Интегрированный урок (трудовое обучение + биология) в коррекционной школе VIII вида с использованием социально-значимого проекта "Декоративные кустарники на школьном дворе"
ЦЕЛЬ: обучающиеся должны самостоятельно выполнить контрольно-корректирующий и практический этапы проекта в ходе оформления миксбордера на территории школьного двора: посадить низкорослые травянистые растения, установить ограждение миксбордера из гибкой проволоки.
ЗАДАЧИ:
Познавательные:
- Ознакомить обучающихся с особенностями развития растений.
- Учить применять элементы проектной деятельности в ходе занятия.
Обучающие:
- Учить работать сельскохозяйственным инвентарём - садовым совком на пришкольной территории.
- Организовать теоретическое исследование обучающимися о развитии растений.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать воображение, наблюдательность, творческие способности, потребность к познанию растительного мира, умение составлять план работы, подбирать инвентарь в ходе совместной деятельности при выполнении практического этапа проекта.
- Формировать способность к обобщению, классификации во время исследования проблемы.
- Коррекция приемов работы с садовым совком, декоративной металлической проволокой, коррекция речи и активного словаря – миксбордер.
Здоровьесберегающие:
- Соблюдение правил личной гигиены и техники безопасности при работе, безопасное использование инвентаря и приспособлений.
Воспитательные:
- Воспитывать организованность, трудолюбие, прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с растениями как объектом живой/неживой природы.
- Воспитывать умение взаимодействовать и общаться в процессе проектирования.
- Способствовать принятию самостоятельных решений в ходе урока.
Мотивационные:
- Организация деятельности через поощрение добрым словом, одобрением, практическую значимость выполняемой работы (привлечение учащихся к значимости проекта, создание эстетичного вида школьного двора).
- Фиксирование внимания на положительных результатах.
Использование межпредметных связей: с/х труд, письмо, математика.
ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА:
1. Контрольно-корректирующий этап:
- организация оценки выполненной работы в соответствии с планируемым продуктом и критериями его оценки;
- помощь обучающимся в выявлении недостатков в ходе проекта и возможных способах их устранения;
- внесение корректив в процесс проектной деятельности.
2. Конструкторский этап:
- составление плана работы;
- подбор инвентаря.
3. Практический этап:
- выполнение намеченного плана, соотнесение действий с проектом;
- посадка низкорослых травянистых растений, установка ограждения миксбордера из гибкой проволоки;
- соблюдение правил Т.Б.;
4. Заключительный этап:
- организация самоконтроля в соответствии с уходом за миксбордером;
- успешное завершение намеченной работы.
ОБОРУДОВАНИЕ, НАГЛЯДНОСТЬ, ИНСТРУМЕНТЫ, МАТЕРИАЛЫ:
- мультимедийный проектор, экран;
- пооперационная карта и техника безопасности в форме презентации;
- инвентарь для обработки и полива почвы;
- коррекционные упражнения по теме проекта.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Уход за декоративными кустарниками:
- Прополка сорняков в цветнике.
- Перекопка цветника.
- Полив цветника.
- Добавление плодородной почвы для цветника.
Подготовка кустарников к зимнему периоду:
- Обрезка кустарников.
- Полив кустарников.
- Сбор опавшей листвы.
- Укрытие корневой системы.
Оформление паспорта проекта:
- Конкурс рисунков “Декоративные кустарники”.
- Анализ рисунков.
- Оформление миксбордера.
- Предварительная разметка схемы посадки многолетнего травянистого растения.
Приобретение материала для оформления миксбордера:
- Приобретение многолетнего травянистого растения.
- Приобретение декоративного провода.
5. Слесарные работы:
- Выбор возможных вариантов ограждений цветников.
- Измерение цветника.
- Измерение и нарезка декоративной металлической проволоки.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД:
- индивидуальная помощь в соответствии с уровнем сформированности саморегуляции по Воронковой.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
Е.А. Орг. момент
Дежурный сдаёт рапорт.
Коррекционное задание на внимание.
- Я сейчас в воздухе буду писать первую букву вашего имени, кто узнает первую букву своего имени, тот садится. Контроль за посадкой.
Контрольно-корректирующий этап
2. Н.П. Слайд 1
Ребята, над каким проектом мы с вами работаем? – Правильно, и сегодня наш урок будет посвящён этому проекту.
