Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]az.ru

Урок по теме: « Гидролиз неорганических веществ – солей»

Урок по теме: « Гидролиз неорганических веществ – солей»

Цель:

v продолжить формировать представление о гидролизе, о сущности гидролиза солей;

v научить составлять уравнения реакций гидролиза солей в молекулярном и ионном виде, определять реакцию и тип среды раствора электролита на основании состава соли.

Задачи:

Образовательные задачи:

Ø повторить понятие о гидролизе, в частности о гидролизе солей;

Ø выработать умения по составлению уравнений гидролиза солей в молекулярном и ионном виде;

Ø выработать умения по определению реакции и типа среды раствора электролита на основании состава соли.

Развивающие задачи:

Ø способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету;

Ø способствовать развитию речи учащихся;

Ø формирование умений анализировать, сопоставлять и обобщать знания по теме;

Воспитательные задачи:

Ø воспитание осознанной потребности в знаниях;

Ø воспитание активности и самостоятельности при изучении данной темы, умения работать в группе, умения слушать своих одноклассников.

Тип урока – комбинированный ( словесно – наглядно – практический).

Основные понятия: гидролиз, гидролиз по катиону, гидролиз по аниону, молекулярный вид уравнения гидролиза, общий ионный и краткий ионный виды уравнений, реакция среды.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная и групповая.

Оборудование: лабораторное оборудование, вещества, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Методы обучения:

v Общий метод ( частично – поисковый).

v Частный метод ( словесно – наглядно – практический).

v Конкретный метод ( объяснение с элементами беседы).

Структура урока:

Этапы урока

Дидактические

задачи

Формы организации

деятельности учащихся

Методы обучения

Средства обучения

Примерное время

1. Оргмомент

Психологический настрой учащихся на урок.

Фронтальная

Словесный

1 мин

2. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

Организовать повторение основных понятий, которые потребуются на данном уроке.

Индивидуальная

Частично – поисковый.

Экран

5 мин

3. Целеполагание

Постановка цели урока и доведение её до сознания учащихся.

Фронтальная

Словесно – наглядный

Доска, экран

1 мин

4. Изучение нового материала

Организовать деятельность учащихся на усвоение новых знаний и способов деятельности.

Коллективная,

групповая

Частично – поисковый

Экран,

доска,

реактивы, лаборатор

ное оборудование, тетрадь

25 мин

5. Закрепление

Само-

контроль и взаимо-контроль.

Выявление качества знаний, установление причин недостатков.

Групповая

( работа в парах)

Словесно – наглядно – практичес -кий

Карточки с заданием, экран

9 мин.

6. Подведение итогов.

Домашнее

Проверка степени усвоения знаний, выявление недостатков в их усвоении.

Фронтальная

Словесно – наглядный.

Оценочный лист

3 мин.

7. Домашнее задание

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения.

Фронтальная

Словесно – наглядный

Учебник,

2 мин

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Слайд №2.

Домашнее задание состоит из 9 заданий части А.

Тест проверяем, используя презентацию.

Тест по теме: « Теория электролитической диссоциации».

1. Суммы всех коэффициентов в полном ионном и сокращенном ионном уравнениях реакции между хлоридом меди (II) и нитратом серебра соответственно равны:

1) 10 ; 3 2) 10 ; 6 3) 12 ; 3 4) 12 ; 6

2. Суммы всех коэффициентов в полном ионном и сокращенном ионном уравнениях реакции между хлоридом бария и сульфатом натрия соответственно равны:

1) 11 ; 3 2) 10 ; 6 3) 12 ; 3 4) 12 ; 6

3. Какое уравнение диссоциации гидроксида бария написано правильно:

1) Ba(OH)2D Ba+ +BaOHD Ba+2 +OH-

2) Ba(OH)2D Ba+2 +BaOHD Ba+2 +2OH-

3) Ba(OH)2D Ba+2 +2OH

4) Ba(OH)2D Ba+2 +OH

4. Какое уравнение диссоциации хлорида магния написано правильно:

1) MgCl2D Cl- +MgCl+D Mg+2 +2Cl-

2) MgCl2D Cl- +MgCl-D Mg+2 +2Cl-

3) MgCl2D 2Cl- +Mg+2

4) MgCl2D Mg-2 +2Cl+

5. Карбонат кальция можно получить реакцией ионного обмена при взаимодействии:

1) K2CO3 и Ca(OH)2

2) CaCl2 и CO2

3) Ca и H2CO3

4) CaО и CO2

6. Между какими веществами возможна реакция ионного обмена?

