику и современную модель Вселенной, найдите черты сходства и различия. |
Ответы учащихся. |
Слайд 7 (Джордано Бруно) |
|
- Каковы заслуги Дж. Бруно в развитии взглядов о Вселенной? | Ответы учащихся. |
Слайд 8 (Галилео Галилей) | |
- Какой вклад внёс Галилей в изучение строения Вселенной? | Ответы учащихся. |
Слайд 9 (Солнечная система) | |
- Что такое Солнечная система? | - Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют Солнечную систему |
Слайд 10 (Солнечная система) | |
Гиперссылка на слайд “Модель Солнечной системы”. | |
Слайд 11 (Планеты) | |
- На какие две группы делят
планеты? - Назовите эти планеты. |
- Планеты делят на две группы:
планеты-гиганты и планеты земной группы. - По
порядку все планеты Автор:Аркадий Хайт |
Слайд 12 (Меркурий) | |
- Смотрите! Знаете, кто этот
странник? Зовётся именем бога – посланника. Самая близкая к Солнцу планета? |
- Будем знакомиться – Меркурий
это. Он любит прятаться в лучах Быстрее всех и очень сильно От жара в солнечных печах Раскалена поверхность за день длинный. Из ветра Солнца только атмосфера. И там,
где царство темной ночи, На взгляд – двойник Луны, соседки. И грунт составом сходен даже. |
Слайд 13 (Венера) |
|
- Её атмосфера углекислотная, Плюс небольшая примесь азота. Давление на уши сверх всякой меры — Почти девяносто три атмосферы. |
- Такое давление, хоть не
смертельное, Для человека близко к предельному. В воду нырни, метров на девяносто, — Венерианцем стать очень просто. Автор: Дарья Пономарева |
Слайд 14 (Земля) | |
- В чём состоит главное отличие Земли от других планет? | - Есть одна планета-сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных, Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зелёной, И стрекозы только тут В речку смотрят удивлённо... Береги свою планету - Ведь другой, похожей, нету! Автор: Роман Сеф - Главное отличие Земли от других планет состоит в том, что только на ней есть жизнь. |
Слайд 15, 16 (Вид Земли из космоса) | |
Слайд 17 (Луна) | |
- Назовите естественный спутник Земли. | - Верный спутник, ночей
украшенье, Дополнительное освещенье. Мы, конечно, признаться должны: Было б скучно Земле без Луны! |
Слайд 18 (Поверхность Луны) | |
- Более тёмные участки лунной поверхности принято называть морями. Они сравнительно ровные и покрыты застывшей вулканической лавой. | - У лунного моря Особый секрет - На море оно не похоже. Воды в этом море Ни капельки нет И рыба не водится тоже. В волны его Невозможно нырнуть, Нельзя в нём плескаться, Нельзя утонуть. Купаться в том море Удобно лишь тем, Кто плавать Ещё не умеет совсем! Автор: Валентин Берестов |
Слайд 19 (Марс) | |
- О Марс, оставленный когда-то Инопланетными людьми! Забытый, красный, ноздреватый, Покрытый ржавчиной пыли! |
- О Марс! Пустая камня глыба, Людских мечтаний давнишних предел! Жизнь на Земле привычна и красива, Да только знает Марс землян удел… Автор: Ю. Демянская |
Слайд 20 (Гиперссылка на ЦОР “В плену у Марса” - упражнение для глаз) | Учащиеся играют, управляя кнопками на экране (исследуют поверхность Марса). |
Слайд 21 (Юпитер) | |
- Какая планета самая большая в
Солнечной Системе? - Что такое Большое Красное пятно? |
- Пятую именем Вселенского
владыки И римского царя богов зовут Юпитер. Юпитер очень, очень уж большой - Построен, как
слоеный шар из газов |
Слайд 22 (Сатурн), гиперссылка на ЦОР “Сатурн и его спутники” (игра “Собери пазлы”) | |
- У каждой планеты есть что-то
своё, Что ярче всего отличает её. |
- Сатурн непременно узнаешь в
лицо - Его окружает большое кольцо. Оно не сплошное, из разных полос. Учёные вот как решили вопрос: Когда-то давно там замёрзла вода, И кольца Сатурна из снега и льда. Автор: Римма Алдонина |
Слайд 23 (Кольца Сатурна) | Просмотр видеосюжета. |
Слайд 24 (Уран) | |
Слайд 25 (Нептун) | |
- Нептун в сиянье голубом –
“морское божество” Нашёл, в координатах вычисленных, – Галле. Расчетов Адамса и Леверье стал торжеством – Всех, чьи труды законы неба открывали. |
- Восьмой от Солнца, дальше в
тридцать раз нашей Земли Значительно плотней, среди планет – гигантов. Тринадцать спутников известно из его семьи, Он в кольцах, из частичек пыли, элегантных. |
Слайд 26 (Плутон) | |
- Какой объект Солнечной системы переведён в 2006 г. в класс планет-карликов? | Ответы учащихся. |
Слайд 27 (Астероиды), Слайд 28 | |
