Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Биология
  • Проектная деятельность на уроках биологии - шаг к формированию познавательного интереса к исследовательской деятельности и развитию творческих способностей учащихся

Проектная деятельность на уроках биологии - шаг к формированию познавательного интереса к исследовательской деятельности и развитию творческих способностей учащихся

Инновационный педагогический проект

Обоснование проблемы

На современном этапе, в условиях модернизации образования и в связи с переходом на новые образовательные стандарты перед школой стоит задача формирования личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность и свободно ориентироваться в информационном пространстве. Таким образом, ключевой деятельностью обучающихся становится информационно-коммуникативная деятельность.

Работая над проблемой формирования умений и навыков организации самостоятельной работы учащихся, направленной на поиск информации, я убедилась в том, что традиционная система образования не способна качественно решать задачи, стоящие перед современной школой, поэтому значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся. Считаю, что наиболее эффективно её можно осуществлять за счёт использования новых образовательных технологий. С учетом своего педагогического опыта могу отметить, что особую значимость при этом на уроках биологии приобретает проектная деятельность с элементами исследования.

Актуальность

Актуальность использования этой технологии я вижу в том, что,

  • во-первых, в решение проблемной ситуации вовлекаются учащиеся, имеющие в дальнейшем максимальную возможность для самореализации;
  • во-вторых, необходимо применение различных способностей учащихся (аналитических, художественных, музыкальных, коммуникативных и др.);
  • в-третьих, решается обязательная задача педагога – при работе над проектом дать каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.

Работа по реализации этой технологии позволяет индивидуализировать учебный процесс, а также развивать умения и навыки самообразования учащихся. Данная технология подразумевает выполнение обучающимися большого объёма работы, как под руководством учителя, так и самостоятельно, что влечёт за собой повышенную мотивированную активность учащегося.

Цель

Главная цель проектной деятельности – формирование у ребенка способности самостоятельно, творчески осваивать программный материал по биологии, умело применять знания из различных областей науки.

Задачи

формировать у обучающихся приемы и способы проектной деятельности с элементами исследования, позволяющие подготовить их к успешному выполнению проекта (исследования);

  • способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-оценочных умений и навыков;
  • учить школьников пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • развивать творческое, ассоциативное мышление, воображение.

План деятельности

Работа над проектом по биологии включает в себя три этапа: организационный, деятельностный и аналитический.

На первом этапе мной был проведен анализ образовательных стандартов, учебно-тематическое планирование уроков биологии, методологические основы организации и реализации проектной деятельности для учащихся разных классов; знакомство учащихся с проектной деятельностью. Планирование проекта построила так, чтобы работа побуждала к совместной деятельности детей, способствовала укреплению взаимодействия между детьми.

На втором этапе осуществляется непосредственная деятельность над проектом совместно с детьми:

  1. Постановка проблемы.
  2. Выбор и обоснование лучшего варианта решения проблемы.
  3. Дальнейшая разработка идеи.
  4. Организация рабочего места и технологической карты проекта.
  5. Реализация проекта.
  6. Презентация проекта.
  7. Анализ проделанной работы.

При разработке плана проекта я отмечаю, что во время работы могут быть внесены изменения, в зависимости от изменившихся потребностей. Неизменными остаются только сроки выполнения проекта.

На третьем – аналитическом этапе - проводится анализ результатов работы. Совместная деятельность позволяет неоднократно решить проблемные ситуации на уроке биологии, способствующие формированию активной социальной жизненной позиции. Также была представлена презентация проекта, обобщены полученные результаты.

При выполнении совместного проекта деятельность учащихся направлена на саморазвитие – осознание своих потребностей, мониторинг собственного понимания и обучения, поиск и размещение соответствующих ресурсов, перенос информации из одной области знаний в другую. Также эта работа способствует развитию межличностных отношений – способности работать в команде, быть лидером, принимать соответствующие решения, в целом, способствует дальнейшему развитию основополагающих компетенций, необходимых человеку XXI века.

Ожидаемые результаты

  • Повышение качества учебных достижений учащихся по биологии;
  • Творческая самореализация школьников в проектно-исследовательской деятельности;
  • Закрепление желания участвовать в проектно-исследовательской деятельности на областных и всероссийских конкурсах не только по биологии, но и по другим предметам.

Описание полученных результатов

1. Показатели качества знаний по биологии за последние 3 года:

  • В 2006-2007 учебном году – 68%
  • В 2007-2008 учебном году – 69%
  • В 2008-2009 учебном году – 71%.

2. Участие в районных и областных конкурсах за последние 3 года:

  • проект “Зеленые островки природы” - грамота;
  • “Изучение влияния пищевых добавок на здоровье школьников” - сертификат участника Международной НПК “Шаг в будущее” при ЛИЕН,
  • “Осторожно: плесень!” - 3 место в районной НПК;
  • “Изменение роста и массы тела подростков в условиях акселерации” - диплом во Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”;
  • “Дрофа и ее местообитание” - свидетельство участника в конкурсе юных натуралистов имени заслуженного деятеля науки, Лауреата Государственной премии профессора Петра Александровича Мантейфеля на лучшую исследовательскую работу в области зоологии и охраны природы, проводимом Московским зоопарком;
  • VI Всероссийский фестиваль “Экология. Творчество. Дети” - диплом лауреата и 2 почетных грамоты от Московского зоопарка;
  • конкурс “Природа вокруг нас - 2008” - дипломы;
  • конкурс “Природа вокруг нас - 2009” - 2 диплома и 6 грамот из 9 поданных работ;
  • конкурс “Имя Саратова на карте страны”, номинация “Край родной, навек любимый” - грамоты;
  • конкурс “Живая земля”, в номинации “Экологическая сказка” - дипломы;
  • областной конкурс “Юннат-2009” - почетная грамота.

В этом году приняли участие в конкурсе исследовательских работ им В.И. Вернадского в г. Москва.

3. Сформированы творческие способности, познавательный интерес к деятельности, умение осмысленно работать, умения и навыки научно-исследовательской деятельности.

Описание инновационного опыта

Современный урок ценен сегодня не только получением информации, но прежде всего, обучением в ходе него и применением различных способов деятельности для получения информации.

Современность остро ставит вопрос о смене педагогической парадигмы, внесении в массовое сознание нового понимания сущности образовательной деятельности. Одной из главных особенностей проектной деятельности учащихся по биологии, на мой взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это отдельные схемы и рисунки, графики и диаграммы или компьютерные презентации. Использование информационно-коммуникативных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несёт в себе огромный мотивационный потенциал и способствует развитию познавательной активности школьников.

В моей работе используются следующие виды уроков: уроки-исследования,  уроки–конференции, уроки-диспуты, ролевые и деловые игры, уроки-семинары, уроки-лекции, уроки-пресс-конференции. Использование таких методов и форм обучения направлено на побуждение учащихся к практической активности, более тесному и конструктивному общению между собой и с учителем. В результате внутри класса формируются творческие коллективы с наработанной техникой решения задач, исследовательской деятельности, самопрезентации.

15.10.2010