Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Тема: Вода. Урок по химии в 8 классе

Тема: Вода. Урок по химии в 8 классе

Образовательные задачи:

 углубить представлений связи между строением вещества и его химическими и физическими свойствами;

 познакомить с особенностями химических свойств воды, с понятием «амфотерность»;

 формирование умений составлять по схемам химические уравнения, продолжить формирование навыка записи химических реакций с помощью химических уравнений.

 обобщение знаний о физических свойтвах воды, строение и состав;

Развивающие задачи:

 развитие умений определять свойства веществ по реакциям, в которые они вступают;

 формирование умений обобщать, делать выводы, выделять основное, составлять общие схемы;

 Наблюдать и анализировать химические опыты, сопоставлять полученные результаты с теоретическими данными.

Воспитательные задачи:

 формирование экологического мировоззрения;

 способствовать формированию бережного отношения к природе, экономных отношений к воде;

 формирование познавательного интереса к процессу обучения.

Методы:

 беседа поискового характера;

 практические опыты

Межпредметные связи:

 физика;

 биология;

 экология.

Оборудование.

Таблицы:

 по содержанию солей в воде;

 количество используемой пресной воды;

 запасы пресной воды на Земле.

Для опытов:

 Na металлический;

 P;

 кислород (полученный);

 CaO;

 вода;

 индикаторы (лакмус, фенолфталеин);

 шаростержневая модель;

 капли воды из бумаги.

На столах:

 черные доски;

 тряпочки;

 мел.

План урока:

 физические свойства воды; строение молекул;

 химические свойства воды;

 вода-растворитель;

 использование воды, ее значение;

 охрана и экономия водных ресурсов.

I Организационный момент.

Достаю зонтик. Он будет символом нашего урока. Тема нашего урока связана с одним из самых важных веществ на Земле. Каким? Вода! Она самое распространенное и привычное в нашей жизни вещество. Но так ли она обыкновенна!

II Изучение нового материала

1. Давайте вспомним физические свойства воды. За правильные ответы даю капли. Каков состав молекулы воды ( молекула состоит из 2х атомов H и атома O).

Значение воды:

 климат;

 рельеф;

 входит в состав клеток живых организмов;

 промышленность и быт человека.

М H2O = 18 г/моль

при ( н. у. ) жидкость, может быть в 3х агрегатных состояниях: газ, жидкость, твердое вещество.

Плотность = 1 г/см3, без цвета и запаха

t кипячения = 1000

t плавления = 00

t кипячения и плавления.

Давайте сравним три вещества, найдем и предположим

H2O

NH3

HCl

H2S

М

18г/моль

17г/моль

35,5г/моль

34г/моль

tкип

1000С

– 33,40С

-850С

-60,30С

tпл

00С

-77,70С

-114,20С

-85,60С

Ученики могут предположить, что хлороводород и сероводород должны кипеть при большей t, чем вода. На самом деле у них очень низкие t кипения, почему?

Дело в том, что между молекулами воды существуют силы более прочные. Эти связи называются водородными. Они возникают между атомами кислорода одной молекулы и водородом другой молекулы. Эта связь слабая, но, когда она повторяется многократно, получается сильное взаимодействие молекул, поэтому процесс испарения и кипения затруднен. Водородная связь объясняет и текучесть воды (можно предположить, что все вещества, в состав которых входят H и О обладают такими свойствами текучести), сила натяжения (водная пленочка), форма капли (мешочек).

, чем в молекулах воды. А в воде молекула находятся в движении, то притягиваются к одной, то к другой, поэтому плотность льда меньше, чем плотность воды (описать строение,объяснить свойства вещества)

ρльда= 0,92 г/см3 ρН2О= 1г/см3

а) Все вы знаете опыт с бутылкой, наполненной водой и выставленной на мороз, что с ней происходит?

б) Почему нельзя зимой оставлять воду в водопроводных трубах;

в) Лёд на поверхности водоёмов, не промерзает водоём;

г) Можно ли из ведра снега получить ведро воды?

