Химические и физические явления
Химические и физические явления
Цель:
– сформировать представление учащихся о физических и химических явлениях, признаках и условиях протекания химических реакций.
– закрепление навыка проведение и анализа лабораторных экспериментов, вырабатывать навык работать с реактивами, оборудованием .
– развитие представления о взаимосвязи школьных предметов и окружающий жизни
Задачи урока:
а) Образовательные
– формировать умения:
– наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений;
– проводить химический эксперимент;
– объяснять значение явлений в жизни природы и человека;
– способствовать усвоению понятий : «физические явления», «химические явления», «признаки химических реакций»
Воспитательные
– воспитание умения обращаться с химическими реактивами, посудой; соблюдать правила ТБ
– воспитание культуры взаимоотношений при работе в парах
Развивающие
– развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся
– совершенствовать умения учащихся наблюдать при выполнения опытов и делать выводы
Тип урока:комбинированный ( словесно – наглядно – практический).
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения:
– частично – поисковый
– словесно – наглядно – практический
Оборудование:пробирки, спички, спиртовка, вода, сода, серная кислота, раствор хлорида меди(II), раствор гидроксида натрия, уксус.
Ход урока:
Химия – это наука, которая изучает вещества и их свойства. Нас всегда окружают какие-либо вещества,но всегда ли вещества остаются неизменными? В природе непрерывно происходит изменение агрегатного состояния вещества или его формы, а также идёт образование новых веществ. Давайте посмотрим на рисунки природных явлений и дадим им объяснения.
Презентация слайд № 2-12. Явления: извержение вулкана, образование инея, гниение листьев, образование тумана, пожар в лесу, таяние льда, коррозия металлов, квашение капусты. Попробуйте объяснить, что происходит с веществами в результате этих явлений.
Презентация слайд №13 : Разделите эти явления на две группы и объясните, по какому признаку вы это сделали. (Происходит обсуждение вопроса, результат заносится в тетрадь).
Физические явления:
Явления, при которых вещества не превращаются в другие, изменяется только их агрегатное состояние или форма.
Примеры: плавление парафина, кипение воды, таяние снега
Химические явления:
Явления, при которых из данных веществ образуется одно или несколько новых веществ
Примеры: обугливание крахмала, горение древесины, ржавление железа, скисание молока, гниение листьев
Перейдем к экспериментальной работе.
Просмотрите видеоролик и сделайте вывод. (слайд №14).
Опыт 1. Плавание парафина. (Слайд №15)
Поместите в фарфоровую чашечку небольшой кусочек парафина и чашечку с парафином поместите в пламя. После расплавления парафина потушите пламя. Когда чашечка остынет, рассмотрите парафин. Запишите наблюдения (заполните пропуски в предложениях). Какое это явление?
Наблюдения. При нагревании парафина, он ________, переходит в ____________состояние.
Вывод: Это _____________явление.
Перейдем к экспериментальной работе.
Вы должны проделать работу и определить – относится ли это явление к физическому. С особой внимательностью выполните опыты, запишите наблюдения и на основании наблюдений сделайте вывод.
Опыт 2. Испарение воды. (Слайд №15 )
Возьмите фарфоровую чашечку, налейте в нее немного воды, поместите чашечку в пламя.
Наблюдения: При нагревании вода закипела, при этом изменяется ее _________________
Вывод: Это _________________ явление.
На основании выполненных опытов, скажите, какое явление называется физическим? (Слайд №16)
Вывод:
Физическими называют такие явления, при которых данные вещества не превращаются в в другие, а обычно изменяется только агрегатное состояние или форма.
Опыт 3. «Растворение соды». (Слайд №17)
К белому кристаллическому веществу (мелу) добавим кислоту (уксусную). Запишите наблюдения (заполните пропуски в предложениях). Какое это явление?
При этом наблюдается бурное выделение _______________. Призрак превращения – выделение .
Вывод. Это __________________________явление.
Почему это явление не относится к физическому? Потому, что образовалось новое газообразное вещество – углекислый газ.
Опыт 4. «Взаимодействие растворов». (Слайд №17)
Возьмите пробирку и прилейте в нее голубой раствор хлорида меди(II),) затем добавьте бесцветный раствор гидроксида натрия. Запишите наблюдения (заполните пропуски в предложениях). Какое это явление?
Наблюдения. К раствору ___________________цвета добавили _________раствор. Выпал _____________ цвета. Признак превращения выпадение ________________
Вывод: это___________________явление.
Химические явления называются химическими реакциями. Любая химическая реакция сопровождается изменениями, которые называются признаками химических реакций.
Различают пять таких признаков. (Слайд №18)
Признаки химических реакций:
Изменение запаха
Выделение газа
Поглощение или выделение теплоты
Изменение цвета
Образование или растворение осадка
Обсуждение по фотографиям – признаков химических реакций.
Задание Проведение тестовой работы для закрепления изученного материала
Физические и химические явления.
а) кипение воды б) разложение воды электрическим током в) взаимодействие цинка с соляной кислотой г) плавление металла д) таяние снега е) разложение угольной кислоты на углекислый газ и воду ж) замерзание воды |
Ответы: 1. 2-3-5-7 2. а, г, д, ж.
Проверка результатов теста : взаимопроверка ( обмен тетрадями)
Выводы:
Что вы сегодня узнали нового? Беседа.
Домашнее задание.
Тест: «Физические и химические явления»
Вариант I.
- Установите соответствие:
Физические явления: _______
Химические явления: _______
Вода в озере покрылась коркой льда;
- Появление ржавчины на железном гвозде;
- Золотую проволоку вытянули в нить;
- Сжигание бензина в двигателе внутреннего сгорания (в автомобиле);
- Ледяная игрушка весной растаяла;
- Высыхание дождевых луж;
- Для приготовления теста в ложке смешали соду и уксусную кислоту;
- Морской прилив;
- Кусочек свинца бросили в азотную кислоту, он «исчез», «растворился», при этом выделился бурый газ;
- Лёд уронили, он разбился, и получилось несколько ледышек.
Вариант II.
Установите соответствие:
Физические явления: _______
Химические явления: _______
- Выветривание горных пород;
- Серебряная ложка на воздухе потемнела;
- Испарение воды с поверхности реки;
- Горение керосина в лампе;
- Движение воздуха (ветер);
- Скисание молока с образованием кефира;
- Плавление куска железа;
- Горение спички;
- Дети на пляже построили из песка замок;
- Кусочек цинка бросили в соляную кислоту, при этом интенсивно начал выделяться газ.
М. А. Макаркина, ГБОУ СОШ №797, Москва
Метки: Химия