Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Химические свойства одноатомных спиртов

Химические свойства одноатомных спиртов

Цели урока:

– содержательная:

– оказать, что химические свойства спиртов будут в первую очередь связаны с наличием в их молекуле

функциональной гидроксильной группы;

– убедить учащихся в том, что реакции окисления у спиртов протекают легко;

– совершенствовать знания о конкуренции двух процессов нуклеофильного замещения и элиминирования;

– расширение понятий о типах химических реакций : этерификации, дегидратации, одновременно протекающей

реакции дегидрирования и дегидратации.

– деятельностная (формирование умений новых способов действий):

– формировать у обучающихся умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

– формировать у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, выбирать

– основания и критерии для сравнения свойств веществ, устанавливать причинно-следственные связи, строить

логические цепи рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать,

– формировать у обучающихся умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией,

– формировать у обучающихся умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности по ее решению,

– формировать у обучающихся способность владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности,

– формировать у обучающихся способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию и к преодолению препятствий

Задачи:

– обеспечить взаимодействие школы и семьи в процессе образовательной деятельности,

– обеспечить использование системы приемов организации образовательной деятельности обучающихся с разными

источниками информации

Содержание учебного материала: прогнозирование реакционной способности спиртов, химические свойства спиртов: кислотно-основные свойства ( реакции нуклеофильного замещения). Окисление спиртов (в кислой и нейтральной среде), реакции отщепления (элиминирования): дегидратация ( правило Зайцева). Реакция дегидрирования и дегидратации ( реакция С. В. Лебедева). Реакция этерификации.

Дидактическое сопровождение урока:

ЦОР – одноатомные спирты – строение, химические свойства. Тест. Проектор. Набор реактивов и лабораторного оборудования для демонстрационных и лабораторных опытов. Таблица – спирты – строение молекулы. Опорные конспект, тестовые задания, дополнительная информация – раздаточный материал для учащихся.

Ход урока Действия учеников УУД, Планируемые результаты

Мотивационный

Особенности строение молекулы спирта и предполагаемые свойства спиртов.

Краткий экскурс в историю .

Анализ новой информации о спиртах.

Теоретическое обоснование возможных свойств спиртов.

Информационные сообщения учащихся.

Обобщение уже сформированных знаний, новые знания.

Постановка цели

Формировать умения прогнозировать химические свойства нового класса веществ, работать с источниками информации ( учебник , опорный конспект, ЦОР – схема), аргументировать суждения по изучаемому вопросу . Подтвердить прогноз экспериментально. Сделать вывод .

Учащиеся самостоятельно выбирают из предложенного текста информацию, которая могла послужить отправной в изучении химических свойств одноатомных спиртов .

Поиск и выделение информации, анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений, установление причинно-следственных связей.

Оперирование знаниями и способами деятельности

в стандартных и нестандартных ситуациях

Демонстрация и обсуждение опытов, ответы на вопросы, выдвижение гипотез.

  • Опыт1. Растворение этанола в воде.
  • Вопрос: Этанол горит, в результате реакции образуется Продолжите утверждение.
  • Опыт: Взаимодействие этанола с индикатором– универсальным зеленым.
  • . Вопрос – измениться окраска индикатора?

Лекция:

  • гипотеза – для одноатомных спиртов возможны реакции отщепления (элиминирования)

и нуклеофильного замещения.

  • введение новых терминов

– алкоголяты

– абсолютный спирт

– реакция этерификации

  • Спирты могут взаимодействовать с сильным

окислителями – раствором

КМnО4,

а так же нагретым СuО

  • введение новых терминов

– карбонильные соединения

– альтернативное топливо

– метаболизм

  • . Вопрос – возможны ли реакция одновременного дегидрирования дегидратации?
  • Введение новых терминов

– реакция Лебедева С. В.

– Правило Зайцева

Эвристическая беседа, выдвигают идеи и экспериментально воспроизводят:

  • наблюдают за демонстрацией опыта, делают вывод.
  • Проводят лабораторный опыт – поджигают в фарфоровой чашке этанол.
  • отвечают на вопрос.

Выдвигают идеи, экспериментально проверяют . Демонстрационный эксперимент ( взаимодействие этанола с металлическим натрием).

