Модульные уроки по биологии с рейтинговой системой контроля знаний
Модульный урок №3
Тема: Многоклеточные зеленые водоросли (улотрикс, спирогира, ульва и другие). Бурые и красные водоросли.
УЭ – 0 (Учебный элемент –0 ) 2 мин.
Интегрирующая цель:
- Расширить знание о многообразии зеленых многоклеточных водорослей.
- Строение и значение бурых и красных водорослей.
- Изучить значение водорослей в природе и в жизни человека.
Оборудование:
-учебник Пасечник “Биология, бактерии, грибы, растения”–25 экземпляров;
-микроскоп –15 штук;
-микропрепарат зеленая многоклеточная водоросль-спирогира.
Таблицы: “Одноклеточные и многоклеточные зеленые водоросли”, поурочный план с заданием – 15 штук, рабочие тетради – 25 штук, кодоскоп, экран, цветные транспаранты: красных и бурых водорослей, правильные ответы к УЭ-5 (задание №1) у учителя на транспаранте.
УЭ- 1 Входной контроль 8 мин.
Цель: Определить исходный уровень знаний об одноклеточных зеленых водорослях.
- Запишите в тетради дату, название темы и цель урока.
- Повторение предыдущего материала по одноклеточным зеленым водорослям (устная беседа).
Задание №1. За каждый полный и правильный ответ на вопрос учитель оценивает в 1 балл.
- Какие вы знаете одноклеточные водоросли?
- Среди одноклеточных водорослей (таблица на доске) найти хламидомонаду и рассказать её строение.
- Хлорелла – её строение.
- Что вызывает “цветение” воды.
Задание №2. Запишите номера правильных суждений. За каждый правильный ответ- 1 балл (mах- 3 балла).
- Все растущие в воде растения-водоросли.
- Водоросли живут не только в воде, но и на деревьях.
- Хлорелла не имеет жгутиков.
- Плеврококк – зеленая одноклеточная водоросль.
- Хроматофор у хламидомонады бурого цвета.
УЭ-2 4 мин.
Цель: Получить представление об многоклеточных зеленых водорослях.
Задание №1. Внимательно слушайте рассказ учителя “Строение и значение улотрикса, спирогиры, морского салата, ульвы, нителлы” и запишите в тетрадь название многоклеточных зеленых растений. За прослушанную лекцию поставьте себе на полях 2 балла.
УЭ-3 8 мин
Цель: Закрепить знания, полученные по многоклеточным зеленым водорослям.
Задание №1: Посмотри под микроскопом микропрепарат спирогиры, сравни с рисунком №37 из учебника и ответь на следующие вопросы устно.
За каждый правильный ответ 1 балл.
- Форма хроматофора у спирогиры, сравни с хроматофором у хламидомонады.
- Какие ты знаешь многоклеточные зеленые водоросли?
Задание №2: Для каждого из предложенных организмов выберите соответствующие характеристики и запишите.
За это задание max –3 балла.
I вариант | II вариант |
Улотрикс | Ульва |
Название отдела
1) одноклеточные зеленые водоросли;
2) многоклеточные зеленые водоросли.
Внешнее строение1) тело представляет собой тонкое, нитчатое слоевище;
2) тело продолговатой формы, на заостренном конце два жгутика;
3) напоминает морской салат длиной около 30 см и толщина всего 2 клетки;
4) тело шаровидной формы, без жгутиков.
Место обитания.
5) в проточных и пресных водоемах;
6) в морях и океанах.
УЭ-4 6 мин.
Цель: Изучить бурые и красные водоросли.
Задание №1: Прочитай статью “бурые и красные водоросли” из параграфа 12 стр. 58-59.
Оцени свою работу в 1 балл.
Задание №2: Посмотри на экране (кодоскоп и цветные транспаранты) разнообразие красных и бурых водорослей, сопровождающихся объяснением учителя.
УЭ-5 10 мин
Цель: Изучить значение водорослей в природе и жизни человека.
Задание №1: Прочитать в параграфе 12 стр. 61 “Значение водорослей в природе и в жизни человека” и записать в тетрадь.