Слайд 2
- Что вы видите на слайде?
- Цветущую гортензию.
- Как она смотрится?
- Красиво.
- Обратите внимание, в цветнике много голой земли, которая постоянно зарастает сорняками.
- Что можно сделать, чтобы сорняки не росли и цветник был весь зелёный?
- Посадить траву.
- Согласна с вами.
- Что мы будем делать сегодня на уроке?
- Ответы (посадка низких травянистых растений)
Слайд 3
- Итак, тема нашего урока – читают. Откройте тетради, примите позу для письма, запишите число и тему урока. Цель урока и задачи – зачитать детям.
Слайд 4, 5, 6
В прошлом учебном году мы посадили декоративные кустарники на школьном дворе: жасмин и гортензию, ухаживали за ними летом и осенью.
Какую работу провели летом?
- Поливали, рыхлили и пололи посаженные растения.
Что мы сделали осенью?
- досадили гортензию на свободные места цветника;
- подготовили растения к зиме: провели обрезку кустарников, поливали, собрали опавшую листву и укрыли корневую систему.
3. Е.А. Слайд 7
- Ребята, осенью мы заметили, что кустарники выглядят слабыми, тонкими, а несколько растений погибли.
- Давайте выясним, почему эти растения недостаточно хорошо развиваются?
Предлагаю провести теоретическое исследование о развитии растений кустарника: жасмина и гортензии,
Слайд 8
Создаём 2 исследовательские группы по 4-5 человека:
- 1 группа исследует кустарник жасмин – мальчики (свет, почва, вода);
- 2 группа исследует кустарник гортензию - девочки.
Используя результаты проведённого исследования, что мы выяснили?
- Выяснили, что солнца достаточно. а почва оказалась малоплодородной.
Слайд 9
Какой сделаем вывод? - чтобы растения хорошо развивались, нужны не только солнце, воздух и вода, но и плодородная почва.
Возникла проблема – улучшить плодородие почвы. Как решить эту проблему?
Слайд 10
Рассуждение учителя биологии Е.А. (вспомните, что мы проходили на уроках биологии по плодородию почвы?)
Ответы детей (нужно вносить органические удобрения: навоз, золу; минеральные удобрения: азотные, фосфорные, калийные; плодородной земли)
- Подумайте, с экономической точки зрения, что нам лучше и выгоднее внести в почву, чтобы она стала более плодородной?
(корова, зола, торф, минеральной удобрение)
- если мы держим корову – вносим навоз;
- если у нас есть печка – вносим золу;
- если ничего нет – то на велосипеде можно съездить в ближайший лес и привезти плодородную почву или торф;
- можно купить готовое минеральное удобрение в магазине, но это дорого.
- Ещё можно привезти плодородную почву.
4. Н.П. Отчёт о проведённой работе
Осенью, мы обратились к ребятам 10 класса с просьбой – привезти плодородную почву. Мальчики охотно откликнулись на нашу просьбу и на автобусе привезли плодородной земли.
Слайд 11
Вспомните, как мы использовали эту землю?
- Внесли привезённую землю под каждый куст.
- Решили мы проблему плодородия почвы?
- Да, решили, не затратив на это денег.
Слайд 12 Сравнение миксбордеров.
- А теперь сравните, где лучше смотрятся кустарники? На 1 фото наши кустарники, на 2 фото кустарники, окружённые низкорослыми травянистыми растениями. - ответы детей. Да, лучше смотрятся кустарники с низкорослыми травянистыми растениями.
- Хотели бы вы видеть травянистые растения у нас в цветнике?
Слайд 13 – выбор травянистого растения
Давайте выберем растение для цветника? Предлагаю несколько вариантов; живучка ползучая, осока, очиток и декоративный мох. Что вам понравилось больше? - Согласна с вами, это хороший для нас вариант. Живучка ползучая или ползунок – растение неприхотливое, устойчивое к любым погодным условиям, цветёт в мае, и оно нам подходит. Представьте себе, в мае зацветёт ползунок, в июне жасмин, а в июле и августе гортензия. Какая будет красота! Только кустарники в сочетании с травянистыми растениями уже не цветник, а миксбордер.