1) H2SO4 и NaNO3

2) Al2(SO4)3 и BaCl2

3) Na2SO4 и HCl

4) KNO3 и Na2SO4

7. Между какими веществами возможна реакция ионного обмена с выделением газа?

1) H2SO4 и Ca3(PO4)2

2) Al2(SO4)3 и BaCl2

3) Na2CO3 и HCl

4) HNO3 и KOH

8. Формула сильного и слабого электролита, соответственно,

1) НNO2 и НNO3

2) НNO3 и Н24

3) НС1 и СН3СООН

4) СН3СООН и Н23

9. К электролитам относятся все вещества ряда:

1) С2Н6; Са(ОН)2; Н2S; ZnSО4

2) ВаС12; СН3ОСН3; NaNО3; Н24

3) КОН; Н3РО4; МgF2; СН3СООNа

4) РbС03; А1Вг3; С12Н22O11; Н25О3

Самопроверка. Консультация по домашнему заданию.

Итого: максимальный балл – 9. Итоги заносим в таблицу для подсчёта баллов.

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

4

1

3

1

1

2

3

3

3

III. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя. Запись темы урока на доске, учащиеся в тетради. Вместе с учащимися формулируем основную цель урока – продолжить формировать представление о гидролизе, сущности гидролиза неорганических солей.

1. Понятие « гидролиза солей». Слайд №3

(Объяснение учителя с использованием презентации, воспроизведённой на экране, запись учащихся в тетради).

Гидролиз соли – взаимодействие соли с водой с образованием слабого электролита и изменением реакции среды. Сущность гидролиза сводится к обменному химическому взаимодействию катионов или анионов соли с молекулами воды. В результате образуется слабый электролит.

Гидролизу не подвергаются: Слайд №4

нерастворимые соли и соли, образованные сильным основанием (щёлочи) и сильной кислотой (HCl, HClO4, HNO3, H2SO4 ), среда раствора нейтральная, рН=7.

Гидролизу подвергаются:

1) соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой (HClO, HNO2, H2S, H2SiO3, H2CO3 включая органические кислоты), гидролиз по аниону, среда щелочная, рН>7.

2) соль, образованная слабым основанием (NH3∙H2O, органические амины, нерастворимые гидроксиды металлов) и сильной кислотой, гидролиз по катиону, среда раствора кислая, рН3) соль, образованная слабым основанием и слабой кислотой, гидролиз по катиону и аниону. Реакция среды определяется сравнением Кд слабых электролитов. Среда определяется большим значением Кд , но близка к нейтральной.

2. Лабораторная работа «Определение реакции среды растворов солей универсальным индикатором». Слайд №5.

Работа в группах по 2 человека.

Оборудование :H2O( дистил. ), AlCl3 ( кр. ) , Na2CO3( тв. ) ,NaCl, универсальная индикаторная лакмусовая бумажка, спиртовки, пробирки, держатели.

Цель работы : приготовить растворы солей и определить реакцию среды растворов солей.

Учащиеся в группах обсуждают алгоритм действий, выполняют работу и заполняют таблицу. После выполнения проверка на экране.

Формула соли

Изменение окраски лакмусовой бумаги ( цвет)

Значение рН

Реакция среды

AlCl3

Розовый цвет

рН Среда кислая

Na2CO3

Яркий синий цвет

7

Среда щелочная

NaCl

Лакмусовая бумага не меняет окраску ( гидролиза нет)

рН=7

Среда нейтральная

3. Алгоритм составления гидролиза солей ( объяснение учителя с использованием презентации, запись учащихся в тетради). Слайд №6

Дана соль AlCl3 – образована слабым основанием и сильной кислотой.

1. Составить уравнение диссоциации соли, определить ион слабого электролита.

AlCl3↔Al3++3Cl

Al3+ – катион алюминия, слабое основание, гидролиз по катиону

2. Составить уравнение его взаимодействия с водой, определить продукты гидролиза в виде ионов.

Al3++H+OH↔(AlOH)2++H+

3. Сделать вывод о среде электролита.

среда кислая, т. к. [H+[OH]

4. Составить уравнение в молекулярном и ионном виде.

AlCl3+HOH↔(AlOH)2+Cl2+HCl

Al3++3Cl+HOH↔(AlOH)2++3Cl+H+

Al3++HOH↔(AlOH)2++H+

Далее, используя алгоритм, составляем гидролиз соли Na2CO3, образованной сильным основанием и слабой кислотой.

Один ученик выполняет гидролиз на доске ( под контролем учителя), остальные учащиеся в тетради.

Na2CO3↔2Na++CO2−3

CO2−3карбонат – анион, слабая кислота, гидролиз по аниону.

