Тема: Вода. Урок по химии в 8 классе
Тема: Вода. Урок по химии в 8 классе
Образовательные задачи:
углубить представлений связи между строением вещества и его химическими и физическими свойствами;
познакомить с особенностями химических свойств воды, с понятием «амфотерность»;
формирование умений составлять по схемам химические уравнения, продолжить формирование навыка записи химических реакций с помощью химических уравнений.
обобщение знаний о физических свойтвах воды, строение и состав;
Развивающие задачи:
развитие умений определять свойства веществ по реакциям, в которые они вступают;
формирование умений обобщать, делать выводы, выделять основное, составлять общие схемы;
Наблюдать и анализировать химические опыты, сопоставлять полученные результаты с теоретическими данными.
Воспитательные задачи:
формирование экологического мировоззрения;
способствовать формированию бережного отношения к природе, экономных отношений к воде;
формирование познавательного интереса к процессу обучения.
Методы:
беседа поискового характера;
практические опыты
Межпредметные связи:
физика;
биология;
экология.
Оборудование.
Таблицы:
по содержанию солей в воде;
количество используемой пресной воды;
запасы пресной воды на Земле.
Для опытов:
Na металлический;
P;
кислород (полученный);
CaO;
вода;
индикаторы (лакмус, фенолфталеин);
шаростержневая модель;
капли воды из бумаги.
На столах:
черные доски;
тряпочки;
мел.
План урока:
физические свойства воды; строение молекул;
химические свойства воды;
вода-растворитель;
использование воды, ее значение;
охрана и экономия водных ресурсов.
I Организационный момент.
Достаю зонтик. Он будет символом нашего урока. Тема нашего урока связана с одним из самых важных веществ на Земле. Каким? Вода! Она самое распространенное и привычное в нашей жизни вещество. Но так ли она обыкновенна!
II Изучение нового материала
1. Давайте вспомним физические свойства воды. За правильные ответы даю капли. Каков состав молекулы воды ( молекула состоит из 2х атомов H и атома O).
Значение воды:
климат;
рельеф;
входит в состав клеток живых организмов;
промышленность и быт человека.
М H2O = 18 г/моль
при ( н. у. ) жидкость, может быть в 3х агрегатных состояниях: газ, жидкость, твердое вещество.
Плотность = 1 г/см3, без цвета и запаха
t кипячения = 1000
t плавления = 00
t кипячения и плавления.
Давайте сравним три вещества, найдем и предположим
H2O | NH3 | HCl | H2S | |
М | 18г/моль | 17г/моль | 35,5г/моль | 34г/моль |
tкип | 1000С | – 33,40С | -850С | -60,30С |
tпл | 00С | -77,70С | -114,20С | -85,60С |
Ученики могут предположить, что хлороводород и сероводород должны кипеть при большей t, чем вода. На самом деле у них очень низкие t кипения, почему?
Дело в том, что между молекулами воды существуют силы более прочные. Эти связи называются водородными. Они возникают между атомами кислорода одной молекулы и водородом другой молекулы. Эта связь слабая, но, когда она повторяется многократно, получается сильное взаимодействие молекул, поэтому процесс испарения и кипения затруднен. Водородная связь объясняет и текучесть воды (можно предположить, что все вещества, в состав которых входят H и О обладают такими свойствами текучести), сила натяжения (водная пленочка), форма капли (мешочек).
, чем в молекулах воды. А в воде молекула находятся в движении, то притягиваются к одной, то к другой, поэтому плотность льда меньше, чем плотность воды (описать строение,объяснить свойства вещества)
ρльда= 0,92 г/см3 ρН2О= 1г/см3
а) Все вы знаете опыт с бутылкой, наполненной водой и выставленной на мороз, что с ней происходит?
б) Почему нельзя зимой оставлять воду в водопроводных трубах;
в) Лёд на поверхности водоёмов, не промерзает водоём;
г) Можно ли из ведра снега получить ведро воды?
А отражается ли строение молекулы воды в химических свойствах? К какому классу веществ можно отнести воду? (оксидам)
Что такое оксиды? Какие оксиды бывают (металлы и неметаллы).
