Еще раз о солях
Еще раз о солях
ЦЕЛЬ: обобщение знаний о солях, об их химических свойствах; ознакомиться с ролью воды как активной внутренней средой организма и непосредственного участника многих биохимических процессов.
МЕТОДЫ: исследовательский
ФОРМА: фронтальная, индивидуальная
ОБОРУДОВАНИЕ: пробирки штатив для пробирок; реактивы: карбонат натрия Na2CO3, мел, хлорид железа (III) FeCl3, хлорид алюминия AlCl3, хлорид меди(II) CuCl2, гидроксид натрия NaOH, KCNS, раствор канцелярского клея, хлорид бария BaCl2, сульфат натрия Na2SO4, соляная кислота HCl;
ТИП УРОКА: урок закрепления и комплексного применения знаний, умений, навыков.
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
Урок начинается поэтическими строками:
Нам каждый день природа дарит прикосновение к алтарю,
За жизнь – космический подарок – тебя Земля, благодарю,
Круговращение планеты, прикосновение стихий,
Все – север, юг, зима и лето, дорога, труд. Любовь. Стихи
Сплетение души и мысли, провалы, взлеты вверх и вниз
Какой же смысл – в искании смысла? Процесс познанья – в этом смысл.
Предлагаю отправиться в удивительную экспедицию с целью рассмотрения химических свойств солей, определить роль воды в не– и живой природе.
Обобщение и систематизация знаний:
Станция «Теоретическая»
1. Какую группу веществ называют солями?
2. Какие классификационные группы солей выделяют?
3. Если соль добавить в водный раствор, что же произойдет?
4. Оказывается ребята, соли диссоцируют (распадаются) на ионы: катионы и анионы.
Например, хлорид натрия в растворе NaCl диссоцирует на катионы Na+ и анионы Сl-
Попытайтесь определить что называют «катионы» и « анионы»
5. Как вы думаете каким образом попадают соли в организм человека?
В каком состоянии находятся соли в организме человека? (Для этого вспомните сколько воды содержится в клетках живых организмов). Соли находятся в виде ионов в организме.
ВЫВОД: функционирование организма без воды невозможны, в воде соли находятся в виде ионов.
Например, микроэлементы ионы Mg2+, Ca2+, Ni2+.
Станция « Я – исследователь»
Ученикам предлагается вспомнить химические свойства солей и выполнить лабораторные опыты, записав уравнения химических реакций.
Взаимодействие солей с: 1. кислотами:
1. 2FeCl3 + H2SO4 = Fe2(SO4)3 + 6HCl
2. Na2CO3+2HCl = 2NaCl+ H2CO3 CO2 (выделениегаза)
H2O
3. Na2SiO3 + 2HCl = 2NaCl + H2SiO3 (выпадениеосадка)
2. щелочами:
FeCl3 + 3NaOH = 3NaCl + Fe(OH)3 (выпадениеосадка)
3. другимисолями:
1. 2AlCl3+3Na 2CO3 = Al2(CO3)3 + 6NaCl
2. FeCl3+3KCNS= Fe(CNS)3 + 3KCl (выпадениеосадка)
Кровавокрасная
BaCl2 + K2SO4 = BaSO4 + 2KCl (выпадение осадка)
BaCl2 + Na2CO3 = 2NaCl + BaCO3 (выпадение осадка)
Перед учениками ставится задача: определить в пробах воды какие катионы и анионы содержатся в выданных образцах.
Учащиеся определяют наличие сульфат-иона SO4 2– , карбонат – иона CO32– , иона кальция Са2+ , иона железа Fe 3+ .
Оформляют в таблицу:
№ пробы | Наблюдения | Выводы | Уравнения химических реакций |
Можно ли потреблять в пищу дистиллированную воду?
Станция: «Поэтическая»
Вода благоволила листья
Она блистала столь чисто
Что не напиться, не умыться
И это неспроста
Ей не хватало ила, тала
И горячи цветущих роз
И рыбы, жирной от стрекоз
Ей не хватало быть волнистой
Ей не хватало течь везде
Ей жизни не хватало
Чистой дистиллированной воде!
Мартынов.
Посвящается воде:
На войне в пыли холодной, в летний зной и холода
Лучше нет простой, природной из колодца, из пруда
Из трубы водопроводной, из копытного следа,
Из реки, какой угодно, из ручья, из-подо льда-
Лучше нет воды холодной.
Твардовский.
Станция «Прощальная»
Закрепление:
1. Для чего нужна вода организмам?
2. В каком состоянии соли попадают в живую клетку?
3. Какое действие оказывают ионы на организм?
4. Почему при повышенной кислотности желудочного сока
5. Рекомендуется пить раствор питьевой соды.
Итог урока:
1. Вспомнили химические свойства солей.
2. Провели качественные реакции на ионы SO4 2-, CO3 2-, Mg2+,Ca2+
3. Познакомились с влиянием ионов, образующихся при диссоциации солей на организмы.
С. В. Игнатьева, МБОУ СОШ №27, г. Иркутск
Метки: Химия