Основные направления эволюционного процесса
Цели урока: изучить основные направления и пути эволюционного процесса, соотношение направлений эволюции, ее необратимость.
Задачи урока:
- Образовательная: изучить пути и направления эволюционного процесса, ее необратимость.
- Воспитательная: прививать навыки заинтересованного обучения.
Технология обучения: уровневой дифференциации с учетом когнитивных стилей мышления учащихся.
Тип урока: практико-семинарское занятие.
Учебный материал с указанием заданий.
Интегральные когнитивные стили | Дифференциальные когнитивные стили | |||||||||||||||||||
Руководство по усвоению учебного содержания | Содержание учебного материала (ИТ, ИД, ИЭ) | Содержание учебного материала (ДТ, ДЭ, ДД) | Руководство по усвоению учебного содержания | |||||||||||||||||
УЭ0. Постановка целей. ДЦМ. Обобщить и систематизировать знания по теме. Выяснить непонятные моменты. Учитель: Здравствуйте уважаемые гости, ученики. Мне приятно вас видеть, надеюсь, что наш урок будет результативным! Сегодня обобщающий урок по теме «Эволюция». Основные направления эволюционного процесса. Цель урока: совершенствовать свои умения в определении направлений эволюции, выработать навыки сравнения направлений эволюции. Материал этого урока поможет вам успешно выполнить задания при итоговой аттестации. На сегодняшнем уроке вы повторите, закрепите и расширите знания по этим темам, выполните тестовые работы, а итогом урока вам будет предложена работа, составленная по образцам контрольно измерительных материалов прошлых лет единого государственного экзамена по биологии. А эпиграфом к сегодняшней нашей работе будет служить видеофрагмент по итогам просмотра, которого каждый из вас должен поднять одну из табличек:
Эта поднятая табличка будет соответствовать вашему внутреннему отношению к просмотру фрагмента. Надеюсь, вы поняли, что на уроке мы будем размышлять и подражать, т.е. делать по образцу, выражать свое мнение и набираться опыта. Эпиграф: видеофрагмент о рождении Вселенной (Приложение 3). Идея о направленном характере эволюции, идущей по пути прогресса от низших форм жизни к высшим воспринимается нами как нечто очевидное. Указанное направление эволюции жизни на Земле действительно существует: более сложные организмы произошли от низкоорганизованных, а те, в свою очередь, от еще более простых форм, вплоть до пробионтов на заре развития жизни. Выдающийся биолог Феодосий Добржанский сказал: «Биология приобретает смысл только в свете эволюции». Эволюционная биология дает ключ к пониманию принципов, по которым устроена жизнь на Земле. Базируясь на знании эволюционной истории живых организмов и понимании процессов, которые определяют их наследственные изменения и приспособление друг к другу и окружающей среде, эволюционная биология дает объяснение всем биологическим явлениям: от молекулярных до биосферных. Она объясняет, как и почему ныне живущие организмы, включая нас самих, стали такими, какие они сейчас. Понимание механизмов эволюции чрезвычайно важно для разработки методов сохранения фауны и флоры. Без анализа механизмов эволюции популяций исчезающих видов невозможна разработка эффективных методов их сохранения в природе. Изучение и сравнение геномов различных видов позволяет выделять гены, которые могут оказаться полезными для повышения продуктивности культивируемых растений и домашних животных. Тот же подход используется для выделения и картирования генов, вызывающих наследственные болезни человека. Методы и принципы эволюционной биологии позволяют установить механизмы появления и распространения инфекционных болезней, анализировать эволюцию устойчивости патогенных бактерий и вирусов к лекарственным средствам. Но это пока, а что нас ждет в дальнейшем? А сейчас поднимите, не раздумывая табличку, соответствующую вашему пониманию увиденному и услышанному. - Я вижу КРАСНЫЙ. Я слышу СИНИЙ. Я чувствую ЗЕЛЕНЫЙ. Запомните свой цвет, это пригодится вам в дальнейшей работе при
выполнении заданий. УЭ1. Обобщить и систематизировать знания по теме. Выяснить
непонятные моменты. Современные представления о направлениях эволюции основываются на работах И.И. Шмальгаузена и А.Н. Северцова, которые выделили понятие биологического прогресса и регресса. О них сейчас и пойдет речь. Биологический прогресс означает победу вида или другой
систематической группы в борьбе за существование. Признаками
биологического прогресса являются: увеличение численности особей
данной систематической группы, расширение ее ареала, многообразие
группы: распадение ее на соподчиненные систематические группы.
ПРЕМБУЛА Предупреждение и пресечение браконьерства.
На эти вопросы ответили правильно ______ человека. Они мне помогут проверить выполнение задания остальными учащимися по написанию кластера. Те, кто получил одобрение консультантов – поставьте себе в оценочные листы 1 балл. УЭ2. Проверка знаний учащихся по теме эволюция. |
||||||||||||||||||||
Что является главной
движущей (направляющей, творческой) силой эволюции? (Естественный
отбор.) 1 балл. Можно ли запрограммировать эволюционный процесс? (Нет.) 1 балл. |
Каков
результат этой движущей силы в данной череде поколений?