CO2−3+HOHHCO3+OH среда щелочная, т. к. [OH]> [H+]

Na2CO3+HOH↔NaHCO3+NaOH

2Na++CO2−3+H+OH↔HCO3+2Na+OH

CO2−3+HOHHCO3+OH

Составляем гидролиз соли СН3 СООNН4, образованной слабым основанием и слабой кислотой ( объяснение учителя с использованием презентации, запись учащихся в тетради). Слайд №8

В случае гидролиз соли, образованной слабым основанием и слабой кислотой, образуются конечные продукты – слабое основание и слабая кислота – малодиссоциирующие вещества. Гидролиз необратимый.

СН3 СООNН4 + НОН = СН3СООН + NН4ОН

Среда определяется сравнением Кд слабых электролитов, а именно большим значением Кд.

Кд СН3СООН= 1,75 ∙ 10-5 Кд NН4ОН = 6,3 ∙ 10-5

В данном случае реакция среды будет слабощелочная, т. к Кд NН4ОН несколько больше Кд СН3СООН.

4. Полному необратимому гидролизу подвергаются некоторые бинарные соединения : карбиды, галогениды, фосфатиды.

CaC2 + 2H2O = Ca(OH)2 + C2 H2Слайд 9, 10,11

карбид ацетилен

кальция

Al4C3 + 12H2O = 4Al(OH)3 + 3CH4

карбид метан

алюминия

SiCl4 + 3H2O = H2SiO4↓ + 4HСl

хлорид кремниевая

кремния (+4) кислота

Са3P2 + 6H2O = 3Са(OH)2 + 2PH3

фосфид фосфин

кальция

5. Условия усиления и ослабления гидролиза. Слайд №12

Для обратимого гидролиза условия смещения равновесия определяются принципом Ле Шателье.

Усилить гидролиз ( равновесие в сторону продуктов ; вправо)

Ослабить гидролиз ( равновесие в сторону исходных веществ ( влево).

Нагреть раствор.

Увеличить концентрацию исходных веществ.

Добавить посторонние вещества, чтобы связать один из продуктов гидролиза в труднорастворимое соединение или удалить один из продуктов в газовую фазу.

Охладить раствор.

Увеличить концентрацию продуктов гидролиза.

Разбор примера с помощью презентации Слайд №13

( задание части В теста ЕГЭ).

Как скажется на состоянии химического равновесия в системе?

Zn2+ + H2O↔ ZnOH+ + H+ – Q

1) добавление H2SO4

2) добавление KOH

3) нагревание раствора

Ответ обоснуйте.

При ответе на этот вопрос надо учитывать, что добавляемые вещества – электролиты. Поставляемые ими ионы могут, как непосредственно влиять на равновесие, так и взаимодействовать с одним из ионов, участвующих в обратимой реакции.

1) добавление H2SO4: H2SO4 =2H+ + SO42– ;

повышение концентрации ионов водорода приводит, по принципу Ле Шателье, к смещению равновесия в системе влево.

2) добавление KOH: KOH= K+ + OH; H+ + OH=H2O;

гидроксид-ионы связывают ионы водорода в малодиссоциирующее вещество, воду. Снижение концентрации ионов водорода приводит, по принципу Ле Шателье, к смещению равновесия в системе вправо.

3) нагревание раствора. По принципу Ле Шателье, повышение температуры приводит к смещению равновесия в сторону протекания эндотермической реакции, т. е. – вправо.

6. Значение гидролиза солей природе, народном хозяйстве, повседневной жизни ( Рассказ учителя с использованием презентации). Слайд №14

IV. Закрепление.

Учащиеся самостоятельно выполняют 4 задания части В теста ЕГЭ на карточках, работают в группах по 2 человека.

Далее проверка с помощью презентации. Слайд № 15

1. Установите соответствие между формулой соли и типом гидролиза.

Формула соли

Тип гидролиза

А) (NH4)2CO3

1) по катиону;

Б) NH4CL

2) по аниону;

В) Na2CO3

3) по катиону и по аниону.

Г) NaNO2

2. Установите соответствие между названием соли и способностью ее к гидролизу.

Название соли

Способность к гидролизу

а) Хлорид натрия;

1) Гидролиз по катиону;

б) Нитрат цинка;

2) Гидролиз по аниону;

в) Фосфат натрия;

3) Гидролиз по катиону и по аниону;

г) Гидросульфат натрия.

4) Гидролизу не подвергается.

3. Установите соответствие между названием соли и средой ее водного раствора.

