Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Оплодотворение

Тип урока: обобщения, систематизации и углубления знаний.

Цель: обобщить и систематизировать знания о процессе оплодотворения, как об одном из важнейших процессов в жизни живых организмов.

Задачи:

  • Показать всеобщий характер процесса оплодотворения и его биологическое значение; научить определять типы оплодотворения и сравнивать их между собой; развивать умения и навыки: работы с текстом; анализа видеофрагментов; формулировки выводов; установления причинно-следственных связей; работы в группах.
  • Формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
  • Патриотическое воспитание.
  • Развитие речи.

Средства обучения: Презентация, тексты.

Ход работы

Этап Методы Время
1. Организационный. Готовность к уроку. Постановка задачи.   1 мин
2. Мобилизующее начало урока.

По предложенной схеме угадать процесс. Что учащиеся знают о процессе?

Беседа 2 мин
3. Актуализация знаний. Постановка целей. Сообщ. учителя 1 мин
4. Обобщение и углубление материала, основы которого изучались фрагментарно с 6 по 9 класс.

- определение понятий "оплодотворение", "зигота"

- выделить этапы процесса

беседа 3 мин
  - типы оплодотворения и преимущества внутреннего Беседа, видеопоказ 7 мин
  - ЭКО Работа с текстом 7 мин
  - двойное оплодотворение анимация 5 мин
  - выводы о биологическом значении оплодотворения Эврист. беседа 3 мин
  - факторы, влияющие на оплодотворение у человека Беседа по слайду 10 мин
5. Выводы.

Зачем изучать процесс оплодотворения?

Итоговая беседа 2 мин
6. Подведение итогов.

Чему научились? Что узнали?

  2 мин
7 Домашнее задание.   1 мин

1. Организационный.

Наш урок будет посвящен одному очень важному процессу, с которым вы знакомились и при изучении ботаники, и при изучении зоологии, и при изучении физиологии человека. И теперь, когда вы изучаете общую биологию мы обобщим и дополним те знания, которые у вас, я уверена, есть.

2. Мобилизующее начало урока.

Посмотрите на схему этого процесса. Слайд №2. Догадались? (Оплодотворение)

Прежде всего, давайте вспомним - что мы уже знаем об этом процессе? Зачем изучать этот процесс? Какое значение он имеет в жизни живых организмов?  (Оплодотворение - это слияние половых клеток. С него начинается новая жизнь)

Верно, это важное биологическое значение, но не единственное!!!! А в жизни современного общества этот процесс имеет значение? (:импровизация:)

Нам еще предстоит сегодня это выяснить.

3. Постановка целей.

Итак, на сегодняшнем уроке мы обобщим и систематизируем знания о процессе оплодотворения, сформулируем выводы о биологическом значении оплодотворения, обсудим проблемы современного общества, связанные с этим процессом.

4. Обобщение и углубление материала.

Посмотрите на схему, почему художник поместил на рисунке три разных изображения? (этапы)

Какие этапы можно выделить в ходе процесса? (встреча, проникновение, слияние ядер)

Слайд №3. Какая клетка образуется в результате оплодотворения? (зигота)

Верно. Термин зигота (zygotos) в переводе с греческого означает "соединенный вместе".

Какой набор хромосом в зиготе? (диплоидный, такой набор хромосом получается в результате слияния гаплоидных клеток - яйцеклетки и сперматозоида)

Итак, давайте вспомним - какие типы оплодотворения различают по месту. Слайд №4

(внешнее и внутреннее)

Давайте посмотрим видеофрагмент, который несет информацию о внешнем оплодотворении. Обратите внимание при просмотре - в какой среде происходит оплодотворение, сколько половых клеток образуется у организмов, какие факторы могут повлиять на процесс оплодотворения?

(происходит в воде, гамет образуется много, так большие потери из-за влияния условий среды)

У каких хордовых животных встречается такой тип оплодотворения? (рыбы, земноводные)

Посмотрим второй фрагмент и по ходу просмотра обращаем внимание на те же факты.

(происходит в теле самки, яйцеклеток мало, а сперматозоидов много, так как гаметы защищены, но сперматозоиды все же подвержены влиянию чужеродной среды)

Слайд №5 В чем вы видите преимущества внутреннего оплодотворения?

(не надо производить большого числа яйцеклеток, так как выше вероятность оплодотворения; гаметы и зигота защищены материнским организмом)

Слайд №6 В конце 20 века ученые разработали ещё один тип оплодотворения у животных и человека. Давайте ознакомимся с текстом (Приложение 1.) и ответим на предложенные вопросы.

(участвуют две клетки - яйцеклетка и сперматозоид, оплодотворение проходит в пробирке, зародыш развивается в матке, этот метод помогает преодолеть разные формы бесплодия)

И, наконец, давайте вспомним - как осуществляется оплодотворение у цветковых растений. Мы изучали это в 6 классе, сейчас посмотрим анимацию, а Вы потом ответите на вопросы:

  • Где происходит оплодотворение?
  • Сколько клеток и какие участвуют в оплодотворении?
  • Почему этот процесс называется двойное оплодотворение?
  • Что образуется в результате двойного оплодотворения?

