Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Орган зрения – глаз. Зрительный анализатор

Задачи урока: развитие понятия “анализатор” на примере зрительного анализатора, сформировать знания о строении глаза и механизме восприятия зрительных раздражений, совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником, умение выделять главное, устанавливать соответствие строения выполняемой функции, развивать графические навыки, воспитывать культуру труда.

Оборудование: презентация в Microsoft PowerPoint 2007, интерактивная доска Hitachi StartBoard, разборная модель глаза, таблицы, приложение.

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вводная часть.

Слайд 1.

Удивительный механизм наши глаза. Как много дают они нам, людям, каждому человеку в отдельности и всему миру живого!

Именно благодаря глазам мы с вами получаем 95 % информации об окружающем нас мире, они же по подсчетам Сеченова дают человеку до 1000 ощущений в минуту. Для нас же эти малые цифры – все или почти все.

Я выхожу на улицу, вижу солнце или тучи. Зеленые верхушки деревьев или снег, я вижу лужи или дымящийся от жары асфальт.

Рембрандт, Пикассо... “Это надо видеть” – говорим мы друг другу. И это на самом деле нужно видеть...

Слайд 2.

У Максимилиана Волошина есть очень точные строчки:

Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить.

Сегодня мы с вами познакомимся со строением зрительного анализатора и механизмами зрительного восприятия.

III. Изучение нового материала.

Слайд 3.

Глаз = глазное яблоко + вспомогательный аппарат. Вспомогательный аппарат это вместилище глаза и защитный аппарат – орбита и веки, а также придатки глаза – двигательный и слезный аппараты, обеспечивающие защиту глаза, его питание, дыхание, освобождение от продуктов распада, иннервацию.

Словесная характеристика подкрепляется рассматриванием рисунка на с.73 учебника Н.И.Сонина и М.Р. Сапина "Человек", таблицы "Зрительный анализатор" и разборной модели глаза.

– Как устроено глазное яблоко? Где оно располагается?

Ответ: Глазное яблоко располагается в глазнице черепа. Глазное яблоко = внутреннее ядро + три оболочки.

По мере объяснения нового материала предлагается заполнение таблицы, состоящей из трех колонок (на Слайде 4): элемент органа зрения, строение, функции и значение.

Слайд 5. Первыми элементами органа зрения мы запишем в таблицу брови, веки, ресницы. Как вы думаете, какую функцию они выполняют? (Защищают глаз от попадания пота, пыли, воды и инородных тел.)

Следующая слезная железа с протоками, выделяющая слезную жидкость, слезные канальцы, по которым проходит слеза. Происходит смачивание глаза и выполнение дезинфицирующей функции.

Глазные мышцы. Какова их функция? (Осуществление движения глаз, расширение поля зрения.) Обратите внимание, сколько разных глазных мышц существует в нашем органе зрения. Есть и прямые и косые мышцы.

Задание № 2. Определить, какую функцию выполняют веки. Испытуемому предлагается мигнуть.

Интересно! Человек делает от 2–5 мигательных движений в минуту, за 16 часов бодрствования 4800 раз. Мигание продолжается 0,4 секунды. Слезные железы своеобразная “фабрика слез” открывается под верхним веком 10–12 протоками. В сутки выделяется 1г. слез. Слезы состоят из 90 воды и 1г. соли. По двум каналам попадает в носовую полость. В 1909 г. ученый Лащенков открыл в слезной жидкости – лизоцим, способный убивать микробов.

Книга рекорда Гиннеса.

(Втягивается молоко через носовую полость, а удаляется через слезный проток из глаза).

Физкультминутка.

Поморгайте, это способствует улучшению кровообращения.

Слайд 6.

Итак, глазное яблоко.

Диаметр глазного яблока у взрослых составляет 24 мм, у новорожденных 16 мм. Глазное яблоко состоит из трех оболочек наружной, средней, внутренней.

Начнем рассмотрение с его оболочек.

Наружная – фиброзная, в которую входят белочная оболочка – склера + роговица.

Склера – твердая, белая непрозрачная, защищает глаз от механических повреждений.

Роговица – прозрачная выпукло-вогнутая линза, пропускающая свет внутрь глаза.

Средняя оболочка – сосудистая, которая состоит из большого количества сосудов, радужки и зрачка. Кровеносные сосуды этой оболочки питают глаз, обеспечивают кислородом и выносят продукты распада.

Радужка содержит сосуды, мышечные клетки и пигмент, определяющий цвет глаз.

Ткань радужной оболочки содержат особое красящее вещество – меланин. В зависимости от количества этого пигмента цвет радужки колеблется от серого и голубого до коричневого, почти черного. Цветом радужки определяется цвет глаз. При отсутствии пигмента (людей с такими глазами называют альбиносами) лучи света проникают не только через зрачок, но и через ткань радужки. У альбиносов глаза имеют красноватый оттенок. У них недостаток пигмента в радужке часто сочетается с недостаточной пигментацией кожи и волос. Зрение у таких людей понижено. В центре радужки имеется круглое отверстие – зрачок.

Зрачок – круглое отверстие, регулирует поступление света в глаз, при ярком свете зрачок уже, в темноте – шире.

Внутренняя оболочка глаза – сетчатка.

Внутренняя оболочка называется сетчатка 0,2–0,3 мм (видеокоментарий о сетчатке – клик по рисунку), состоящая из рецепторов двух типов:

  • палочек (рецепторов сумеречного света и черно белого восприятия)
  • колбочек (рецепторов, способных реагировать на цвет и свет)

В сетчатой оболочке примерно 125 млн палочек и 6 млн колбочек.