Название соли

Способность к гидролизу

а) Нитрат свинца (II);

1) Кислая;

б) Карбонат калия;

2) Щелочная;

в) Нитрат натрия;

3) Нейтральная;

г) Сульфид лития.

4. Установите соответствие между формулой соли и молекулярно-ионным уравнением гидролиза.

Формула соли

Молекулярно-ионное уравнение

а) Na3PO4;

1) S2−+H2O↔HS+OH;

б) Al2(SO4)3;

2) CH3COO+NH4++H2O↔CH3COOH+NH3∙H2O;

в) K2S;

3) PO43−+H2O↔HPO42−+OH;

г) CH3COONH4.

4) PO43−+3H2O↔H3PO4+3OH;

5) Al3++H2O↔AlOH2++H+;

6) SO42−+2H2O↔H2SO4+2OH.

Правильные ответы :

№1 :

3122

№2:

4124

№3:

1232

№4:

3512

V. Подведение итогов урока. Рефлексия. Слайд № 15

1. Учащиеся по очереди говорят по одному предложению, выбирая начало фразы с рефлексивной таблицы на экране.

1. Тема нашего сегодняшнего урока …

2. Передо мной на уроке стояла цель …

3. Сегодня я узнал …

4. Было интересно …

5. Было сложно…

6. Я понял, что …

7. Теперь я могу …

8. Я научился …

9. Я работал на уроке…

10. Выводы урока таковы …

2. Комментированное выставление оценок.

VI. Домашнее задание.

2. Домашнее задание ( учащиеся получают задание на отдельных листах).

1. Установите соответствие между формулой соли и молекулярно-ионным уравнением гидролиза.

Формула соли

Молекулярно-ионное уравнение

а) KNO2;

1) S2−+H2O↔HS+OH;

б) Fe(NO3)3;

2) NO2+H2O↔HNO2+OH;

в) Na2S;

3) 6H2O+Al2S3↔2Al(OH)3+3H2S;

г) Al2S3.

4) Fe3++H2O↔FeOH2++H+;

5) Al3++H2O↔AlOH2++H+;

6) NO3+H2O↔HNO3+OH.

2. Установите соответствие между формулами двух солей и способностью к гидролизу соответственно.

Формулы солей

Способность к гидролизу

а) Na2CO3, NaCl;

1) Гидролиз по катиону, гидролиз по аниону;

б) CuSO4, K2S;

2) Гидролиз по аниону, не гидролизуется;

в) LiNO3, Na2SiO3;

3) Гидролиз по катиону, не гидролизуется;

г) KCN, AlCl3.

4) Гидролиз по аниону, гидролиз по катиону;

5) Не гидролизуется, гидролиз по катиону;

6) Не гидролизуется, гидролиз по аниону.

3. Установите соответствие между формулой соли и молекулярно-ионным уравнением гидролиза.

Формулы солей

Реакция среды

а) K2SO4, Na2SO3;

1) Кислая, щелочная;

б) CH3COONa, KNO2;

2) Нейтральная, кислая;

в) LiNO3, ZnCl2;

3) Нейтральная, щелочная;

г) (NH4)2SO4, C17H35COOK.

4) Щелочная, щелочная;

5) Кислая, кислая;

6) Щелочная, кислая.

VI. Анализ урока химии в 11-м классе по теме:

« Гидролиз неорганических веществ – солей».

Преподавание химии в 11-м классе, где был проведен анализируемый урок, ведется по программе Габриеляна О. С. «Программа курса химии для 8-11, 2010 г. по учебнику Габриеляна О. С. « Химия. Учебник ( базовый уровень) 11 класс, 2012.

1. Мне удалось достичь поставленных целей.

2. Сложности в усвоении содержания у учащихся связаны с проблемами в навыках учебного труда, у некоторых учеников с проблемами в фактических знаниях и умениях.

3. Учитывая специфику класса, я хотела бы разнообразить познавательный материал, используя различные методы работы на уроке.

Список литературы:

1. Троегубова Н. П. « Поурочные разработки по химии» к УМК О. С. Габриеляна, Г. Г. Лысоевой( М. : Дрофа); Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана ( М. : Просвещение)

11 класс. М. : « ВАКО»,2011.

2. Габриелян О. С. , СладковС. А. « Подготовка выпускников средних учебных заведений к сдаче ЕГЭ по химии. Лекции 5-8». М. :Педагогический университет « Первое сентября».

3. Кузьменко Н. Е. , Еремин В. В. , Попков В. А. » Начала химии». М. : « Экзамен», 2010

Е. И. Коцкая, МБОУ « Дрезненская СОШ №1», г. Дрезна, Орехово – Зуевский район, Московская область

Метки: Химия