Обобщающий урок по химии "Путешествие по морю основных классов неорганических соединений". Урок-игра
Обобщающий урок по химии "Путешествие по морю основных классов неорганических соединений". Урок-игра
ЦЕЛЬ: повторить и систематизировать знания об основных классах неорганических веществ.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
*** обобщить и систематизировать знания об основных классах неорганических веществ в развлекательной форме;
*** рассмотреть генетическую взаимосвязь между классами неорганических соединений;
*** показать, что генетическая связь веществ – основа для осуществления взаимных превращений
Развивающие:
*** продолжить формирование общеучебных умений и навыков: планирование своего ответа, сравнение фактов, обобщение основных понятий, самоконтроль, самоанализ деятельности;
*** содействовать развитию воли ученика, создавая особое эмоциональное состояние : ситуации самостоятельности, удивления, радости;
*** активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся, способствовать уверенности в своих знаниях;
*** способствовать пониманию единства материального мира;
*** продолжить формирование умений наблюдать, сравнивать, делать выводы, осуществлять само – и взаимоконтроль
Воспитывающие:
*** воспитывать чувство само– и взаимоуважения в условиях работы по группам;
*** воспитывать умение работать коллективно и индивидуально;
*** расширить знания учащихся в морском деле ( профориентационная направленность);
*** воспитывать культуру поведения, общения друг с другом в процессе учебной деятельности.
Формы деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Девиз урока: « ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ!»
Оборудование:
Рисунки кораблей с химическими флагами;
Химическое лото с надписями «Оксиды», «Основания», «Кислоты», «Соли» ( 4 шт. );
Карточки для лото ( 5 комплектов ) – «глубоководные мины» с формулами веществ;
Карточки из картона с формулами веществ;
Судовые журналы ( рабочие тетради )
Общий судовой журнал ( на доске )
Магнитофонная запись шума моря
Оформление доски:
Рисунки 2 кораблей по обе стороны доски;
Надпись темы урока «Путешествие по морю неорганических соединений»;
Плакат с результативностью;
Символы удачи и поражения ( рожицы человечков )
ХОД УРОКА:
Мотивационный этап.
Учитель:
Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Всё – от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй Менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой.
Входи в него, твори, руками трогай.
Сегодня мы вспомним, какие важнейшие сведения можно почерпнуть из периодической системы. На уроке мы закрепим знания по классификации неорганических соединений; вспомним отличительные признаки 4-х классов неорганических соединений; закрепим умения в составлении формул оксидов, оснований, кислот и солей.
Сегодняшний урок будет проходить в игровой форме. Поэтому вам понадобятся знания, сообразительность, находчивость, смекалка, а может даже немного актёрского мастерства. Мы отправимся с вами в путешествие по морю основных классов неорганических соединений. Запишите в свои судовые журналы дату, тему урока ( учащиеся делают записи ). Итак, в путь! ( магнитофонная запись шума моря )
Учитель Для начала необходимо проверить знание вами морской пучины ( воды).
С учащимися проводится химический диктант. ( за 5 минут они должны ответить на вопросы словом « да « или « нет «. Затем идёт взаимопроверка – учащиеся, сидящие в группах, передают друг другу тетради и проверяют правильность выполнения работы у своего товарища. При необходимости, учитель просит прокомментировать ответ. В группах подсчитывается общее количество неправильных ответов и выставляются в таблице результативности штрафные очки ).
Химический диктант «Да» или «Нет».
1) вода – оксид водорода.
2) Молекулярная масса воды – 18 г/моль.
3) Сумма степеней окисления элементов в формуле воды равна 0.
4) 1 моль воды имеет массу 18 г.
5) 1 моль воды содержит 12*10 23 молекул.
6) В молекуле воды связь КН.
7) По химической номенклатуре воду называют гидридом кислорода.
КЛЮЧ ( ответы ):
- да
- нет. Молекулярная масса воды – 18 а. е. м.
- да.
- да.
- нет. Число Авогадро содержит 6,02*1023 молекул.
- нет. Оксид водорода.
Затем учащиеся сообщают результаты учителю, который проставляет их в таблицу результатов ( 3 мин ).
Творческая работа ( по группам )
Учитель Для путешествия я поделила ваш класс на небольшие группы-команды. Для путешествия каждой команде предоставляется корабль с химическим флагом. Чтобы отправиться в путь, нужно не только знать свойства и характеристику воды, но и зарегистрировать флаг своего судна.
Итак, задание. Представители от каждой команды выбирают себе корабль. Нужно дать характеристику своему кораблю в соответствии с флагом, охватив: молекулярную массу материала, из которого он изготовлен; принадлежность к классу веществ; качественный и количественный состав формулы данного вещества. Необходимо указать тип химической связи, СО элементов. Таким образом, надо дать характеристику веществу.
Время на подготовку – 5 минут. Задание оценивается в 5 баллов.
НАДПИСИ НА ФЛАГАХ –
Учащиеся за 5 минут составляют характеристики, делая при этом необходимые записи ( всё время их работы звучит шум прибоя ) . Каждая команда зачитывает свои ответы. Другие команды внимательно слушают, исправляют ошибки.
