Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

  • Библиотека
  • Химия
  • Путешествие по пищеварительной системе». Интегрированный урок химии и биологии

Путешествие по пищеварительной системе». Интегрированный урок химии и биологии

Путешествие по пищеварительной системе». Интегрированный урок химии и биологии

Цель: развитие экологически целесообразной культуры поведения, разумного отношения к своему здоровью, его сохранению, умения принимать решения и разрешать практические задачи.

Учебно-воспитательные задачи:

1. развивать понимание сущности биохимических процессов, лежащих в основе обмена веществ здорового организма;

2. формировать оценочные представления об отношениях между человеком и природой;

3. способствовать пониманию необратимости химических изменений, как следствия неразумного отношения к своему здоровью;

4. совершенствовать умения:

– исследовательской направленности;

– находить решения по преодолению кризисных явлений и поиску новых выходов из сложных жизненных ситуаций.

Виды деятельности: групповая работа (создает условия для общения, обмена информацией и опытом, позволяет учащимся учиться друг у друга; носит целостный характер, объединяя эмоции, интеллект, сенсомоторику, а также воображение и интуицию, эвристическая беседа, элементы исследовательской деятельности.

Образовательные технологии:

1. Технология интегрированного обучения :

1. Способствует повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

2. В большей степени, чем обычные уроки способствует развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;

3. Технология интегрированного обучения расширяет кругозор уч-ся, способствует формированию разносторонне– развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.

2. Технология проблемного обучения:

1. Побуждение к поиску новых знаний.

2. Использование противоречия между имеющимися знаниями и изучаемыми фактами, когда уч-ся на основании известных знаний высказывают суждения.

3. Объяснение фактов на основании известной теории.

4. С помощью неизвестной теории строится гипотеза и затем проверяется практикой. Учащиеся высказывают предположения, учитель ставит эксперимент, а затем даётся теоретическое объяснение.

Оборудование и реактивы:

Таблица по биологии «Пищеварительная система», пробирки, пипетки, штатив для пробирок, . реактивы: раствор слюны, раствор йода (5%), крахмальный клейстер, пробирки, пипетка , раствор белка, желудочного сока, раствор желчи, жир, кусочки хлеба, пинцеты.

Пояснение к данному уроку:

Я провожу интегрированные уроки химии и биологии самостоятельно без привлечения др. учителя биологии, т. к. сама преподаю химию и биологию в школе, а для помощи в проведении урока приглашаю ученика(цу), интересующегося биологией, называемого ниже «Биолог».

Ход урока:

1 этап: вступление (мотивационный аспект)

Учитель: У вас сегодня уже третий урок со мной. Вы конечно подустали. Кто не испытывал этого чувства? Вторая половина дня, а уже не сил не желания что-либо делать нет. А учебный процесс в самом разгаре!!! Как же в такие моменты не хочется работать, да и вообще ничего не хочется делать. Но не стоит отчаиваться, так как способы борьбы с такой усталостью точно есть. А может, вы знаете эти способы?

Учащиеся: (возможные ответы учащихся)

(учитель старается подвести разговор к необходимости приема пищи . Питательные вещества, поступающие в наш организм, снабжают его энергией. Чтобы жить – человек должен питаться)

Учитель: Вы можете назвать эти питательные вещества?

Учащиеся: белки, жиры и углеводы _______________

Учитель: Почему вещества, пригодные для пищи, например, молоко или куриный бульон, введенные прямо в кровь, вызывают гибель человека?

Учащиеся: возможные ответы учащихся

Учитель: Да, действительно, для того, чтобы находящаяся в окружающей среде пища могла снабдить нуждающийся в ней организм необходимыми ему веществами и энергией, она должна быть преобразована в доступную для усвоения форму.

Биолог: А вы сегодня все покушали в столовой? (предлагает маленькие кусочки хлеба). Пережевывайте хлеб тщательно, не торопитесь.

Вы сейчас жуете, а ваш организм осуществляет химическое расщепление пищи на вещества, которые могут всасываться и участвовать в обмене веществ. Поэтому для переваривания белков, жиров и углеводов, составляющих основу любой пищи, эволюция сумела создать почти универсальный аппарат – пищеварительную систему, практически одинаковую у большинства позвоночных животных.

