Тема: Оксиды. 8 класс
Тема: Оксиды. 8 класс
Цели урока:
- сформировать понятия об оксидах;
- закрепить на оксидах значение химической номенклатуры для бинарных соединений;
- показать значение важнейших представителей оксидов в природе и жизни человека.
Оборудование: образцы оксидов, природных руд и минералов, содержащих оксиды.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Беседа по вопросам:
– какие соединения называют бинарными?
– как определить степень окисления у металлов? неметаллов?
– запишите формулы хлорида магния, сульфида меди (2), бромида калия.
– дайте названия следующим бинарным соединениям: СО2, КСl, Р2О5,КН.
Сообщение темы и целей урока.
Изучение нового материала.
- Дать определение оксидов.
- Название оксида
А) по международной номенклатуре:
Название = «Оксид» + название элемента + степень окисления
Оксида в родительном падеже
Б) тривиальные названия: NO – окись азота, N2O – закись азота.
Задание:
Дать названия следующим веществам: PbO, SiO2, SO3, FeO, К2О.
Прочитать стихотворение:
Из атомов мир создавала Природа.
Два атома лёгких взяла водорода.
Прибавила атом один кислорода
И получилась частица воды,
Море воды, океаны и льды…
Стал кислород чуть не всюду начинкой.
С кремнием он обернулся песчинкой.
В воздух попал кислород,
Как ни странно,
Из голубой глубины океана.
И на Земле появились растения,
Жизнь появилась: дыханье, горение…
Первые птицы и первые звери,
Первые люди, что жили в пещере…
Огонь добывали при помощи трения,
Хотя и не знали причины горения…
- Демонстрация образцов оксидов.
Оксиды очень распространенный в природе класс неорганических соединений:
SiO2 – кварцевый песок, кремнезём. Очень чистый SiO2 известен в виде минералов горного хрусталя. Окрашенный различными примесями, образует драгоценные и полудрагоценные камни – яшма, аметист, агат. Более 50% земной коры состоит из SiO2.
Al2O3 . 2 SiO2 . 2Н2О – белая глина, состоящая из оксидов алюминия и кремния.
СаО– негашеная известь.
Н2О – вода, оксид водорода.
4. О воде мы с вами поговорим отдельно.
Задание: сколько молекул будет содержаться в 5,6 л воды?
(1,5 * 1023молекул)
Вода – одно из самых распространенных и наиболее важных соединений на Земле. Великий ученый эпохи Возрождения Леонардо да Винчи так писал о воде: «Воде была дана огромная власть стать соком жизни на Земле»
Таблица «Виды вод гидросферы» на доске.
Сообщения учащихся:
«Роль воды в природе»
«Вода в современной жизни» (презентация)
Вопросы:
– много ли воды на Земле?
– какой вес имеет высохшая мумия человека?
– сколько воды содержится в мозге человека?
– каково ежегодное потребление воды в расчёте на одного жителя Земли?
Сообщение учащегося:
«Оксиды углерода»
Вопрос:
– какова формула вещества, называемого сухим льдом?
– самая вредная часть выхлопных газов автомобиля и сигаретного дыма.
– отгадайте загадку:
В минеральной воде я бурлю,
В топочном газе летаю,
Растениям пользу несу,
Пожар затухать заставляю.
Закрепление .
1. Вывод учителя и задание для учащихся: составьте формулы названных оксидов.
Вывод: в основном из оксидов состоит земная кора – литосфера; из оксида водорода состоит водная оболочка Земли – гидросфера. В состав воздушной оболочки Земли входит оксид углерода (4) – углекислый газ и вызывающие её загрязнение оксид углерода (2) – угарный газ, оксиды азота (2) и (4), оксид серы (4).
– какие формулы вы составили?
2. Какие из перечисленных ниже названий соответствуют формуле Н2О: оксид водорода, гидрид кислорода, пероксид водорода, вода, кислородный водород?
Домашнее задание. Параграф 18, упражнение 1 стр. 97.
Литература.
Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О. С. Габриелян. – 15-е изд. , стереотип. -М. : Дрофа,2009
Настольная книга учителя. Химия . 8 класс / О. С. Габриелян, Н. П. Воскобойникова, А. В. Яшукова. – 2-е изд. , стереотип. – М. Дрофа,2003
Химия. 8 класс:Поурочные разработки к учебникам О. С. Габриеляна; Л. С. Гузея, В. В. Сорокина, Р. П. Суровцевой; Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. – М. , ВАКО, 2004
Е. В. Манохина, МБОУ СОШ №30, г. Подольск, Московская область
Метки: Химия