Обобщение по теме: «Изменения, происходящие с веществами»по форме Смотр знаний, 8 класс, обучение по программе О. С. Габриеляна, учебник О. С. Габриеляна
Обобщение по теме: «Изменения, происходящие с веществами»по форме Смотр знаний, 8 класс, обучение по программе О. С. Габриеляна, учебник О. С. Габриеляна
Характеристика класса: в классе 25 учеников, 9 мальчиков и 16 девочек, класс базисного уровня образования, неоднородный по уровню способностей, уровень обученности по основным предметам средний, уровень сформированности ОУН достаточный. Внимание не всегда устойчивое. Скорость и темп обучения средний. Средний учебный балл по результатам 1 триместра 3,9.
Характеристика темы: Урок является завершающим изучение темы: «Изменения, происходящие с веществами». Урок ориентирован на развитие навыков обобщения учебных блоков, применения полученных знаний для решения теоретических, экспериментальных, расчетных задач.
Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного материала с применением ИКТ,
Система целей к уроку.
Обучающие: создать условия для обобщения и систематизации знаний учащихся по теме: «Изменения, происходящие с веществами», продолжить формировать умение определять вещества по их характерным физическим признакам; классифицировать неорганические вещества, составлять уравнения химических реакций; решать расчетные задачи по теме.
Развивающие: содействовать развитию познавательной и творческой активности учащихся через постановку проблемных вопросов, а также умению сравнивать, анализировать, находить решение заданий в нестандартных ситуациях.
Воспитательные: учить детей самоанализу своей деятельности на уроке; выполнение разноуровневых заданий, на этапе рефлексии; формировать интерес к предмету через мультимедийные возможности компьютера; способствовать отработке навыков самовыражения у учащихся; развивать коммуникабельность учащихся через работу в группах.
Формы организации познавательной деятельности: общеклассная, групповая, индивидуальная
Методы обучения: дифференцированное обучение, частично – поисковое, проблемное
Формы реализации методов: беседа, самостоятельная работа по решению заданий выбранного уровня сложности, обсуждение результатов решения в группе, лабораторная работа с образцами веществ.
Средства обучения: опорная схема – конспект урока, мультимедийная установка, программное обеспечении, таблицы (ПС ХЭ Менделеева; растворимости).
Оборудование и химические реактивы: вещества в пронумерованных пробирках (вода, раствор аммиака, раствор сульфата меди, кислород, сера, уголь, алюминий, медь)
Система контроля: сочетание контроля учителя, самоконтроля, взаимоконтроля.
Подготовительный этап: т. к урок ведет ученик то большое внимание уделяется отбору и обучению ученика, составление опорной схемы – конспекта и прорешивание заданий к ней,
распределение на группы по 5 человек (5 групп)
Структура урока:
№ | Этапы урока | Дидактические цели |
1 | Организация начала занятия | Подготовка учащихся к предстоящей работе, ознакомление с правилами оформления и оценивания заданий. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно–познавательной деятельности. |
2 | Выполнение заданий экспериментальной части (Л. О. на определение веществ по внешним признакам); теоретической части (составление формул и определение класса веществ, составление уравнений химических реакций по продемонстрированному хим эксперименту); расчетная (решение расчетных задач) Каждый этап завершается выполнением на доске или озвучивание результатов с последующей оценкой в баллах. | Отработка навыков выполнения ЛО, составления химических формул, решения уравнений химических реакций и задач. Анализ выработанных умений и навыков учащихся, умения оформлять, обсуждать и представлять результаты своей работы. Установление степени усвоения учебного материала. |
3 | Подведение итогов занятия, подсчет баллов, выставление оценки за урок (самоанализ) | Дать оценку успешности достижения цели |
Ход урока.
Учащиеся на уроке выполняют задания, предложенные в карте заданий, осуществляют само и взаимопроверку а группах, оценивают результаты работы на уроке в баллах.
Урок разбит на три части: экспериментальная (отработка навыков определения физических свойств веществ); теоретическая (умение составлять химические формулы веществ различных классов и уравнения химических реакций); расчетная (умение решать задачи).
Урок ведет заранее подготовленный и обученный ученик.
1. Приветствие.
Завершили изучение трудной темы и сегодня обобщим, то что узнали. Урок особенный – смотр знаний и проходит в три этапа: экспериментальный, теоретический, расчетный.
2. Задание к экспериментальной части.
Вам в пронумерованных пробирках выданы вещества: кислород, вода, сера, уголь, гранулированный алюминий, пластинка меди, раствор сульфата меди, раствор аммиака. По внешнему виду определите, в какой пробе какое вещество. Результаты работы оформите в таблицу. Проверяем. За каждое правильно определенное вещество вы можете поставить 1 балл.
3. Задание к теоретической части.
Работаем с таблицей из 2-го задания. Вам необходимо вписать формулы веществ, названия которых указаны, и определить класс, к которому они принадлежат. Проверяем (для удобства проверки задание разбито на 3 варианта-один ученик составляет на доске формулы 1 варианта, 2 второго, 3 третьего). Ребята проверти правильность выполнения задания и оцените его в баллах.
4. Далее вам предлагается просмотреть видеоролики химических опытов и составить к ним уравнения химических реакций.
Опыт 1. Взаимодействие оксида меди с серной кислотой
Опыт 2. Горение фосфора в кислороде.
Опыт 3. Взаимодействие алюминия с йодом.
Составляем уравнения по опытам. Проверяем (ученики по желанию составляют уравнения на доске) и оцениваем в баллах.
5. Переходим к выполнению заданий расчетной части. Предлагается решить задачи и оформить расчеты в схеме-конспекте урока. Проверяем (оформляем решение задач на доске),сравниваем и оцениваем.
6. Подведение итогов. За урок мы успели: повторить физические свойства некоторых веществ, выполнить задание на составление химических формул веществ и определить к какому классу неорганических веществ они относятся, проанализировать 3 химических опыта и составить уравнения химических реакций к ним, решить 3 задачи различных типов. Сосчитаем сумму баллов за урок и оценим свою работу (учитель отдельно оценивает активно работающих на уроке детей).
7. Запись задания на дом. Всем спасибо.
Т. А. Космынина, ГБОУ школа № 569, Санкт-Петербург
Метки: Химия