А отражается ли строение молекулы воды в химических свойствах? К какому классу веществ можно отнести воду? (оксидам)

Что такое оксиды? Какие оксиды бывают (металлы и неметаллы).

Рассмотрим,как реагируют оксиды металлов и неметаллов с водой:

Опыт: Р сгорает, наливаем воды, добавляем лакмус– красный-

доказывает образование кислоты. Давайте попробуем самостоятельно составить цепочку последующих реакций:

P – P2O5 -H3PO4

напишем реакции 4 P + 5O2 P2O5 + 3 H2O – 2H3PO4 дис. H3PO4 = 3H +PO4

Вывод: а) вода реагирует с оксидами неметаллов. Образуя кислоту

составить схему оксид неметалла + вода = кислота.

CaO + H2O – Ca(OH)2 к основанию добавляем фенолфталеин – малиновое окрашивание

б) оксиды металлов реагируют с водой, образуя основания

составить схему оксид металла + вода = основание

Когда одно и то же вещество реагирует с противоположным по свойствам веществом (основный оксид и кислотный оксид), его называют АМФОТЕРНЫМ( с греческого амфотерос– и тот, и другой).

H2O можно считать и кислотой, и основанием. При диссоциации НОН = Н+ ОН-, поэтому её можно записать НОН.

Вода– малодиссоциирующее вещество, но часть молекул может распадаться на ионы.

в) вода реагирует с металлами: с активными– (провожу опыт Na + H2O, добавляю фенолфталеин, говорю, что при реакции выделяется водород)

2 Na + 2 НОН– 2 NaОН+H2↑ схема активный металл + вода – основание + водород

с менее активными металлами при t с парами воды

2Fe + 3 H2O – Fe2O3+ 3 H2

металл+ вода = оксид металла + водород

металлы неактивные не реагируют с водой.

Отрабатываем:

1) даю схему, ученики пишут конкретное уравнение напишите формулу вещества, которое при р-ии с водой образует1) основание,2) основание и водород, 3) кислоту, 4) оксид и водород

дописать схему: + H2O – кислота

Ме (акт) + H2O =

основный оксид + H2O =

Провожу физкультминутку( встаём, говорю предложение. Если верно– руки вверх, если неверно– руки на пояс. )

Говоря о свойствах воды, мы имеем в виду чистую воду – дистилированную. Вода– хороший растворитель она растворяет в себе газы, жидкости и твёрдые вещества. В природе мы встречаем в основном растворы

Решаем задачи ( по рядам):

1. Рассчитайте массовую долю соли в морской воде, если в 1л. Морской воды содержится 36,5 г. соли

2. Рассчитайте массовую долю соли в 1л. воды реки Волга, если в 1л. Содержится 433 мг. солей , плотность воды 1г/мл.

3. Сосчитайте массовую долю соли 1кг. Воды из озера Байкал, содержащего 91,4 мг солей.

Человек использует пресную воду– для чего?

А велики ли запасы пресной воды ( смотрим таблицу)

Масса. т.

%

Общее кол-во

1,4*1018

100

Мировой океан

1,37*1018

92,9

В лед.

2,4*1016

1,7

В реках и озерах

1,2*1013

0

Да и те запасы, которые есть, расходуются бесполезно или засоряются отходами производства, бытовыми отходами, мусором, нефтью, стоками минеральных удобрений. Огромные деньги тратятся на очистку вод. Многие из загрязнений опасны для жизни растений и животных. Что делать? Как лично вы можете сэкономить воду?

Выводы по уроку:

1) физические свойства воды определяются строением молекулы

2) по своим химическим свойствам вода является амфотерным веществом

3) вода хороший растворитель

4) запасы пресной воды на Земле невелики и их необходимо экономно расходовать

5) вода – это (каждый высказывает своё мнение)

напишите любые ассоциации на своих капельках, которые возникают у вас в голове при слове «вода»

Домашнее задание: п. 16, приготовить сообщение или реферат на тему «Удивительное вещество– вода»

Н. В. Галимуллина, МБОУ "СОШ №10", г. Елабуга, Республика Татарстан

Метки: Химия