Слайд 14 Запишите в тетрадь это сложное слово, которое происходит от двух английских слов: смешивать и бордюр. Миксбордер - это сложный цветник из травянистых растений и кустарников.
5. Р.И.. Слайд 15 – А теперь физминутка
Е.А. – чистый слайд. Схема посадки (работа с паспортом).
Ребята, теперь наш сложный цветник будем называть миксбордер. Чаще всего он имеет декоративное ограждение.
Ограждение определяет границу миксбордера и делает его красивым.
В настоящее время у нас есть:
- Кустарники, травянистое растение ползунок, а ограждения нет. Эту проблему помогут решить нам ребята слесарной группы, к которым мы обратились.
6. Р.И. По просьбе девочек класса было принято решение оказать помощь в изготовлении ограждения для миксбордера.
Слайды 16, 17, 18
- Ребята, мы с вами уже провели подготовительную работу для установки ограждения миксбордера. Давайте вспомним этапы нашей работы:
- сначала выбирали вариант ограждения, учитывая наши возможности (слайды, обсуждение почему нам подходит именно один способ ограждения /наличие материалов, сложность исполнения/;
- затем измерили клумбу и имеющуюся у нас проволоку;
- определили длину одного элемента ограждения;
- нарезали проволоку нужной длины;
Таким образом для установки ограждения все готово.
2. Конструкторский этап:
7. Н.П. Слайд 19 Давайте составим план работы.
План работы:
- Одеть рабочую одежду
- Подобрать для работы: перчатки, садовый совок, рассаду, декоративную проволоку
- Посадить многолетние травянистые растения
- Полить посаженные растения
- Установить ограждение для миксбордера
- Убрать инвентарь на место
- Вымыть руки с мылом
- Снять рабочую одежду
Слайд 20
Критерии практической работы
- растения посажены по схеме посадки.
- ограждение установлено по расчётам и разметке.
2 урок будет проходить на улице, где мы выполним практическую работу. Желаем удачи! Урок окончен! Переодеваемся.
2 урок. Оформление миксбордера
Слайды 21- 25
1. Н.П. Предлагаю повторить правила по ТБ с садовым совком.
С садовым совком: инвентарь должен быть исправным и надёжно закреплённым
- работу выполнять в резиновых перчатках;
- обращаться с совком так, чтобы не поранить ноги и руки;
- совок нести рабочей частью вниз;
- после работы воткнуть совок в почву остриём вниз.
2. Р.И. ТБ с проволокой:
- Работать в спецодежде и перчатках
- При переноске и установке проволоки соблюдать осторожность самому и обеспечить безопасность товарищей.
3. Практический этап:
Итак, сажаем растения по схеме
3. Е.А. Вспомните схему посадки ползунка
- ответы
4. Н.П. и Е.А. Посадка ползунка по схеме
- подготовка лунок
- посадка травянистого растения - ползунка
Р.И. Полив растений
- принести подготовленную проволоку
- взять лейки
- наполнить лейки водой
- полить посаженные растения
5. Р.И. Установка ограждения миксбордера
Мальчики устанавливают, девочки помогают – поддерживают ограждение при установке.
4. Заключительный этап:
Слайд 26
Н.П. Оценка по критериям. Как выполнено.
- Е.А., скажите, девочки работали точно по схеме?
- Комментарии.
Р.И., скажите, по вашей работе есть замечания?
- Комментарии.
Н.П. - А сейчас посмотрите каждый на свою выполненную работу и ответьте: оформили мы миксбордер?
- Да.
- Посадили ползунок? – Да.
- Установили ограждение?
- Да.
- Давайте сделаем вывод: миксбордер оформлен, цели и задачи урока выполнены.
Е.А. Все очень старались и заработали оценки за урок
Е.А и Р.И.
Мы с вами подходим к концу проекта, который будет завершён осенью после летней трудовой практики. Будем надеяться, что получим красивую композицию из цветущих декоративных кустарников и многолетних растений.
- Вы сможете создать миксбордер у себя в саду или во дворе дома, тоже не затратив денежных средств.
- Пригодятся ли вам эти умения в будущей жизни? - Да.
Р.И. - Обратите вниманий, что миксбордер мы оформили без затрат денежных средств. Урок окончен: переодеваемся, моем руки, идём в мастерскую. Спасибо за урок!
23.12.2016