Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Особенности высшей нервной деятельности человека. 8-й класс

Цель: раскрыть особенности высшей нервной деятельности; физиологическую основу и значение эмоций.

Задачи:

  • раскрыть особенности ВНД и поведения человека;
  • изучить физиологическую основу и значение эмоций;
  • показать влияние цвета на эмоциональное состояние человека.
  • определить свое эмоциональное состояние.

Оборудование: компьютерная презентация, картина И.Е.Репина "Иван Грозный и его сын Иван", цветные карточки, карточки с интерпретацией теста.

Эпиграф: "Цвета действуют на душу, они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысль". И.В. Гёте

ХОД УРОКА

Что играет решающую роль в управлении поведением? Что читается по лицам и определяет качество нашей жизни? Что лежит в основе эффективного общения? Что мы испытываем с самого раннего детства? На все эти вопросы ответ один - эмоции. Эмоции явные, скрытые, контролируемые.

Что же такое эмоции? Эмомция (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям (Википедия). Эмоции отличают от аффектов, чувств и настроений.

В головном мозге существуют центры, возбуждение которых приводит к удовольствию или к страданию. Благодаря работе этих центров человек и животные оценивают полученную информацию в с точки зрения важности ее для организма: пользу или вред она предопределяет? Например, радость и удовольствие от удачно проведенного дела закрепляют в памяти действия и стимулируют применение их в дальнейшем.

Эмоциональные реакции. Плач, смех, проявление удовольствия, страха, печали и других чувств у всех людей сходны. Это эмоциональные реакции, которые присущи всем людям, потому, что они имеют безусловно-рефлекторную природу. Эмоциональные реакции всегда соответствуют знаку эмоции. Плакать можно от горя, но могут быть и слезы радости.

Эмоциональное состояние. У людей может быть хорошее или плохое настроение. Они могут переживать радость или печаль, столкнувшись с тем или иным событием в быту или на работе, читая книгу, просматривая фильм или театральную постановку, слушая музыку или наблюдая спортивное состязание.

Иногда человек может находиться в состоянии бурной эмоциональной вспышки или потерять над собой волевой контроль - это состояние аффекта. Именно в таком состоянии Иван Грозный убил своего сына (картина И.Е.Репина "Иван Грозный и его сын Иван"). Остекленевшие глаза царя кажутся безумными.

Аффект обычно длится недолго. Когда он заканчивается, человек испытывает горькое сожаление по поводу содеянного. Состояние аффекта может проявляться в паническом бегстве, приступе агрессии, в оцепенении, близком к обмороку. Сознание в это время утрачивает ясность и сосредоточено только на выполняемом действии, а не его последствиях.

Стресс. В любой работе могут быть ситуации, когда требуется затратить значительно больше сил, чем обычно. Получение нового, трудного задания нередко заставляет нас переходить на более высокий рабочий ритм. Это ведет к напряжению сил организма. Такое напряжение канадский ученый Ганс Селье назвал стрессом.

Эмоциональные переживания развиваются еще до начала работы, связанной с оценкой задачи и необходимых для ее решения усилий. Обычно это состояние тревоги в сочетании с переживаниями неуверенности в успешном решении задачи.

Когда человек включается в работу, состояние тревоги проходит. Если работа идет успешно, переживание уверенности в своих силах нарастает, доходя иногда до степени азарта. Обычно в этот период работа идет наиболее эффективно. Однако если ее приходится выполнять слишком долго, наступает утомление, которое сопровождается ухудшением самочувствия. Длительное перенапряжение может привести к неврозу, гипертонии или другим заболеваниям.

Эмоциональные отношения. Наряду с эмоциональными реакциями и состояниями существуют эмоциональные отношения. Их обычно называют чувствами. Эмоциональные отношения всегда направлены на определенное лицо, объект или процесс. Любовь, дружба, вражда, ревность, зависть - все это примеры эмоциональных отношений. Обычно они объединяют различные эмоции: например, любя своего ребенка, родители и радуются его успехам, и огорчаются его неудачам, и порицают его за неправильные поступки, и одобряют его хорошее поведение.