I вариант | II вариант |
Значение водорослей в природе | Значение водорослей в жизни человека |
После указанного времени учитель предоставляет правильные ответы на экране (цветные транспаранты и кодоскоп).
Исправляют ошибки и выставляют сами себе баллы за это задание -max – 5 балла
УЭ-6 Домашнее задание и подведение итогов урока 2 мин.
Параграф 12 стр. 57-61 задание в рабочих тетрадях – 40,41,42 и индивидуальное творческое задание - составить кроссворд по теме “Водоросли”.
Если вы заработали:
- 14–16 баллов оценка “5” ;
- 12–13 баллов оценка “4”;
- 11–8 баллов оценка “2”.
Если у Вас менее 8 баллов не отчаивайтесь и изучите еще раз новый материал.
Ф.И. |
Тема №3 ЦАРСТВО - РАСТЕНИЯ - 8 ЧАСОВ |
Урок №1
Урок №2
Урок №3
Урок №4
Урок №5
Урок №6
Урок №7
Урок №8
Рейтинг
Разнообразие и значение растений
Одноклет
нитчатые. зеленые водорос-ли, лаб. Раб. №6
Многокл. водоросли: зеленые, бурые, красные
Лишайники
Мхи
Папорот-
ники, хвощи
и плауны
ГолосеменныеПокрыто
семенные
Сумма
баллов
лов
Оценка
Сумма
баллов
лов
Оценка
Сумма
баллов
лов
Оценка
Сумма
баллов
лов
Оценка
Сумма
баллов
Оценка
Сумма
баллов
лов
Оценка
Сумма
баллов
Оценка
Сумма
баллов
Оценка
Сумма
баллов
Мес.то
Иванова Маша
10
3
9
3
8
3
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
86
XX
Бойко Надя
11
3
10
3
10
3
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
88
IXX
Грузенко Вероника
11
3
15
4
13
4
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
92
XVI
Кучай Алена
18
5
15
4
15
5
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
151
II
Капутин Витя
12
3
11
3
13
4
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
98
XII
Иванина Анжела
14
4
12
4
10
3
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
92
XVI
Каримова Анжела
16
5
12
4
15
5
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
145
III
Нагибина Даша
15
4
11
3
13
4
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
90
XVIII
Карнаухов Витя
14
4
12
4
10
3
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
96
XIII
Кравченко Оля
17
5
13
4
12
4
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
100
X
Сазонова Настя
12
3
13
4
10
3
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
94
XIV
Огурцов Денис
15
4
12
4
15
5
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
143
IV
Чернышев Женя
15
4
14
4
13
4
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
140
VI
Асташев Андрей
14
4
15
4
12
4
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
142
V
Мусин Роберт
14
4
15
4
13
4
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
99
XI
Бугаков Саша
14
4
13
4
13
4
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
102
IX
Терентьев Павел
18
5
16
5
15
5
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
155
I
Самимгареев Игорь
15
4
17
5
13
4
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
138
VII
Мамокова Света
10
3
14
4
9
3
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
88
IXX
Багушев Артур
13
4
12
4
10
3
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
93
XV
Симонян Сузана
14
4
12
4
13
4
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
104
VIII
Мукашева Алуа
11
3
10
3
11
3
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
91
XVII
Модульный урок №4
Тема: Отряды млекопитающих: парнокопытные непарнокопытные.
УЭ -0 ( Учебный элемент) 2 мин
Интегрирующая цель:
а) расширить знания о многообразии млекопитающих;
б) показать на примере копытных животных особенности их строения в связи с питанием;
в) практическое значение животных для человека.
Оборудование: Учебник В.В. Латюшин, В.А. Шапкин – 25 штук, поурочный план модульно- рейтингового урока – 15 штук, экран, диапроектор, диапозитивы (отряды китообразных, хоботных и хищных, парнокопытных и непарнокопытных животных), кодоскоп, цветные транспаранты, компьютер, диск- репетитор.
УЭ-1 Входной контроль 7 мин.
Цель: Определить исходный уровень знаний о классе млекопитающих.
