Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Развитие интеллекта на уроке биологии (6-й класс). Тема урока: "Строение стебля"

Преподавание биологии (как и других предметов) в нашей Ломоносовской школе ведется дифференцированно. Каждый ребенок занимается на своем уровне – А, В. или С. Уровень ребенку определяется в начале учебного года учителем – предметником и корректируется в течении всего учебного года. (может изменяться в сторону улучшения или в сторону ухудшения.) Уровень А - это обычный базовый уровень. Уровень В – это расширенный базовый, уровень С – это продвинутый уровень (для учащихся более мотивированных и любознательных в данной предметной области). В шестом классе, когда дети только начинают знакомиться с биологией, мотивация и любознательность у них к данному предмету повышена, поэтому во многих классах уровень А – отсутствует. Данная разработка рассчитана для учащихся 6 – го класса, в котором есть два уровня – В и С.

Вашему вниманию предлагается разработка урока по биологии (ботанике) учебник: Т. И. Серебрякова, А. Г. Еленевский, М. А. Гуленкова и др. “Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники”. Хотя данный урок может считаться универсальным и для других программ и методик. Ломоносовская школа работает по технологии “Интеллект”. На каждом уроке у детей развиваются такие психические особенности детей, как память, внимание, мышление, воображение; речевые навыки – говорение, чтение, письмо, слушание, а также предметный тезаурус (владение понятиями и их толкованиями).

Цель: Познакомить учащихся с особенностями внешнего и внутреннего строения стебля, раскрыть функции стебля.

Задачи:

1. Образовательные:

    • выяснить особенности внешнего строения стеблей;
    • показать разнообразие поперечных срезов стеблей;
    • расширить и углубитель знания о функциях стеблей;
    • раскрыть особенности внутреннего строения древесного стебля;
    • на основании пройденного материала показать взаимосвязь строения и функции стебля;
    • научиться распознавать на рисунках части и ткани стебля.

2. Воспитательные:

воспитывать любознательность к изучаемому предмету; воспитывать бережное отношение к природе; формировать умения правильного общение : “ учитель – ученик”, “ученик – ученик”; развитие взаимодоверия.

3. Развивающие:

развивать предметно – речевые навыки чтения, говорения, слушания; развивать психологические особенности у учащихся: память, мышление, внимание;

4. Развивающие упражнения по технологии “ ИнтеллекТ”

упражнение на тезаурус; упражнение на развитие памяти и говорения; упражнение на развитие чтения, упражнение на развитие внимания.

Оборудование: таблицы, рисунки, раздаточный материал с развивающими и знаниевыми тестами.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка и решение учебных задач:
    1. Актуализация темы.
  • Для того, чтобы учащиеся могли быстро включиться в работу на уроке предлагается упражнение на развитие мышления.

Упражнение на развитие мышления:

Задание 1: На доске записаны следующие пункты:

хыниеда
иптеаин
жвдиеени
ирвзаети

Учитель устно к нему задает вопрос: Расшифруйте слова – перевертыши. Какое из жизненных свойств меньшей степени присуще растениям?

Задание 2: На доске записаны следующие пункты:

клеби
ыржи
влугдыео
лилфорлхо

Вопрос учителя: Какое из веществ образуется в процессе фотосинтеза?

Задание 3 : На доске записаны следующие пункты:

Фотосинтез: тон, фотон, стон, тост, рост, сито, тесто, синтез.

Задание учителя: Исключите лишнее:

Задание 4 : На доске записаны следующие пункты:


Учитель: Вставьте слово в скобки, которое может заканчиваться любыми из букв справа. Изучение нового материала.

а. Внешнее строение стебля. Данная тема изучается на основе развивающего упражнения по технологии “ИнтеллекТ” на развитие памяти и говорения. Каждый ребенок получает бланк, в соответствии со своим уровнем развития.

Биология 6 класс. Тема – Особенности внешнего строения стеблей.
Уровень С. Дата_________________________

Ученик_________________________________________________________

Задание:

Внимательно прочитайте текст, образно представляя содержание каждой мысли. Постарайтесь хорошо запомнить все мысли текста. Перескажите содержание текста три раза: 1-й раз через 15 – 20 минут, 2–й раз через 6 – 10 часов и третий раз – через сутки после прочтения.

После третьего пересказа сверьте количество мыслей с их количеством в тексте. Старайтесь, чтобы количество вспомнившихся предложений при каждом следующем пересказе практически не уменьшалось.

Особенности внешнего строения стеблей.

Стебель – вегетативный орган растения, на котором укрепляются листья, цветки, плоды. Стебель осуществляет передвижение воды и минеральных солей от корня к листьям и органических веществ, образованных в листьях, вниз к корням.

В зеленых стеблях происходит фотосинтез. У многих растений в стебле накапливается запасные питательные вещества. Стебель может служить и органом вегетативного размножения.

По направлению и способу роста различают стебли прямостоячие, ползучие, стелющиеся, лазающие, цепляющиеся. У некоторых растений стебель укорочен и листья образуют прикорневую розетку.

Стебли растений характеризуются большим разнообразием по форме поперечного сечения, размерам, характеру и направлению роста.

Побег состоит из повторяющихся элементов – узлов и междоузлий. Участки стебля на котором развиваются листья, называются узлами, а части стебля между соседними узлами – междоузлиями.

Биология 6 класс. Тема – Особенности внешнего строения стеблей.
Уровень В. Дата_________________________

Ученик_________________________________________________________

Задание:

Внимательно прочитайте текст, образно представляя содержание каждой мысли. Постарайтесь хорошо запомнить все мысли текста. Перескажите содержание текста три раза: 1-й раз через 15 – 20 минут, 2–й раз через 6 – 10 часов и третий раз – через сутки после прочтения.

