Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Химические и физические явления

Химические и физические явления

Цель:

– сформировать представление учащихся о физических и химических явлениях, признаках и условиях протекания химических реакций.

– закрепление навыка проведение и анализа лабораторных экспериментов, вырабатывать навык работать с реактивами, оборудованием .

– развитие представления о взаимосвязи школьных предметов и окружающий жизни

Задачи урока:

а) Образовательные

– формировать умения:

– наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений;

– проводить химический эксперимент;

– объяснять значение явлений в жизни природы и человека;

– способствовать усвоению понятий : «физические явления», «химические явления», «признаки химических реакций»

Воспитательные

– воспитание умения обращаться с химическими реактивами, посудой; соблюдать правила ТБ

– воспитание культуры взаимоотношений при работе в парах

Развивающие

– развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся

– совершенствовать умения учащихся наблюдать при выполнения опытов и делать выводы

Тип урока:комбинированный ( словесно – наглядно – практический).

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения:

– частично – поисковый

– словесно – наглядно – практический

Оборудование:пробирки, спички, спиртовка, вода, сода, серная кислота, раствор хлорида меди(II), раствор гидроксида натрия, уксус.

Ход урока:

Химия – это наука, которая изучает вещества и их свойства. Нас всегда окружают какие-либо вещества,но всегда ли вещества остаются неизменными? В природе непрерывно происходит изменение агрегатного состояния вещества или его формы, а также идёт образование новых веществ. Давайте посмотрим на рисунки природных явлений и дадим им объяснения.

Презентация слайд № 2-12. Явления: извержение вулкана, образование инея, гниение листьев, образование тумана, пожар в лесу, таяние льда, коррозия металлов, квашение капусты. Попробуйте объяснить, что происходит с веществами в результате этих явлений.

Презентация слайд №13 : Разделите эти явления на две группы и объясните, по какому признаку вы это сделали. (Происходит обсуждение вопроса, результат заносится в тетрадь).

Физические явления:

Явления, при которых вещества не превращаются в другие, изменяется только их агрегатное состояние или форма.

Примеры: плавление парафина, кипение воды, таяние снега

Химические явления:

Явления, при которых из данных веществ образуется одно или несколько новых веществ

Примеры: обугливание крахмала, горение древесины, ржавление железа, скисание молока, гниение листьев

Перейдем к экспериментальной работе.

Просмотрите видеоролик и сделайте вывод. (слайд №14).

Опыт 1. Плавание парафина. (Слайд №15)

Поместите в фарфоровую чашечку небольшой кусочек парафина и чашечку с парафином поместите в пламя. После расплавления парафина потушите пламя. Когда чашечка остынет, рассмотрите парафин. Запишите наблюдения (заполните пропуски в предложениях). Какое это явление?

Наблюдения. При нагревании парафина, он ________, переходит в ____________состояние.

Вывод: Это _____________явление.

Перейдем к экспериментальной работе.

Вы должны проделать работу и определить – относится ли это явление к физическому. С особой внимательностью выполните опыты, запишите наблюдения и на основании наблюдений сделайте вывод.

Опыт 2. Испарение воды. (Слайд №15 )

Возьмите фарфоровую чашечку, налейте в нее немного воды, поместите чашечку в пламя.

Наблюдения: При нагревании вода закипела, при этом изменяется ее _________________

Вывод: Это _________________ явление.

На основании выполненных опытов, скажите, какое явление называется физическим? (Слайд №16)

Вывод:

Физическими называют такие явления, при которых данные вещества не превращаются в в другие, а обычно изменяется только агрегатное состояние или форма.

Опыт 3. «Растворение соды». (Слайд №17)

К белому кристаллическому веществу (мелу) добавим кислоту (уксусную). Запишите наблюдения (заполните пропуски в предложениях). Какое это явление?

При этом наблюдается бурное выделение _______________. Призрак превращения – выделение .

Вывод. Это __________________________явление.

Почему это явление не относится к физическому? Потому, что образовалось новое газообразное вещество – углекислый газ.

Опыт 4. «Взаимодействие растворов». (Слайд №17)

Возьмите пробирку и прилейте в нее голубой раствор хлорида меди(II),) затем добавьте бесцветный раствор гидроксида натрия. Запишите наблюдения (заполните пропуски в предложениях). Какое это явление?

Наблюдения. К раствору ___________________цвета добавили _________раствор. Выпал _____________ цвета. Признак превращения выпадение ________________

Вывод: это___________________явление.

Химические явления называются химическими реакциями. Любая химическая реакция сопровождается изменениями, которые называются признаками химических реакций.

Различают пять таких признаков. (Слайд №18)

Признаки химических реакций:

Изменение запаха

Выделение газа

Поглощение или выделение теплоты

Изменение цвета

Образование или растворение осадка

Обсуждение по фотографиям – признаков химических реакций.

Задание Проведение тестовой работы для закрепления изученного материала

Физические и химические явления.

  1. Какие из перечисленных явлений являются химическими?
    1. разложение оксида ртути при нагревании
    2. плавление металлов
    3. горение свечи
    4. сжижение воздуха
    5. горение природного газа
  2. Какие из перечисленных явлений относятся к физическим?

а) кипение воды

б) разложение воды электрическим током

в) взаимодействие цинка с соляной кислотой

г) плавление металла

д) таяние снега

е) разложение угольной кислоты на углекислый газ и воду

ж) замерзание воды

Ответы: 1. 2-3-5-7 2. а, г, д, ж.

Проверка результатов теста : взаимопроверка ( обмен тетрадями)

Выводы:

Что вы сегодня узнали нового? Беседа.

Домашнее задание.

Тест: «Физические и химические явления»

Вариант I.

  1. Установите соответствие:

Физические явления: _______

Химические явления: _______

Вода в озере покрылась коркой льда;

  1. Появление ржавчины на железном гвозде;
  2. Золотую проволоку вытянули в нить;
  3. Сжигание бензина в двигателе внутреннего сгорания (в автомобиле);
  4. Ледяная игрушка весной растаяла;
  5. Высыхание дождевых луж;
  6. Для приготовления теста в ложке смешали соду и уксусную кислоту;
  7. Морской прилив;
  8. Кусочек свинца бросили в азотную кислоту, он «исчез», «растворился», при этом выделился бурый газ;
  9. Лёд уронили, он разбился, и получилось несколько ледышек.

Вариант II.

Установите соответствие:

Физические явления: _______

Химические явления: _______

  1. Выветривание горных пород;
  2. Серебряная ложка на воздухе потемнела;
  3. Испарение воды с поверхности реки;
  4. Горение керосина в лампе;
  5. Движение воздуха (ветер);
  6. Скисание молока с образованием кефира;
  7. Плавление куска железа;
  8. Горение спички;
  9. Дети на пляже построили из песка замок;
  10. Кусочек цинка бросили в соляную кислоту, при этом интенсивно начал выделяться газ.

М. А. Макаркина, ГБОУ СОШ №797, Москва

Метки: Химия