Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Химия
  • Обобщающий урок по химии "Путешествие по морю основных классов неорганических соединений". Урок-игра

Обобщающий урок по химии "Путешествие по морю основных классов неорганических соединений". Урок-игра

Обобщающий урок по химии "Путешествие по морю основных классов неорганических соединений". Урок-игра

ЦЕЛЬ: повторить и систематизировать знания об основных классах неорганических веществ.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

*** обобщить и систематизировать знания об основных классах неорганических веществ в развлекательной форме;

*** рассмотреть генетическую взаимосвязь между классами неорганических соединений;

*** показать, что генетическая связь веществ – основа для осуществления взаимных превращений

Развивающие:

*** продолжить формирование общеучебных умений и навыков: планирование своего ответа, сравнение фактов, обобщение основных понятий, самоконтроль, самоанализ деятельности;

*** содействовать развитию воли ученика, создавая особое эмоциональное состояние : ситуации самостоятельности, удивления, радости;

*** активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся, способствовать уверенности в своих знаниях;

*** способствовать пониманию единства материального мира;

*** продолжить формирование умений наблюдать, сравнивать, делать выводы, осуществлять само – и взаимоконтроль

Воспитывающие:

*** воспитывать чувство само– и взаимоуважения в условиях работы по группам;

*** воспитывать умение работать коллективно и индивидуально;

*** расширить знания учащихся в морском деле ( профориентационная направленность);

*** воспитывать культуру поведения, общения друг с другом в процессе учебной деятельности.

Формы деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Девиз урока: « ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ!»

Оборудование:

Рисунки кораблей с химическими флагами;

Химическое лото с надписями «Оксиды», «Основания», «Кислоты», «Соли» ( 4 шт. );

Карточки для лото ( 5 комплектов ) – «глубоководные мины» с формулами веществ;

Карточки из картона с формулами веществ;

Судовые журналы ( рабочие тетради )

Общий судовой журнал ( на доске )

Магнитофонная запись шума моря

Оформление доски:

Рисунки 2 кораблей по обе стороны доски;

Надпись темы урока «Путешествие по морю неорганических соединений»;

Плакат с результативностью;

Символы удачи и поражения ( рожицы человечков )

ХОД УРОКА:

Мотивационный этап.

Учитель:

Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Всё – от песчинок малых до планет –

Из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой,

Строй Менделеевской системы строгий.

Вокруг тебя творится мир живой.

Входи в него, твори, руками трогай.

Сегодня мы вспомним, какие важнейшие сведения можно почерпнуть из периодической системы. На уроке мы закрепим знания по классификации неорганических соединений; вспомним отличительные признаки 4-х классов неорганических соединений; закрепим умения в составлении формул оксидов, оснований, кислот и солей.

Сегодняшний урок будет проходить в игровой форме. Поэтому вам понадобятся знания, сообразительность, находчивость, смекалка, а может даже немного актёрского мастерства. Мы отправимся с вами в путешествие по морю основных классов неорганических соединений. Запишите в свои судовые журналы дату, тему урока ( учащиеся делают записи ). Итак, в путь! ( магнитофонная запись шума моря )

Учитель Для начала необходимо проверить знание вами морской пучины ( воды).

С учащимися проводится химический диктант. ( за 5 минут они должны ответить на вопросы словом « да « или « нет «. Затем идёт взаимопроверка – учащиеся, сидящие в группах, передают друг другу тетради и проверяют правильность выполнения работы у своего товарища. При необходимости, учитель просит прокомментировать ответ. В группах подсчитывается общее количество неправильных ответов и выставляются в таблице результативности штрафные очки ).

Химический диктант «Да» или «Нет».

1) вода – оксид водорода.

2) Молекулярная масса воды – 18 г/моль.

3) Сумма степеней окисления элементов в формуле воды равна 0.

4) 1 моль воды имеет массу 18 г.

5) 1 моль воды содержит 12*10 23 молекул.

6) В молекуле воды связь КН.

7) По химической номенклатуре воду называют гидридом кислорода.

КЛЮЧ ( ответы ):

  1. да
  2. нет. Молекулярная масса воды – 18 а. е. м.
  3. да.
  4. да.
  5. нет. Число Авогадро содержит 6,02*1023 молекул.
  6. нет. Оксид водорода.

Затем учащиеся сообщают результаты учителю, который проставляет их в таблицу результатов ( 3 мин ).

Творческая работа ( по группам )

Учитель Для путешествия я поделила ваш класс на небольшие группы-команды. Для путешествия каждой команде предоставляется корабль с химическим флагом. Чтобы отправиться в путь, нужно не только знать свойства и характеристику воды, но и зарегистрировать флаг своего судна.

Итак, задание. Представители от каждой команды выбирают себе корабль. Нужно дать характеристику своему кораблю в соответствии с флагом, охватив: молекулярную массу материала, из которого он изготовлен; принадлежность к классу веществ; качественный и количественный состав формулы данного вещества. Необходимо указать тип химической связи, СО элементов. Таким образом, надо дать характеристику веществу.

Время на подготовку – 5 минут. Задание оценивается в 5 баллов.