- Запишите в тетради дату, название темы и цель урока.
- Повторение предыдущего материала по классу млекопитающих.
Задание 1: устное за каждый правильный ответ учитель ставит 1 балл.
- Почему класс назван млекопитающие?
- По диапозитиву на экране узнай животного, к какому классу относится и краткую характеристику отряда.
Предложено пять диапозитивов, например: (тюлень, слон, волк, медведь, касатка).
УЭ-2 6 мин
Цель: Получить представление о парнокопытных и непарнокопытных животных.
Задание 1: Прослушайте рассказ учителя об отряде парнокопытных животных
а) нежвачные
б) жвачные, пользуясь цветными таблицами и диапозитивами, запишите в тетрадь представителей парнокопытных животных (смотри на доску схему №1)
За прослушанный рассказ и запись в тетради оцени себя в 2 балла.
УЭ-3 3 мин.
Цель: Закрепить полученные знания по отряду парнокопытных.
Задание №1: Посмотреть рисунки представителей парнокопытных животных по учебнику “Зоология в таблицах, рисунках и схемах” стр. 253 и выполнить работу.
Вставьте пропущенные слова.
За каждый правильный ответ 1 балл.
Кабан это предок домашней ________________
Лось-это самый крупный вид семейства ________________
У парнокопытных на ногах ________________ количество пальцев.
max 3 балла
УЭ-4 6 мин.
Цель: Изучить непарнокопытных животных
Задание№1: Прочитайте из x 34 статью отряд непарнокопытных семейства Тапиры, лошади, носороги, пользуясь рисунками из учебника и рисунками “Зоология в таблицах и рисунках” стр. 254
Прочитав, оцени себя в 3 балла.
УЭ-5 13 мин.
Цель: Закрепить знания, по парнокопытным и непарнокопытным животным.
Задание№1: 5 мин.
Посмотреть эпизод диска – репетитор зоология, пользуясь компьютером, кодоскопом и экраном.
За просмотренный эпизод оцени себя в 2 балла.
Задание№2: 4 мин.
Выполни тестовую работу. Решите, правильно или неправильно, то или иное суждение.
- Щетина у кабана предохраняет кожу от повреждений сухими ветками деревьев и кустарников.
- У кабана сложный желудок.
- К жвачным парнокопытным животным относятся: козел, жираф, зубр, олень и т.д.
За это задание оцени себя в 2 балла.
Задание№3: 4 мин
Выполните тестовую работу. Выбери индексы правильных ответов.
За это задание max 3 балла.
1. Парнокопытные имеют на ногах:
а) по 4 пальца;
б) по 2 пальца;
в) одни виды по 2, а другие по 4 пальца.
2. Рога имеются:
а) у многих парнокопытных;
б) у многих парнокопытных и немногих непарнокопытных;
в) у многих парнокопытных и многих непарнокопытных.
3. Сложный желудок, состоящий из четырех отделов, имеют:
а) все травоядные млекопитающие;
б) только крупные травоядные млекопитающие;
в) только жвачные парнокопытные.
Проверьте правильность своих ответов и поставьте на полях баллы, учитель предлагает на экране правильные ответы (кодоскоп, цветные транспаранты)
УЭ-6 Рефлексия 3 мин.
- Какое значение для тебя лично имеют знания, полученные сегодня на уроке, первые пять ответов оцениваются в 1 балл.
Домашнее задание параграф 34. Написать сообщение о парнокопытных и непарнокопытных, занесенных в Красную книгу.
Примечание:
- 17-15 баллов оценка “5” ;
- 14-12 баллов оценка “4”;
- 11-8 баллов оценка “3”;
- менее 8 баллов оценка “2”.
Если менее 8 баллов, не огорчайтесь и изучите ещё раз материал.