Палочки и колбочки располагаются неравномерно, место скопления колбочек называется желтым пятном (наилучшее видение).

В 1 мм желтого пятна находится от 1300 – 1400 колбочек, но по мере удаления от центра число колбочек уменьшается, а палочек возрастает. На периферии сетчатки имеются только палочки.

Вопрос: Как вы думаете, почему колбочек в 16 раз меньше, чем палочек? (Видеокомментарий о палочках и колбочках, клик по рисунку– фото палочек и колбочек.)

Место выхода зрительного нерва называют слепым пятном, так как там нет световоспринимающих клеток.

В сетчатке одного глаза разветвляется примерно 1 млн волокон зрительного нерва.

Интересно! Профессионалы текстильщики различают до 100 оттенков черного цвета.

Опытный шлифовальщик способен увидеть просвет в 0,5 микрона. Человек может различать цвета до 130 оттенков спектра. В комическом полете глаз может воспринять даже отдельные ядерные частицы, которые вызывают вспышки фосфены.

Практическая работа.

В доказательство существования слепого пятна предлагается выполнить задание. Нарисовать маркером крупным шрифтом плюс и небольшой кружок на расстоянии друг от друга, далее закрыть левый глаз, а правым посмотреть на плюс на расстоянии 15-20 см. от поверхности листа. При некотором положении рисунка относительно глаза, кружок перестает быть видимым, изображения предметов, приходящихся на это место сетчатки не передаются в мозг, а, следовательно, не воспринимаются.

За зрачком располагается двояковыпуклая линза – хрусталик, рефлекторно меняющая кривизну и обеспечивающая четкое изображение на сетчатке (видеофрагмент о работе хрусталика).

Внутри глаз заполнен прозрачным и бесцветным стекловидным телом.

Делаем вывод. Как же работает зрительный анализатор? (Свет через роговицу, зрачок, хрусталик и стекловидное тело попадает на сетчатку глаза, в рецепторах сетчатки (колбочках и палочках) световые сигналы преобразуются в нервные импульсы, которые по зрительному нерву передаются в головной мозг– в зрительную зону коры. Здесь собирается вся информация, расшифровывается, обобщается и создается зрительный образ.)

Всё, что мы сейчас сказали, происходит за долю секунды, посмотрите как мы с вами воспринимаем изображение, здесь показано движение глаз в процессе восприятия.

Заключительное слово учителя.

Человек видит одинаково хорошо предметы на близком и далеком расстоянии. Это связано со свойством хрусталика изменять свою кривизну и становится более выпуклым.

К старости, когда эластичность хрусталика понижается, рассматривание близких предметов затрудняется. Это заставляет человека пользоваться при чтении очками. Недостаточное преломление хрусталика возмещается двояковыпуклыми стеклами. Это так называемая старческая дальнозоркость.

Но наиболее частые дефекты глаза выражаются в форме дальнозоркости и близорукости наследственного характера.

Дальнозоркость характеризуется тем, что человек хорошо видит отдаленные предметы, но не различает близких. Обычно причиной этого бывает малая длина глазного яблока, вследствие чего лучи от близких предметов после преломления в глазе сходятся и дают изображение позади сетчатки (в норме изображение получается на сетчатке). Рассматриваемые предметы кажутся расплывчатыми. Дефект исправляется очками с двояковыпуклыми стеклами.

Близорукость выражается в отсутствии ясных зрительных ощущений при смотрении вдаль, что зависит от слишком большой длины глазного яблока. В этом случае лучи от далеких предметов после преломления сходятся впереди сетчатки. Положение может быть исправлено при помощи очков с двояковогнутыми стеклами.

Близорукость может возникнуть в школьном возрасте. Причиной ее может стать плохое освещение рабочего места, рассматривание предметов на слишком близком расстоянии от глаз.

IV. Закрепление знаний.

Далее предлагается небольшой тест (Слайды 5, 7) для каждого учащегося, строение глаза.

А теперь закрепим строение глаза небольшим стихотворением, которое вам предстоит дополнить самостоятельно. (Использованы частично измененные стихи Н. Орловой. Слова, которые должны произнести дети, в стихотворении выделены).

Как устроен глаз.

Глаз – волшебный теремок,
Круглый маленький домок,
Хитро он устроен –
Без гвоздей построен.

Круглый дом со всех сторон
Белой стенкой окружен,
Стенку эту белую
Называют склерою.

Обойдем же дом скорей:
Ни крылечка, ни дверей,
Впереди кружочек тонкий –
Роговица, словно пленка,
Вся прозрачна, как стекло, –
В мир чудесное окно..

Глаз бывает синий, серый:
Впереди, пред белой склерой,
Яркой радужки кружок
Украшает глаз-домок.

В центре радужки – зрачок,
Черный маленький кружок.

Лишь стемнеет – наш зрачок
Станет сразу же широк,
Коль светло – зрачок поуже,
Чтобы видел глаз не хуже.

А за радужкой лежит
Маленький хрусталик,
Он такой имеет вид,
Как стеклянный шарик.

Изнутри весь этот дом
Выстлан, будто бы ковром,
Оболочкой гладкой –
Тоненькой сетчаткой.

Что же в домике внутри?
На картинку посмотри –
В домике невидное
Тело стекловидное,
Оно прозрачно, как алмаз..
Ну а как же видит глаз?

V. Домашнее задание.

Источники информации:

  1. Шинкевич М.И. Урок на тему: "Строение и функции зрительного анализатора".
  2. Огромное спасибо за идею и вдохновение Маркович С.З., учителю биологии МОУ СОШ № 20 г. Екатеринбурга.

24.02.2011