Рассмотрим,как реагируют оксиды металлов и неметаллов с водой:
Опыт: Р сгорает, наливаем воды, добавляем лакмус– красный-
доказывает образование кислоты. Давайте попробуем самостоятельно составить цепочку последующих реакций:
P – P2O5 -H3PO4
напишем реакции 4 P + 5O2 P2O5 + 3 H2O – 2H3PO4 дис. H3PO4 = 3H +PO4
Вывод: а) вода реагирует с оксидами неметаллов. Образуя кислоту
составить схему оксид неметалла + вода = кислота.
CaO + H2O – Ca(OH)2 к основанию добавляем фенолфталеин – малиновое окрашивание
б) оксиды металлов реагируют с водой, образуя основания
составить схему оксид металла + вода = основание
Когда одно и то же вещество реагирует с противоположным по свойствам веществом (основный оксид и кислотный оксид), его называют АМФОТЕРНЫМ( с греческого амфотерос– и тот, и другой).
H2O можно считать и кислотой, и основанием. При диссоциации НОН = Н+ ОН-, поэтому её можно записать НОН.
Вода– малодиссоциирующее вещество, но часть молекул может распадаться на ионы.
в) вода реагирует с металлами: с активными– (провожу опыт Na + H2O, добавляю фенолфталеин, говорю, что при реакции выделяется водород)
2 Na + 2 НОН– 2 NaОН+H2↑ схема активный металл + вода – основание + водород
с менее активными металлами при t с парами воды
2Fe + 3 H2O – Fe2O3+ 3 H2
металл+ вода = оксид металла + водород
металлы неактивные не реагируют с водой.
Отрабатываем:
1) даю схему, ученики пишут конкретное уравнение напишите формулу вещества, которое при р-ии с водой образует1) основание,2) основание и водород, 3) кислоту, 4) оксид и водород
дописать схему: + H2O – кислота
Ме (акт) + H2O =
основный оксид + H2O =
Провожу физкультминутку( встаём, говорю предложение. Если верно– руки вверх, если неверно– руки на пояс. )
Говоря о свойствах воды, мы имеем в виду чистую воду – дистилированную. Вода– хороший растворитель она растворяет в себе газы, жидкости и твёрдые вещества. В природе мы встречаем в основном растворы
Решаем задачи ( по рядам):
1. Рассчитайте массовую долю соли в морской воде, если в 1л. Морской воды содержится 36,5 г. соли
2. Рассчитайте массовую долю соли в 1л. воды реки Волга, если в 1л. Содержится 433 мг. солей , плотность воды 1г/мл.
3. Сосчитайте массовую долю соли 1кг. Воды из озера Байкал, содержащего 91,4 мг солей.
Человек использует пресную воду– для чего?
А велики ли запасы пресной воды ( смотрим таблицу)
Масса. т. | % | |
Общее кол-во | 1,4*1018 | 100 |
Мировой океан | 1,37*1018 | 92,9 |
В лед. | 2,4*1016 | 1,7 |
В реках и озерах | 1,2*1013 | 0 |
Да и те запасы, которые есть, расходуются бесполезно или засоряются отходами производства, бытовыми отходами, мусором, нефтью, стоками минеральных удобрений. Огромные деньги тратятся на очистку вод. Многие из загрязнений опасны для жизни растений и животных. Что делать? Как лично вы можете сэкономить воду?
Выводы по уроку:
1) физические свойства воды определяются строением молекулы
2) по своим химическим свойствам вода является амфотерным веществом
3) вода хороший растворитель
4) запасы пресной воды на Земле невелики и их необходимо экономно расходовать
5) вода – это (каждый высказывает своё мнение)
напишите любые ассоциации на своих капельках, которые возникают у вас в голове при слове «вода»
Домашнее задание: п. 16, приготовить сообщение или реферат на тему «Удивительное вещество– вода»
Н. В. Галимуллина, МБОУ "СОШ №10", г. Елабуга, Республика Татарстан
Метки: Химия