После третьего пересказа сверьте количество мыслей с их количеством в тексте. Старайтесь, чтобы количество вспомнившихся предложений при каждом следующем пересказе практически не уменьшалось.

Особенности внешнего строения стеблей.

Стебель – вегетативный орган растения. На котором укрепляются листья, цветки, плоды. Стебель осуществляет передвижение воды и минеральных солей от корня к листьям. Органические вещества, образованные в листьях по стеблю спускаются вниз к корням.

В зеленых стеблях происходит фотосинтез. У многих растений в стебле накапливается запасные питательные вещества. Стебель может служить и органом вегетативного размножения.

По направлению и способу роста различают стебли прямостоячие, ползучие, стелющиеся, лазающие, цепляющиеся. У некоторых растений стебель укорочен и листья образуют прикорневую розетку.

Побег состоит из повторяющихся элементов – узлов и междоузлий. Участки стебля на котором развиваются листья, называются узлами, а части стебля между соседними узлами – междоузлиями.

После того, как дети прочитали данный текст, они его закрывают и не обращают на него внимания, вплоть до конца урока.

б. Функции стебля. Для изучения данного вопроса ребятам предлагается выполнить упражнение на развитие чтения по уровням:

Уровень В. Тема – Функции стебля.

Задание 1: Прочитайте текст “ Функции стебля” на страницах 96 – 97 учебника “ Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники – для 6 – 7 классов”; авторов: Т. И. Серебрякова, А. Г. Еленевский. Постарайтесь уложиться в 2 минуты.

Задание 2: Вставьте пропущенные слова в текст. Время выполнения на это задание 2 минуты. Ответы сверьте с ключом.

На стебле располагаются почки, ___________________, а также цветки и ______________________. Для всех этих органов стебель является _________________________. Значит, стебель выполняет _________________ функцию. Органические вещества образуются в ______________________в процессе ______________________, поступают ко _________________________________________ через ___________________. Вода и _______________________________ всасываются из почвы . И через __________________ поступают ко всем ________________________. Значит, стебель выполняет ________________________ функцию. Молодые стебли травянистых растений ____________________ цвета, так как в их клетках имеются _____________________________, а значит в них происходит процесс _____________________________. Поэтому стебель выполняет _______________________________________функцию. В тканях стебля откладываются _______________________________________________.

Значит стебель выполняет и _____________________________ функцию.

Задание 3: Заполните логическую схему:

Уровень С. Тема – Функции стебля.

Задание 1: Прочитайте текст “ Функции стебля” на страницах 96 – 97 учебника “ Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники – для 6 – 7 классов”; авторов: Т. И. Серебрякова, А. Г. Еленевский. Постарайтесь уложиться в 2 минуты.

Задание 2: Вставьте пропущенные слова в текст. Время выполнения на это задание 2 минуты. Ответы сверьте с ключом.

На стебле располагаются почки, ___________________, а также цветки и ______________________. Для всех этих органов стебель является _________________________. Значит, стебель выполняет _________________ функцию. Органические вещества образуются в ______________________в процессе ______________________, поступают к ___________________, к ___________________________________и _______________________ и _________________________. Вода и _______________________________ всасываются из почвы . И через __________________ поступают ко всем ________________________. Значит, стебель выполняет ________________________ функцию. Молодые стебли травянистых растений ____________________ цвета, так как в их клетках имеются _____________________________, а значит в них происходит процесс _____________________________. Поэтому стебель выполняет _______________________________________функцию. В тканях стебля откладываются _______________________________________________.

Значит стебель выполняет и _____________________________ функцию.

Стебель может служить и органом _______________________размножения.

Поэтому, стебель выполняет функцию и _______________________________.

Задание 3: Заполните логическую схему:

в. Внутреннее строение стебля. Учитель объясняет данную тему, работая с яркими схемами, расположенными на доске, аналогичные схемы имеются у каждого ребенка, после работы эти распечатки ученики вклеивают в тетрадь.

Приложение

 

Приложение

 

После объяснения данной темы ребятам предлагается на основе кратковременной памяти поработать с логической схемой.

Приложение

 

Приложение

 

Для закрепления этого материала детям предлагается упражнение на развитие логического мышления – работа с логической сеткой.

Тема – Внутреннее строение стебля.

Задание: Найдите закономерность в предложенной Вам логической сетке и впишите в пустой квадрат то, что Вы считаете нужным. В пустых строках ниже логической сетки запишите объяснение предложенного Вами решения.

Проводящая ткань

 

 

Сосуды и ситовидные трубки

Придают опору и защиту клетки
 

Обеспечивают рост стебля в толщину

Механическая ткань

Образовательная ткань

 

Проведение минеральных и органических веществ

Волокна

 

______________________________________________________________

г. Закрепление изученного: Дети выполняют упражнение на развитие памяти и говорения. Текст упражнения – Особенности внешнего строения стеблей, который, они прочли в начале урока, без повторения начинают пересказывать друг другу, считая кол –во верно составленных предложений. Идет взаимопроверка.

Итоги урока(выставление оценок учителем в журнал). Домашнее задание: параграф учебника 40, еще раз дома сегодня вечером пересказать текст себе (зеркалу), родителям, любимой кошке, собаке… по теме “ Особенности внешнего строения корня”. Завтра вечером пересказать текст еще раз. Все это выполняем для развития долговременной памяти.

 Ключ к упражнению на развитие мышления:
задание 1: дыхание, питание, движение, развитие
задание 2: белки, жиры, углеводы, хлорофилл
задание 3: рост, т.к. все остальные слова можно образовать из слова фотосинтез.
задание 4: свет ( светляк, светлость, светоч, светило, светофор).

 

Метки: Биология, Общепедагогические технологии