2 этап: постановка проблемы: клип 4 мин «Строение пищеварительной системы» (съёмки видеокамерой в полости пищеварительного тракта).

Учитель: Почему пищу нужно тщательно пережевывать?

Учащиеся: Потому что успешное пищеварение – дело сложное, многоступенчатое и совершенно не видимое глазу. Поэтому сложно представить себе те превращения, которые происходят внутри нас. И все-таки мы попробуем это сделать, современные методы позволяют (возможный вариант).

3 этап: исследовательская деятельность

Учитель: Итак, первый отдел, в который попадает пища из окружающей среды – ротовая полость. Пищеварение здесь происходит под действием слюны. Она состоит на 99,4% из воды. У здорового человека она имеет щелочную реакцию, т. к. содержит соли щелочных металлов.

Биолог: Ну что, прожевали? Что вы ощущаете?

Учащиеся: Сладкий вкус!

Учитель: Да, слюна содержит ферменты птиалин и амилазу. Они расщепили сложный углевод крахмал до простых сахаров (глюкоза) – простой сахар имеет сладкий вкус. А почему врачи рекомендуют хорошо пережевывать пищу?

Учащиеся: (варианты ответов детей)

Учитель: И с целью обеззараживания в том числе. Лизоцим убивает микробы. Чем больше будет вырабатываться слюны, тем процесс переваривания будет идти активнее. (сервировка стола, запахи). Предлагаю вам самим смоделировать ситуацию.

Лабораторная работа №1 «Действие слюны на крахмал»

Цель работы: показать способность слюны расщеплять углеводы (крахмал).

Оборудование: пробирки, пипетка, штатив для пробирок.

Реактивы: раствор слюны, раствор йода (5%), крахмальный клейстер.

Ход работы:

1. Собрать в пробирку небольшое количество слюны и разбавить ее водой в соотношении 1:2.

2. Добавьте в пробирку 2 мл крахмального клейстера.

3. Тщательно перемешайте содержимое.

4. Через 1-2 минуты к содержимому пробирки добавить 1 каплю раствора йода.

5. Отметьте, какие изменения произошли в пробирке. Результаты наблюдений запишите в таблицу.

6. Сделайте вывод о действии амилазы (фермента слюны) на крахмал.

Вывод: в ротовой полости сложные углеводы расщепляются до простых под действием ферментов и в слабощелочной среде. Выделяется тепловая энергия, которая идет на работу организма, поддержания постоянной температуры тела.

(проведение опытов комментирует учитель)

Учитель: Итак, ваш организм получил маленькую порцию углеводов, которая сделала вас бодрее, так как немного поднялось кровеносное давление. Но по истечении одного часа оно вновь придет в норму, и состояние бодрости пройдет, а с ним и концентрация внимания, и работоспособность. Чтобы это состояние не наваливалось на вас к 5-6 уроку, чтобы вы могли качественно начать и закончить рабочий день, вашему организму нужно больше белка, так как белок придает больше сил. А расщепляется белок в желудке.

Биолог: С помощью пищевода пищевой комок продвигается в желудок, где попадает «во власть» желудочного сока. Сок содержит фермент пепсин, который принимается за расщепление белков до аминокислот, т. к. только в таком виде они могут всасываться через стенки кишечника в кровь.

Учитель: Предлагаем смоделировать ситуацию.

Лабораторная работа №2 «Пищеварение в желудке. Действие желудочного сока на белок»

Цель работы: показать способность желудочного сока расщеплять белок.

Оборудование: пробирки, пипетка, штатив для пробирок.

Реактивы: раствор белка, желудочного сока.

Ход работы:

1. Налейте в пробирку белковую массу.

2. Добавьте в пробирку 1 мл желудочного сока.

3. Тщательно перемешайте содержимое.

4. Через 1-2 минуты отметьте, какие изменения произошли в пробирке. Результаты наблюдений запишите в таблицу.

5. Сделайте вывод о действии желудочного сока на белок.