(Многообразие видов, усложнение (прогресс) организмов, относительная
приспособленность организмов.) 1 балл. Из чего складывается весь процесс эволюции. (Из макро и микро эволюции.) 1 балл. |
Каковы масштабы эволюционных процесса (событий) по числу вовлеченных поколений во времени, в пространстве? (Рассмотрите вопрос в микро и макро масштабе.) 2 балл. Малые масштабы в пределах ареала. Грандиозные масштабы (сотни миллионов лет, на целых материках, миллионы поколений). | ||||||||||||||||||
Сначала работа с понятием,
потом у каждого задание по цвету. УЭ3. Путь достижения биологического прогресса: ароморфоз. |
||||||||||||||||||||
Перечислите ароморфозы млекопитающих. 1 балл. | Учитель: Каковы
пути достижения биологического прогресса? Ароморфоз или морфофизиологический прогресс – возникновение в ходе эволюции признаков, повышающих уровень организации живых существ. С ароморфозами, прежде всего, связаны эволюционные преобразования кровеносной, дыхательной, нервной систем, а также другие системы, оказывающие непосредственное влияние на увеличение интенсивности обмена веществ и энергии. |
Перечислите ароморфозы растений. 1 балл. | Задание 1. Заполните
таблицу «Особенности арогенеза».
1 балл. |
|||||||||||||||||
Поставьте в оценочные
листы баллы. Переходим к следующему направлению. УЭ4. Путь достижения биологического прогресса: идиоадаптация. |
||||||||||||||||||||
Идиоадаптация – аллогенез. Ароморфозам А.Н. Северцов противопоставлял идиоадаптации частные приспособления живого мира, позволяющие освоить специфические условия среды. В отличие от ароморфозов, идиоадаптации открывают перед организмами возможность прогрессивного развития без повышения уровня биологической организации. Приведите примеры идиоадаптаций. | ||||||||||||||||||||
Обучающая
самостоятельная работа. ЧДЦ. Самоконтроль учебных достижений по теме. |
||||||||||||||||||||
1 балл. |
На решение самостоятельной
работы дается 5 минут. Во время работы уч-ся получают дозированную помощь учителя или смотрят за решением на доске.
1 балл. |
1 балл. |
||||||||||||||||||
Проверка на презентации. | ||||||||||||||||||||
УЭ5. Дегенерация. ЧДЦ. Усвоить понятие дегенерации. |
||||||||||||||||||||
Учитель: Ч. Дарвин – отмечал, что способность организмов выживать в борьбе за существование вовсе необязательно должна быть связана с более высокой организацией. Какие преимущества, например, могли бы получить инфузория или земляной червь из более высокой организации, чем они имеют? Условия жизни этих организмов относительно постоянны и они хорошо приспособлены каждый к своей среде. Поэтому естественный отбор не совершенствовал их в сторону прогрессивного усложнения. Более того, при упрощении условий среды организмы утрачивают часть признаков – развиваются по пути общей дегенерации, ведущей я упрощению организации. Приведите пример на паразитах. | ||||||||||||||||||||
Темы по эволюционной
теории традиционно являются одними из плохо выполнимых на ЕГЭ.
Самостоятельная работа. Проверка по презентации. |
||||||||||||||||||||
УЭ6. Соотношение
направлений эволюции. ЧДЦ. Сформулировать принцип необратимости эволюции. |
||||||||||||||||||||
Соотношение направлений
эволюции. В процессе эволюции происходит чередование относительно кратких периодов ароморфозов и последующих более длительных периодов идиоадаптаций или общей дегенерации. Ароморфозы определяют этапы в развитии органического мира, поднимая организацию какой-нибудь группы на более высокую ступень эволюции и открывая перед ней новые возможности для освоения внешней среды. Далее развитие идет, но пути идиоадаптации, обеспечивающих более высокоорганизованной группе освоение доступного разнообразия мест обитания. Учитель делает выводы: принцип необратимости эволюции сформулировал еще Ч. Дарвин: «Вид, раз исчезнувший, никогда не может появиться вновь, если бы даже снова повторились совершенно тождественные условия жизни». Сформулируйте, что говорит Закон необратимости говорит о не повторяемости эволюционного процесса, сущность которого не в повторения, а в образовании нового качества. |
||||||||||||||||||||
УЭ7. Выходной контроль. ЧДЦ. Проверить усвоение учебных элементов. |
||||||||||||||||||||
В качестве закрепления темы вам предлагаются тестовые вопросы в форме фронтального опроса (Приложение 2), за каждый правильно отвеченный вопрос – 1 балл в оценочный лист (Приложение 1). |
23.01.2012