Слайд №7

(оплодотворение происходит в завязи пестика, в нем участвуют два спермия, одна яйцеклетка и одна центральная клетка зародышевого мешка; двойным его называют потому, что два спермия оплодотворяют две разные клетки; в результате образуются зародыш и эндосперм)

Итак, столько разных типов оплодотворения! Что же общего?

(слияние гамет, образование зиготы)

Слайд №8 Давайте сформулируем биологическое значение оплодотворения. Начнем со слов::Биологическое значение оплодотворения состоит в том, что :при слиянии мужских и женских половых клеток в зиготе восстанавливается полный диплоидный набор хромосом. Новый организм, развивающийся из зиготы может сочетать в себе признаки обоих родителей в самых разных комбинациях. В результате этого происходит увеличение наследственного разнообразия организмов.

Ну а теперь давайте подумаем какие факторы могут повлиять на процесс оплодотворения у человека?

(импровизация)

Все ли назвали, все ли учли? Слайд №9

Алкоголь, никотин, наркотики (сперматозоиды теряют подвижность, а яйцеклетки погибают - разрушается ядро, утончается защитная оболочка). Антибиотики (убивают полезную микрофлору, снижая иммунитет).

Рентгеновское, радиоактивное излучение (вызывает нарушения во время слияния ядер или вызывает мутации в самих клетках).

Инфекционные заболевания. Воспалительные процессы. (Изменяют внутреннюю среду в организме женщины, тем самым снижая жизнеспособность гамет, влияют на созревание гамет как у мужчин, так и у женщин).

Неправильный образ жизни, в том числе ранние половые связи. (Нам иногда кажется, что у нас до создания семьи еще полно времени. Я сейчас могу себе позволить покурить, погулять, посидеть у компьютера вместо прогулки на свежем воздухе и т.д., а потом буду вести правильный образ жизни и дети у меня родятся здоровыми. Но это не так. В процессе полового созревания организм очень восприимчив к влиянию окружающей среды. Будущие гаметы очень уязвимы. Считается, что сперматоциты в несколько раз слабее, чем зрелые сперматозоиды и убить их намного легче. Что касается организма девушки, то не зря у многих народов с древних времен и до недавнего времени существовал запрет на добрачные половые связи. Это объяснимо с научной точки зрения - внутренние половые органы девушки содержат специфическую микрофлору, которая развиваясь там до примерно 18 летнего возраста обеспечивает иммунитет к разного рода инфекционным заболеваниям будущей матери и ее будущего ребенка. Нарушая процесс естественного развития этой микрофлоры и такого естественного иммунитета, девушка подвергает опасности и себя и свое потомство [1])

Избыточный или недостаточный вес (Для нормального развития и полового созревания организму требуется сбалансированный обмен белков, жиров, углеводов. Злейшим врагом обмена веществ являются неоправданные несбалансированные диеты без наблюдения врача. Чтобы выжить организм начинает отбирать питательные вещества у репродуктивной системы - развитие половых клеток нарушается, их жизнеспособность резко падает. Но и другая крайность - ожирение тоже отрицательно сказывается на созревании половых клеток и способности их к оплодотворению).

Гормональные нарушения (прием гормональных препаратов, недостаток жиров приводят к дисбалансу половых гормонов)

Аномалии внутренних органов (ношение тесной одежды приводит к деформации развивающихся органов малого таза как у девочек, девушек, так и мальчиков, юношей).

Хирургические операции, особенно на органах малого таза (приводят к спайкам - непроходимость маточных труб - встреча сперматозоида и яйцеклетки невозможна).

Стрессы.

Наследственные заболевания.

5. Выводы.

Итак, вспомните, в начале урока я вас спросила: зачем изучать процесс оплодотворения? Как бы вы теперь ответили на этот вопрос? (надо знать как он протекает, чтобы избежать нарушений)

Если мы будем знать и понимать механизм оплодотворения и условия его протекания, что мы сможем обеспечить?  (нормальное, естественное протекание процесса)

Что в результате мы получим? (повышение рождаемости, получение с/х продукции, сохранение биоразнообразия) Слайд №10

6. Итоги урока.

Давайте подведем итоги урока.

  • Вы вспомнили то, что узнали ранее об оплодотворении?
  • Что нового вы узнали?
  • Имеется ли связь между образом жизни человека и возможностью иметь здоровых детей?

Если вы заинтересовались данной темой и хотите еще больше узнать, вы можете обратиться к фильмам ВВС "Тело человека" и "Сверх человек"

7. Домашнее задание.

Список литературы.

  1. И.И.Аваткова. Знать до:, а не после. М. ИнтелТех. 1998г. 128 с. Мягкая обложка.

27.05.2012