НАДПИСИ НА ФЛАГАХ –

Учащиеся за 5 минут составляют характеристики, делая при этом необходимые записи ( всё время их работы звучит шум прибоя ) . Каждая команда зачитывает свои ответы. Другие команды внимательно слушают, исправляют ошибки.

Учитель, заслушав ответы всех команд, проставляет оценки в таблицу результатов.

Учитель Итак, корабли готовы для путешествия. Но на море плохая погода, и чтобы отправиться в плавание, нужно получить разрешение диспетчера. Для этого нужно преодолеть задания химической игры « Светофор».

Химическая игра «Светофор»

Цель игры: закрепить знания учащихся о классификации основных классов неорганических соединений.

На столах заранее приготовлены наборы цветных карточек, сделанных в виде перекидного календаря.

Учитель показывает карточку с формулой вещества. Каждая группа должна быстро определить принадлежность этого вещества к группе неорганических соединений и «зажечь» соответствующий цвет своего «светофора»:

Красный – кислота,

Малиновый – основание,

Жёлтый – соль,

Серый – оксид.

Если команда допускает ошибку, то ей проставляется штрафное очко, и команда должна вспомнить определение соответствующего класса веществ.

Время проведения – 5 минут. Каждый правильный ответ – 1 балл, неправильный – 1 штрафное очко.

Учитель Вот мы и в открытом море. Но что это – сейчас по рации передали, что впереди наши корабли ожидают глубоководные мины. Необходимо их найти и разминировать.

Работа с химическим лото.

Цель: Закрепить знания учащихся об основных классах неорганических соединений, развить их внимание, память, наблюдательность, сосредоточенность.

Каждой команде выдаётся лото, имеющее 4 кармашка, соответствующие 4-м классам неорганических соединений, и по конверту, в котором находятся «глубоководные мины»– карточки с надписями формул веществ. За 3 минуты команды должны разложить карточки по соответствующим кармашкам.

Для проверки команды меняются своими лото. Учитель спрашивает, что должно лежать в кармашках, учащиеся проверяют, выставляя при этом штрафные очки и баллы за правильные ответы.

Время для подготовки – 3 минуты, проверка – 3-4 минуты. За неправильный ответ – 1 штрафное очко, за каждый правильно собранный кармашек ( обезвреженные «глубоководные мины» – 1 балл.

Учитель А сейчас пришла пора капитанам кораблей доказать свою профессиональную пригодность. Для этого они должны сдать экзамен.

Экзамен для капитанов

Даны названия веществ: оксид кальция, соляная кислота, сульфат бария, гидроксид натрия, азотистая кислота, гидроксид железа (3), оксид серы (6), карбонат натрия. Нужно :

А) составить формулы этих веществ;

Б)разделить вещества на 4 группы, соответствующие классам неорганических соединений.

Время выполнения – 5 минут, оценка – 5 баллов команде.

Учитель Пока капитаны готовятся сдать экзамен, оставшиеся члены команды тоже будут заняты делом. Необходимо дать название веществам, которые находятся у вас на борту корабля.

Химическая номенклатура.

Учащимся выдаются таблицы:

Формула вещества

Название вещества

Учитель диктует формулы веществ. Учащиеся записывают их в таблицу, а рядом они должны записать название веществ.

Нитрит натрия, оксид азота (5), фосфорная кислота, гидроксид алюминия, угольная кислота.

Время выполнения – 5 минут, 5 баллов.

Т. о. , и капитаны, и члены команд работают одновременно, выполняя каждый своё задание. Через 5 минут начинается проверка.

Задание капитанов: проверяет учитель, комментируя ошибки.

Задание команд: проверяют капитаны, используя таблицу правильных ответов, вывешенных учителем.

Обобщение:

Учитель Итак, какие классы неорганических соединений мы сегодня рассматривали?

Ответ Оксиды, кислоты, основания, соли.

Учитель Какие это вещества по составу?

Ответ эти вещества все сложные.

Учитель Сегодня, путешествуя, мы встречались с такими веществами, как:

Здесь представлены оксиды, основания, кислоты, соли. Как вы думаете, существует ли между этими веществами связь? Можно ли выстроить все эти вещества в логическую цепочку?

Учащиеся пытаются выстроить цепочку ( при необходимости, учитель помогает).

Выводы:

Учитель Итак, это все звенья одного механизма. Здесь отображены взаимопереходы, взаимопревращения между веществами различных классов неорганических соединений. А это значит, что имеет смысл говорить о связи между ними, отражающей единство происхождения. Рассказ об этой связи – отдельная страница в учебнике химии, отдельное плавание в химическом море основных классов неорганических соединений.

Подведение итогов:

Подсчитываются число баллов, набранных за правильные ответы и число штрафных очков. Оценки выставляются в виде «рожиц человечков»

Домашнее задание:

Повторить классы неорганических соединений.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Таблица результатов:

Химические задания

Оценка за задание

Штрафные очки

итоги

Химический диктант

Творческое задание «Регистрация»

«Светофор»

Химическое лото

Экзамен для капитана

Химическая номенклатура

С. А. Жигулёва, МБОУ "Болоховская ООШ № 3", г. Болохово, Тульская область

Метки: Химия