Учитель, заслушав ответы всех команд, проставляет оценки в таблицу результатов.
Учитель Итак, корабли готовы для путешествия. Но на море плохая погода, и чтобы отправиться в плавание, нужно получить разрешение диспетчера. Для этого нужно преодолеть задания химической игры « Светофор».
Химическая игра «Светофор»
Цель игры: закрепить знания учащихся о классификации основных классов неорганических соединений.
На столах заранее приготовлены наборы цветных карточек, сделанных в виде перекидного календаря.
Учитель показывает карточку с формулой вещества. Каждая группа должна быстро определить принадлежность этого вещества к группе неорганических соединений и «зажечь» соответствующий цвет своего «светофора»:
Красный – кислота,
Малиновый – основание,
Жёлтый – соль,
Серый – оксид.
Если команда допускает ошибку, то ей проставляется штрафное очко, и команда должна вспомнить определение соответствующего класса веществ.
Время проведения – 5 минут. Каждый правильный ответ – 1 балл, неправильный – 1 штрафное очко.
Учитель Вот мы и в открытом море. Но что это – сейчас по рации передали, что впереди наши корабли ожидают глубоководные мины. Необходимо их найти и разминировать.
Работа с химическим лото.
Цель: Закрепить знания учащихся об основных классах неорганических соединений, развить их внимание, память, наблюдательность, сосредоточенность.
Каждой команде выдаётся лото, имеющее 4 кармашка, соответствующие 4-м классам неорганических соединений, и по конверту, в котором находятся «глубоководные мины»– карточки с надписями формул веществ. За 3 минуты команды должны разложить карточки по соответствующим кармашкам.
Для проверки команды меняются своими лото. Учитель спрашивает, что должно лежать в кармашках, учащиеся проверяют, выставляя при этом штрафные очки и баллы за правильные ответы.
Время для подготовки – 3 минуты, проверка – 3-4 минуты. За неправильный ответ – 1 штрафное очко, за каждый правильно собранный кармашек ( обезвреженные «глубоководные мины» – 1 балл.
Учитель А сейчас пришла пора капитанам кораблей доказать свою профессиональную пригодность. Для этого они должны сдать экзамен.
Экзамен для капитанов
Даны названия веществ: оксид кальция, соляная кислота, сульфат бария, гидроксид натрия, азотистая кислота, гидроксид железа (3), оксид серы (6), карбонат натрия. Нужно :
А) составить формулы этих веществ;
Б)разделить вещества на 4 группы, соответствующие классам неорганических соединений.
Время выполнения – 5 минут, оценка – 5 баллов команде.
Учитель Пока капитаны готовятся сдать экзамен, оставшиеся члены команды тоже будут заняты делом. Необходимо дать название веществам, которые находятся у вас на борту корабля.
Химическая номенклатура.
Учащимся выдаются таблицы:
Формула вещества | Название вещества |
Учитель диктует формулы веществ. Учащиеся записывают их в таблицу, а рядом они должны записать название веществ.
Нитрит натрия, оксид азота (5), фосфорная кислота, гидроксид алюминия, угольная кислота.
Время выполнения – 5 минут, 5 баллов.
Т. о. , и капитаны, и члены команд работают одновременно, выполняя каждый своё задание. Через 5 минут начинается проверка.
Задание капитанов: проверяет учитель, комментируя ошибки.
Задание команд: проверяют капитаны, используя таблицу правильных ответов, вывешенных учителем.
Обобщение:
Учитель Итак, какие классы неорганических соединений мы сегодня рассматривали?
Ответ Оксиды, кислоты, основания, соли.
Учитель Какие это вещества по составу?
Ответ эти вещества все сложные.
Учитель Сегодня, путешествуя, мы встречались с такими веществами, как:
Здесь представлены оксиды, основания, кислоты, соли. Как вы думаете, существует ли между этими веществами связь? Можно ли выстроить все эти вещества в логическую цепочку?
Учащиеся пытаются выстроить цепочку ( при необходимости, учитель помогает).
Выводы:
Учитель Итак, это все звенья одного механизма. Здесь отображены взаимопереходы, взаимопревращения между веществами различных классов неорганических соединений. А это значит, что имеет смысл говорить о связи между ними, отражающей единство происхождения. Рассказ об этой связи – отдельная страница в учебнике химии, отдельное плавание в химическом море основных классов неорганических соединений.
Подведение итогов:
Подсчитываются число баллов, набранных за правильные ответы и число штрафных очков. Оценки выставляются в виде «рожиц человечков»
Домашнее задание:
Повторить классы неорганических соединений.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Таблица результатов:
Химические задания | Оценка за задание | Штрафные очки | итоги |
Химический диктант
|
|||
Творческое задание «Регистрация» | |||
«Светофор»
|
|||
Химическое лото
|
|||
Экзамен для капитана
|
|||
Химическая номенклатура
|
С. А. Жигулёва, МБОУ "Болоховская ООШ № 3", г. Болохово, Тульская область
Метки: Химия