Вывод: белки расщепляются под воздействием ферментов желудочного сока, которые действуют лишь при определенной температуре и в кислой среде. При их расщеплении на более простые также выделяется энергия, а аминокислоты, попав в клетки, будут строительным материалом для белков, свойственных данному организму.

(проведение опытов комментирует учитель )

Поэтому для человека очень важно правильно позавтракать – употребляйте на завтрак продукты с высоким содержанием белка. В рационе должны быть йогурт, молоко, сыр, хлеб из муки грубого помола, яйца – все это придаст вам бодрости на весь день.

Учитель: Практически в каждом продукте содержится определенное количество жира, как мощного источника энергии. Какой же отдел пищеварительной системы справится с переработкой данного вещества?

Учащиеся: (варианты ответов детей)

Биолог: Дальше частично переваренная пища попадает в тонкий кишечник. . Ребята, как вы считаете, а почему желудок объемистый, а тонкая кишка длинная и узкая?

Учащиеся: варианты ответов детей (лучше перевариваться, всасывание)

Учитель: Действительно, в кишечнике происходит окончательное переваривание пищи. На данный момент мы увидели, что происходит с углеводами и белками в пищеварительном тракте. Жиры тоже подвергаются обработке, и происходит это в тонком кишечнике. Сюда открываются желчные протоки, желчь способствует расщеплению жиров до глицерина и солей жирных кислот, которые хорошо растворяются и всасываются в кровь. Предлагаем смоделировать ситуацию.

Лабораторная работа №3 «Действие желчи на жиры»

Цель работы: показать способность желчи расщеплять жир.

Оборудование: пробирки, пипетка, штатив для пробирок.

Реактивы: раствор желчи, жир.

Ход работы:

1. Налейте в пробирку жир.

2. Добавьте в пробирку 1 мл желчи.

3. Тщательно перемешайте содержимое.

4. Через 1-2 минуты отметьте, какие изменения произошли в пробирке. Результаты наблюдений запишите в таблицу.

5. Сделайте вывод о действии желчи на жиры.

Вывод: происходит расщепление жиров до глицерина и солей жирных кислот под действием желчи, которые затем легко всасываются в кровь.

(проведение опытов комментирует учитель или уч-ся )

Биолог: В результате обработки жиров ваш организм получил и необходимое количество тепловой энергии, и строительный материал для формирования теплоизолирующего слоя – подкожно-жировой клетчатки. Жир жизненно необходим человеку, поэтому не исключайте из своего рациона продукты питания, содержащие жир.

Учительхимии: Но есть вещества, которые не усваиваются нашим организмом, на них не действуют ферменты пищеварительных соков, например, растительная клетчатка. В толстом кишечнике происходит активное всасывание воды через стенки кишки в кровь. В прямой кишке образуются каловые массы.

4 этап: рефлексия (предлагаются проблемные задачи на основе жизненных ситуаций)

1. Ферменты слюны расщепляют только варёный крахмал, а сырой лишь частично. Однако в рацион должны входить в достаточном количестве сырые овощи и фрукты. Объясните почему?

2. В Древней Индии для решения вопроса о виновности или невиновности, подсудимого предлагали съесть сухой рис. Если обвиняемый его съедал, считалось, что он невиновен, если нет, то виновен. На основании каких знаний применялось испытание рисом?

«А напоследок я скажу »

1. Из сегодняшнего урока я понял, что _________________________________________.

2. До сих пор в моем питании были такие огрехи:______________. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

6

3. Правильно питаться--– значит________________________

Данные задания вызвали некоторые затруднения, что позволило сделать вывод о том, что объёма имеющихся знаний недостаточно. Это явилось мотивацией к изучению последующих тем раздела «Питание и пищеварение»

Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Сегодня мы узнали много нового и интересного, а главное полезного! Посмотрели на себя изнутри, увидели химические процессы, происходящие в пищеварительной системе.

5этап: Выставление оценок и пояснение Д/З

Подготовить проекты по темам: а) «Пищевые добавки ---все «За» и «Против»»

б) «Питание в Макдональдс»

в) «Роль ферментов в процессах пищеварения"

г) «Химия и пища» и др.

Н. А. Ломова, МАОУ Повадинская СОШ, с. Вельяминово, Московская область

Метки: Химия