- Что такое астероид? | - “Звездоподобные” небесные тела. Большинство из них движется между орбитами Марса и Юпитера. |
Слайд № 29, 30 | |
- Какое роскошное диво! Почти занимая полсвета, Загадочна, очень красива Парит над Землёю комета. И хочется думать: Откуда Явилось к нам светлое чудо? И хочется плакать, когда Оно улетит без следа. |
- А нам говорят: Это лёд! А хвост её - пыль и вода! Неважно, к нам Чудо идёт, А Чудо прекрасно всегда! |
Слайд 31 (Метеоры) | |
- Что такое метеоры? | - Вспышки света, возникающие при сгорании в земной атмосфере частичек космической пыли. |
Слайд 32 (Метеориты), Слайд 33 | |
- Вдруг репродуктор Говорит: "В тайгу упал метеорит". Весь мир взволнован, Мир шумит: - В тайгу упал метеорит! |
- Упавшие на Землю космические тела называют метеоритами. |
Слайд 34 (Звёзды) | |
- Что такое звёзды? Если спросят вас - Отвечайте смело: - И ещё добавьте, Что притом всегда - Какая звезда самая главная в жизни каждого человека? |
- Раскалённый газ. - Ядерный
реактор - - Эта звезда называется Солнце. Солнце – источник света и тепла, без него жизнь на Земле была бы невозможна. |
Слайд 35 (Созвездия), Слайд 36 (Гиперссылка на ЦОР “Большая Медведица”), 37 (Орион) | |
- Что такое созвездия? Какие созвездия Вы знаете? | - Не боясь зимы и стужи, Подпоясавшись потуже, Для охоты снаряжён Выступает Орион. Две звезды из высшей лиги В Орионе - это Ригель В правом нижнем уголке, Словно бант на башмаке. А на левом эполете - Бетельгейзе ярко светит. Три звезды наискосок Украшают поясок. Этот пояс, как подсказка. Он - небесная указка. Если влево ты пойдёшь, Чудо-Сириус найдёшь. А от правого конца - Путь в созвездие Тельца. Он указывает прямо красный глаз Альдебарана. Автор: А.Г.Новак |
Слайд 38 (Зодиакальный круг) | |
- "Теперь ответь мне, юный друг, Что есть зодиакальный круг И где найти его?" - По всей эклиптике идут Созвездия. У нас их тут Зодиакальными зовут, Двенадцать их всего. |
- Их имена: Овен, Телец, Лев, Рыбы, Близнецы, Стрелец, Плюс Скорпион и Рак, И Козерог, и Водолей, И Дева, и Весы при ней - Все в совокупности своей Составят Зодиак. |
Игра (Пояс Зодиака) | Учащиеся хором отвечают. |
Снег январский на дороге, Солнце светит в … (Козероге). В феврале день подлиннее, Солнце светит в ... (Водолее). В марте много снежных глыб, Солнце где-то среди ... (Рыб). А в апреле из ... (Овна) Солнце греет уж сполна. В мае солнышко в ... (Тельце) - Жди веснушки на лице. В июне Солнце в ... (Близнецах), Фанту дети пьют в кустах. В июле солнце катит к ... (Раку), Меломан - на грядку к маку. Август школы открывает, ... (Лев) за солнце убегает. За окном "засентябрит", ... (Дева) Солнце приютит. В октябре, по мненью сов, Солнце светит из ... (Весов). В ноябре на небосклоне Сияет Солнце в ... (Скорпионе). В декабре, как сорванец, За Солнце спрячется ... (Стрелец). |
|
Слайд 39 (Млечный путь – наша Галактика), Слайд 40 (Участок Млечного пути, звучит “Песня звездочёта” из фильма “Про Красную шапочку”), Слайд 41, 42 (Многообразие галактик), Слайд 43 (Большое и Малое Магеллановы облака). | |
- Что такое галактика? Какие галактики ты знаешь? | - Чёрный бархат неба Звёздами расшит. Светлая дорожка По небу бежит. От края и до края Стелется легко, Как будто кто-то пролил По небу молоко. Но нет, конечно, в небе Ни молока, ни соку, Мы звёздную систему Свою так видим сбоку. Так видим мы Галактики Родной далёкий свет - Простор для космонавтики На много тысяч лет. Автор: Римма Алдонина |
Слайд 44 (Загадки) | |
Слайд 45 (Возвращение домой) | |
Слайд 46 (Выбери правильный ответ) | |
Учитель: - Наша урок-концерт завершается. Наука развивается. Люди многое узнали об огромной Вселенной, в которой мы живем. Но еще многое предстоит понять и узнать, возможно, это делать придется Вам. Спасибо за урок! (Подведение итогов, выставление оценок) |
Учащиеся делятся впечатлениями об уроке. |
Литература
1. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Природоведение. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений М.: Дрофа, 2009.
2. А.А. Плешаков. Н.И. Сонин. Природоведение. Рабочая тетрадь к учебнику для 5 класса. М.: Дрофа, 2011.
3. astrogalaxy.ru/astrokindsky.html · 6 КБ
4. Энциклопедия для детей. Том 8. Астрономия. Глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 2001.
2.06.2012