Урок биологии по теме "Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс ракообразных. 7-й класс
Задачи:
- познакомить с общими признаками строения членистоногих, выявить черты их сходства и различия;
- обеспечить усвоение знаний об основах их классификации (основные классы типа), чертах приспособленности к среде обитания;
- продолжить формирование умений наблюдать, распознавать членистоногих в природе, на таблицах, рисунках, в коллекциях, сравнивать их между собой;
- развивать умения работать с учебником.
Оборудование: набор отдельных букв – членистоногие (комплект на стол), презентация “Тип Членистоногих”, медиапроектор, образцы речного рака (засушенные).
План урока
I. Активизация познавательной деятельности.
- Перед тем, как мы с вами познакомимся с темой нашего урока, я прошу вас выполнить следующее задание: из букв, что лежат на столах, составьте слово (это слово “членистоногие”). Итак, тема нашего урока “Особенности строения членистоногих. Класс Ракообразных” (запись в тетради).
- Прежде, чем приступить к изучению Членистоногих, заполните схему “Знаю – хочу узнать – узнал” о них (в тетради):
Знаю| хочу узнать |узнал
- Мир животных на Земле огромен и разнообразен. Многообразие животных проявляется в форме их тела, размерах, характере передвижения, питания, мест обитания и во многом другом. Различия животных по этим признакам лежат в основе деления их на группы. Классификацию животных и количественное соотношение видов разных групп можно увидеть на следующем слайде № 2 (см. Приложение 1).
- С представителями каких типов животного царства мы уже знакомы?
- Назовите представителей названных типов.
- На диаграмме видно, что эти животные в совокупности занимают лишь небольшую часть всего животного мира. А большую часть среди всех животных имеют членистоногие животные.
Членистоногие – самый богатый видами тип животных. Известно более миллиона видов членистоногих, или более 2\3 всех видов животных.
- Как можно объяснить такое явление?
III. Изучение нового материала.
- Среди всех групп животных тип членистоногих выделяется наибольшим разнообразием приспособлений к самым разным условиям обитания, изумительным богатством и огромным числом видов. Они живут во всех морях и океанах – и в толще воды (Приложение 1, сл. 3) , и на дне, и в грунте на разных глубинах; обитают во всевозможных пресных водоёмах, некоторые виды приспособились обитать в очень солёных водоёмах, некоторые – в горячих источниках.
Большая армия представителей этого типа приспособились и к жизни вне воды – на суше (Приложение 1, сл. 4), где членистоногие особенно многообразны.
Многие членистоногие – паразиты (Приложение 1, сл. 5), постоянные или временные, наружные или внутренние. Иногда они столько изменяются под влиянием паразитического образа жизни, что даже перестают быть похожими на членистоногих.
- Рассмотрите представителей типа членистоногих на стр. 144 – 145 учебника и ответьте на вопрос: где в природе можно встретить изображённых на рисунке членистоногих?
- Членистоногих можно встретить во всех климатических зонах. Велико их разнообразие в тропиках, но есть они и в высоких широтах Арктики и на побережье Антарктиды. Членистоногих можно встретить и в сухих пустынях. Это тип животных, который по полноте овладения поверхностью земного шара не имеет равных.
- Какой вывод можно сделать из всего сказанного?
- Какие особенности организации и жизнедеятельности позволили этим животным так широко расселиться на Земле и приспособиться к условиям существования?
- Используя материал учебника на стр. 144, познакомьтесь с особенностями строения членистоногих и выявите у них прогрессивные черты развития, подумайте, какие причины повлияли на их возникновение. Какие классы включает в себя этот тип животных? Проверь себя (Приложение, сл. № 6, 7)
IV. Особенности строения ракообразных.
1. Лабораторная работа “Внешнее строение речного рака”.
- Рассмотрите речного рака и заполните 2 – 8 строки таблицы (Приложение 1, сл. № 8 – отделы тела речного рака; № 9 – внешнее строение речного рака, № 10 – особенности строения органа зрения речного рака, № 11 – строение покрова речного рака).
Тип Членистоногих. |
|||
Признаки. | Ракообразные. | Паукообразные. | Насекомые. |
1. Численность. | |||
2. Среда обитания. | |||
3. Части тела. | |||
4. Количество ходильных ног. | |||
5. Наличие крыльев. | |||
6. Количество усиков. | |||
7. Органы зрения. | |||
8. Скелет. | |||
9. Особенности пищеварительной системы. | |||
10. Особенности кровеносной системы. | |||
11. Особенности дыхательной системы. | |||
12. Особенности выделительной системы. | |||
13. Особенности нервной системы. | |||
14. Особенности размножения. | |||
15. Особенности развития. | |||
16. Роль в природе. | |||
17. Роль в жизни человека. | |||
18. Специфические особенности. |
- Используя имеющиеся знания, закончите логическую цепочку:
панцирь речного рака хитиновый - ___________ – поэтому раки линяют
2. Пользуясь дальнейшими слайдами, закончите заполнение графы таблиц о ракообразных (Приложение 1, сл. № 12 - 13 - внутренне строение речного рака, № 14 – особенности размножения и развитие рака, сл. № 15 – многообразие ракообразных и их роль в природе, сл. № 16 – класс ракообразных и его отряды.
V. Закрепление нового материала.
- Проверь себя (Приложение 1, сл. № 17, правильные ответы – сл. № 18).
- Дополните план рассказа об общей характеристике типа Членистоногих, записав необходимую информацию в предлагаемую схему:
- Тип Членистоногих включает следующие классы: ____________.
- Представители типа занимают такие среды обитания, как _____ .
- У всех животных данного типа _______________ симметрия тела.
- Тело разделено на _______________________________________.
- Покровы_______________________________________________ .
- Способ смены покровов: __________________________________.
- Органы чувств: зрение -_____, обоняние - ____, осязание ______.
- Вернитесь к своей схеме, которую вы заполняли в начале урока. Всё ли вы выполнили по этой схеме?
VI. Домашнее задание:
- Прочитать стр. 144 – 151,
- По желанию:
- приготовить доклад о каком - либо интересном представителе ракообразных (краб, омар, мокрица,..);
- составить кроссворд (криптограмму, ребус и т.п.), используя новые термины по классу ракообразных.
Примечание: слайды № 19 – 21 приложения 1 предназначены для повторения и закрепления домашнего задания на следующем уроке.
6.03.2008