Учащиеся выполняют лабораторный опыт – взаимодействие этанола с гидроксидом натрия (добавляя индикатор фенолфталеин)

Выдвигают идеи, экспериментально проверяют – демонстрационный эксперимент.

Учащиеся предлагают варианты механизм реакции этерификации.

Знакомятся с новым материалом.

Учащиеся выполняют лабораторный опыт – взаимодействие этанола с предварительно нагретой медной спиралью (СuО).

Учащиеся выдвигают свои суждения.

Использование наглядных моделей, предвосхищение результата, выдвижение гипотез и их обоснование.

Вывод: этанол хорошо растворяется в воде.

Вывод: Этанол горит – в результате образуется углекислый газ и вода.

( в состав молекулы входит углерод, водород и кислород).

Этанол горит с выделением теплоты, значит, его можно использовать как альтернативное топливо.

Предположение – изменения окраски индикатора , так как в этаноле есть гидроксильная группа, но _______________

Вывод: окраска индикатора не изменилась– у этанола слабые кислотные и основные свойства.

Вывод: Спирты проявляют кислотные свойства

Вывод : окраска не изменилась, кислотные свойства у спиртов слабее, чем у воды.

Вывод: в результате реакции этерификации образуются сложные эфиры.

Вывод: спирты окисляются до карбонильных соединений (первичные спирты до альдегидов и далее до карбоновых кислот). Изменение цвета спи ралли после опыта и появление характерного запаха.

Вывод : возможны внутримолекулярная и межмолекулярная дегидратация. В первом случае образуется простой эфир, а во втором сложный эфир.

Конкуренция двух процессов: элиминирования и нуклеофильного замещения.

Подведение итогов и формулирование выводов

Подведение итогов урока:

Предельные одноатомные спирты – химически активные вещества. Их активность обусловлена в первую очередь наличием гидроксильной группы ОН. Для спиртов характерны кислотно-основные свойства. Реакции окисления ( в различных условиях). Реакции дегидратации. Одновременного дегидрирования и дегидратации.

Домашнее задание с открытым ответом.

Обсудите на форуме:

http://old. internet-school. ru/demo/530732?page=7

Этиловый и метиловый спирты прекрасно горят и используются в некоторых странах в качестве горючего, целесообразно ли это? А что может препятствовать широкому применению этанола и метанола в этом качестве?

Альтернативное домашнее задание:

  • составить цепочку химических превращений от предельных углеводородов до альдегидов;
  • подготовить тест для одноклассников: химические свойства спиртов;
  • опережающие задание – разработать опорный конспект по теме: Многоатомные спирты.

Анализируют и обобщают пройденный материал.

Обучающиеся работают с интернет ресурсами

Обучающиеся самостоятельно выбирают домашнее задание и выполняют его.

Общий вывод: Предельные одноатомные спирты химически активные вещества. Можно использовать как альтернативное топливо. Губительного влияют на организм человека.

Ответ на поставленный вопрос обсуждают на форуме и готовят для обсуждения в классе.

Подготовка альтернативных заданий по данной теме для одноклассников , (работа в группах ) -взаимопроверка

На следующий урок

Рефлексия

Обсуждение результатов урока, ответы на вопросы:

Что Вас сегодня удивило на уроке?

Что Вы открыли на уроке?

Чему Вы научились сегодня?

Чем Вам это может помочь?

В какой части урока Вы работал лучше всего?

Что помогло Вам включиться в работу?

Что Вам на уроке показалось трудным?

Обсуждают и анализируют свою работу на уроке

Самостоятельная оценка итогов урока, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Используемая литература:

1. Габриелян О. С. , Остроумов И. Г. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 кл. М. : Дрофа, 2006 г.

2. Интернет – Телешкола – химия. Спирты.

3. Коллекция Секреты химического мастерства СГТУ. Энгельский технологический институт.

4. Настольная книга учителя. Химия 10 класс \ О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов. – М. : Дрофа; 2009. – 480 с.

5. Химия 10 класс – профильный уровень\ О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов – М. : Олма; 2010.

6. . ЦОР. Интернет– ресурсы.

Н. Н. Никитина, МОУ " Лицей № 47", г. Саратов

Метки: Химия