Чувства всегда постоянны. Они появляются, достигают своего апогея, а затем могут ослабеть или угаснуть совсем. Это зависит и от обстоятельств и от темперамента человека. У одних людей чувства более устойчивы и глубоки, у других они быстро сменяются.

С эмоциями на самых разных уровнях психической деятельности человека уже с раннего детства тесно связан цвет. В "Учении о цвете" И.В. Гете писал: "цвет - продукт света, вызывающий эмоции".

Цвет может рассматриваться не только как средство, влияющее на настроение человека, но и как метод воздействия на глубинные процессы в организме с целью укрепления его защитных сил. Имеются данные, что цвет положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость. Цвет способствует развитию интеллекта, вызывая улучшение строения и работы мозга. Цвет помогает одолеть трудности, превозмочь боль, обрести душевную стойкость.

Рассмотрим несколько сфер влияния цвета на эмоциональное состояние.

(Презентация)

Практическая работа.

"Определение эмоционального состояния учащихся"

Цель работы: определить свое эмоциональное состояние.

Инструкция: Перемешайте цветные карточки и положите цветовой поверхностью наверх. Выберите из восьми цветов тот, который Вам больше всего нравится. Необходимо выбрать цвет как таковой, не пытаясь соотнести его с любимым цветом в одежде, цветом глаз и т. п. Нужно выделить наиболее приятный цвет из восьми. Карточку с выбранным цветом следует отложить в сторону. Из оставшихся семи цветов выберите наиболее приятный.

Анализ работы

Интерпретация цветных пар по Люшеру. (Приложение)

Основные цвета, по мнению Макса Люшера, символизируют следующие психологические потребности:

  • № 1 (синий) - потребность в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;
  • № 2 (зеленый) - потребность в самоутверждении;
  • № 3 (красный) - потребность активно действовать и добиваться успеха;
  • № 4 (желтый) - потребность в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах.

Таким образом, взаимосвязь цвета и эмоций является многоуровневой. Во-первых, цвета и их сочетания являются символами эмоций, их внешним воплощением, опредмеченной формой; во-вторых, эмоциональные состояния человека влияют на ситуативное отношение к цвету (изменения цветовой чувствительности, цветовых предпочтений и т.д.); в третьих, устойчивые эмоциональные особенности (свойства) субъекта также находят свое отражение в различных вариантах цветовых предпочтений.

Связь цвета и мышления, интеллекта носит сложный, неоднозначный характер. Причем, эта связь, безусловно, опосредуется эмоциональной сферой личности.

Давно известно, что цвет и эмоции, которые он вызывает, - это неотъемлемые вещи. Многие наверняка замечали, что в дождливый осенний день, когда все вокруг серое и неприглядное, ничего не хочется, настроение такое же серое и мрачное. А вот в яркий солнечный весенний денек, когда солнышко ласкает нас теплые желтыми лучиками, а под ногами сияет яркая зелень травы, хочется петь, творить, лететь и просто жить. Именно цвет и эмоции, вызванные им, заставляют задуматься над тем, как это можно использовать в повседневной жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

1. Анохин П.К. Теория функциональной системы как предпосылка к построению физиологической кибернетики// Биологические аспекты кибернетики / Гл. ред. А.М. Кузин. - М.: Изд-во АН СССР, 1962

2. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций / Психология эмоций, 1998г.

3. Дружинин В.Е. Психология эмоций, чувств, воли.-М.: ТЦ Сфера, 2003

4. Каменская Е.Н. Основы психологии.- Ростов н/Д: Феникс, 2003

5. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2004г.

6. Немов Р.С. Психология: Учебник. В 3 кн. Кн.1 Общие основы психологии.-- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997

7. Психология: Словарь/ Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990

8. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1976г.

9. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003

25.02.2012