Ф.И. |
КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ ИЛИ ЗВЕРИ |
|||||||||||||
Урок №1 |
Урок №2 |
Урок №3 |
Урок №4 |
Урок №5 |
Урок №6 |
Рейтинг |
||||||||
Отряды: Однопроходн. и сумчатые |
Отряды: грызуны, зайцеобразн. |
Отряды: китообразные. и др. |
Отряды: парнокопытн. и непарнокоп. |
Отряд: приматы |
Обобщение по млекопитаю щим. |
Рейтинг |
||||||||
Сумма баллов |
Оценка |
Сумма баллов |
Оценка |
Сумма баллов |
Оценка |
Сумма баллов |
Оценка |
Сумма баллов |
Оценка |
Сумма баллов |
Оценка |
Сумма баллов |
Место |
|
1. Горожанкин Ярослав |
16 |
5 |
18 |
5 |
17 |
5 |
15 |
5 |
- |
- |
- |
- |
95 |
II |
2. Адыгизалова Нармина |
15 |
5 |
17 |
4 |
18 |
5 |
16 |
5 |
- |
- |
- |
- |
93 |
IV |
3. Бурак Ирина |
15 |
5 |
17 |
4 |
18 |
5 |
16 |
5 |
- |
- |
- |
- |
91 |
V |
4. Бойко Маша |
12 |
4 |
15 |
4 |
14 |
4 |
12 |
4 |
- |
- |
- |
- |
87 |
VI |
5. Васильева Олеся |
12 |
4 |
12 |
3 |
13 |
3 |
11 |
3 |
- |
- |
- |
- |
85 |
VIII |
6. Гебгард Витя |
8 |
3 |
11 |
2 |
12 |
3 |
10 |
3 |
- |
- |
- |
- |
66 |
XVIII |
7. Даниленко Ксения |
10 |
3 |
12 |
3 |
16 |
4 |
8 |
3 |
- |
- |
- |
- |
77 |
XIII |
8. Кошинок Марина |
11 |
3 |
13 |
3 |
15 |
4 |
14 |
4 |
- |
- |
- |
- |
70 |
XVII |
9. Кокитко Роксалана |
17 |
5 |
19 |
5 |
17 |
5 |
17 |
5 |
- |
- |
- |
- |
98 |
I |
10. Каримова Анжела |
16 |
5 |
18 |
5 |
17 |
5 |
17 |
5 |
- |
- |
- |
- |
94 |
III |
11. Ковалева Аня |
13 |
4 |
16 |
4 |
15 |
4 |
11 |
3 |
- |
- |
- |
- |
86 |
VII |
12. Игнатьева Катя |
13 |
4 |
16 |
4 |
13 |
3 |
13 |
4 |
- |
- |
- |
- |
81 |
X |
13. Михайлюк Юля |
14 |
4 |
15 |
4 |
12 |
3 |
12 |
4 |
- |
- |
- |
- |
80 |
XI |
14. Полищук Дарья |
12 |
4 |
13 |
3 |
14 |
4 |
12 |
4 |
- |
- |
- |
- |
75 |
XV |
15. Попкова Надя |
14 |
4 |
14 |
3 |
16 |
4 |
14 |
4 |
- |
- |
- |
- |
81 |
X |
16. Романишина Юля |
15 |
5 |
13 |
3 |
15 |
4 |
15 |
4 |
- |
- |
- |
- |
77 |
XIII |
17. Стрижкова Наташа |
8 |
3 |
15 |
4 |
12 |
3 |
14 |
4 |
- |
- |
- |
- |
73 |
XVI |
18. Суровецкая Алина |
11 |
3 |
16 |
4 |
14 |
4 |
13 |
4 |
- |
- |
- |
- |
76 |
XIV |
19. Науменко Катя |
15 |
5 |
17 |
4 |
17 |
5 |
15 |
5 |
- |
- |
- |
- |
87 |
VI |
20. Туманина Ксюша |
14 |
4 |
14 |
3 |
16 |
4 |
13 |
4 |
- |
- |
- |
- |
78 |
XII |
21. Фернюк Алексей |
14 |
4 |
16 |
4 |
16 |
4 |
14 |
4 |
- |
- |
- |
- |
82 |
IX |
22. Шапина Яна |
15 |
5 |
17 |
4 |
17 |
5 |
17 |
5 |
- |
- |
- |
- |
87 |
VI |