Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Тема: Оксиды. 8 класс

Тема: Оксиды. 8 класс

Цели урока:

  1. сформировать понятия об оксидах;
  2. закрепить на оксидах значение химической номенклатуры для бинарных соединений;
  3. показать значение важнейших представителей оксидов в природе и жизни человека.

Оборудование: образцы оксидов, природных руд и минералов, содержащих оксиды.

Ход урока.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Беседа по вопросам:

– какие соединения называют бинарными?

– как определить степень окисления у металлов? неметаллов?

– запишите формулы хлорида магния, сульфида меди (2), бромида калия.

– дайте названия следующим бинарным соединениям: СО2, КСl, Р2О5,КН.

Сообщение темы и целей урока.

Изучение нового материала.

  1. Дать определение оксидов.
  2. Название оксида

А) по международной номенклатуре:

Название = «Оксид» + название элемента + степень окисления

Оксида в родительном падеже

Б) тривиальные названия: NO – окись азота, N2O – закись азота.

Задание:

Дать названия следующим веществам: PbO, SiO2, SO3, FeO, К2О.

Прочитать стихотворение:

Из атомов мир создавала Природа.

Два атома лёгких взяла водорода.

Прибавила атом один кислорода

И получилась частица воды,

Море воды, океаны и льды…

Стал кислород чуть не всюду начинкой.

С кремнием он обернулся песчинкой.

В воздух попал кислород,

Как ни странно,

Из голубой глубины океана.

И на Земле появились растения,

Жизнь появилась: дыханье, горение…

Первые птицы и первые звери,

Первые люди, что жили в пещере…

Огонь добывали при помощи трения,

Хотя и не знали причины горения…

  1. Демонстрация образцов оксидов.

Оксиды очень распространенный в природе класс неорганических соединений:

SiO2 – кварцевый песок, кремнезём. Очень чистый SiO2 известен в виде минералов горного хрусталя. Окрашенный различными примесями, образует драгоценные и полудрагоценные камни – яшма, аметист, агат. Более 50% земной коры состоит из SiO2.

Al2O3 . 2 SiO2 . 2Н2О – белая глина, состоящая из оксидов алюминия и кремния.

СаО– негашеная известь.

Н2О – вода, оксид водорода.

4. О воде мы с вами поговорим отдельно.

Задание: сколько молекул будет содержаться в 5,6 л воды?

(1,5 * 1023молекул)

Вода – одно из самых распространенных и наиболее важных соединений на Земле. Великий ученый эпохи Возрождения Леонардо да Винчи так писал о воде: «Воде была дана огромная власть стать соком жизни на Земле»

Таблица «Виды вод гидросферы» на доске.

Сообщения учащихся:

«Роль воды в природе»

«Вода в современной жизни» (презентация)

Вопросы:

– много ли воды на Земле?

– какой вес имеет высохшая мумия человека?

– сколько воды содержится в мозге человека?

– каково ежегодное потребление воды в расчёте на одного жителя Земли?

Сообщение учащегося:

«Оксиды углерода»

Вопрос:

– какова формула вещества, называемого сухим льдом?

– самая вредная часть выхлопных газов автомобиля и сигаретного дыма.

– отгадайте загадку:

В минеральной воде я бурлю,

В топочном газе летаю,

Растениям пользу несу,

Пожар затухать заставляю.

Закрепление .

1. Вывод учителя и задание для учащихся: составьте формулы названных оксидов.

Вывод: в основном из оксидов состоит земная кора – литосфера; из оксида водорода состоит водная оболочка Земли – гидросфера. В состав воздушной оболочки Земли входит оксид углерода (4) – углекислый газ и вызывающие её загрязнение оксид углерода (2) – угарный газ, оксиды азота (2) и (4), оксид серы (4).

– какие формулы вы составили?

2. Какие из перечисленных ниже названий соответствуют формуле Н2О: оксид водорода, гидрид кислорода, пероксид водорода, вода, кислородный водород?

Домашнее задание. Параграф 18, упражнение 1 стр. 97.

Литература.

Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О. С. Габриелян. – 15-е изд. , стереотип. -М. : Дрофа,2009

Настольная книга учителя. Химия . 8 класс / О. С. Габриелян, Н. П. Воскобойникова, А. В. Яшукова. – 2-е изд. , стереотип. – М. Дрофа,2003

Химия. 8 класс:Поурочные разработки к учебникам О. С. Габриеляна; Л. С. Гузея, В. В. Сорокина, Р. П. Суровцевой; Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. – М. , ВАКО, 2004

Е. В. Манохина, МБОУ СОШ №30, г. Подольск, Московская область

Метки: Химия