Химические свойства одноатомных спиртов
Химические свойства одноатомных спиртов
Цели урока:
– содержательная:
– оказать, что химические свойства спиртов будут в первую очередь связаны с наличием в их молекуле
функциональной гидроксильной группы;
– убедить учащихся в том, что реакции окисления у спиртов протекают легко;
– совершенствовать знания о конкуренции двух процессов нуклеофильного замещения и элиминирования;
– расширение понятий о типах химических реакций : этерификации, дегидратации, одновременно протекающей
реакции дегидрирования и дегидратации.
– деятельностная (формирование умений новых способов действий):
– формировать у обучающихся умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
– формировать у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, выбирать
– основания и критерии для сравнения свойств веществ, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логические цепи рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать,
– формировать у обучающихся умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией,
– формировать у обучающихся умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности по ее решению,
– формировать у обучающихся способность владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности,
– формировать у обучающихся способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию и к преодолению препятствий
Задачи:
– обеспечить взаимодействие школы и семьи в процессе образовательной деятельности,
– обеспечить использование системы приемов организации образовательной деятельности обучающихся с разными
источниками информации
Содержание учебного материала: прогнозирование реакционной способности спиртов, химические свойства спиртов: кислотно-основные свойства ( реакции нуклеофильного замещения). Окисление спиртов (в кислой и нейтральной среде), реакции отщепления (элиминирования): дегидратация ( правило Зайцева). Реакция дегидрирования и дегидратации ( реакция С. В. Лебедева). Реакция этерификации.
Дидактическое сопровождение урока:
ЦОР – одноатомные спирты – строение, химические свойства. Тест. Проектор. Набор реактивов и лабораторного оборудования для демонстрационных и лабораторных опытов. Таблица – спирты – строение молекулы. Опорные конспект, тестовые задания, дополнительная информация – раздаточный материал для учащихся.
Ход урока | Действия учеников | УУД, Планируемые результаты |
Мотивационный Особенности строение молекулы спирта и предполагаемые свойства спиртов. Краткий экскурс в историю . |
Анализ новой информации о спиртах. Теоретическое обоснование возможных свойств спиртов. Информационные сообщения учащихся. |
Обобщение уже сформированных знаний, новые знания. |
Постановка цели Формировать умения прогнозировать химические свойства нового класса веществ, работать с источниками информации ( учебник , опорный конспект, ЦОР – схема), аргументировать суждения по изучаемому вопросу . Подтвердить прогноз экспериментально. Сделать вывод . |
Учащиеся самостоятельно выбирают из предложенного текста информацию, которая могла послужить отправной в изучении химических свойств одноатомных спиртов . |
Поиск и выделение информации, анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений, установление причинно-следственных связей. |
Оперирование знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях Демонстрация и обсуждение опытов, ответы на вопросы, выдвижение гипотез.
Лекция:
и нуклеофильного замещения.
– алкоголяты – абсолютный спирт – реакция этерификации
окислителями – раствором КМnО4, а так же нагретым СuО
– карбонильные соединения – альтернативное топливо – метаболизм
– реакция Лебедева С. В. – Правило Зайцева |
Эвристическая беседа, выдвигают идеи и экспериментально воспроизводят:
Выдвигают идеи, экспериментально проверяют . Демонстрационный эксперимент ( взаимодействие этанола с металлическим натрием). Учащиеся выполняют лабораторный опыт – взаимодействие этанола с гидроксидом натрия (добавляя индикатор фенолфталеин) Выдвигают идеи, экспериментально проверяют – демонстрационный эксперимент. Учащиеся предлагают варианты механизм реакции этерификации. Знакомятся с новым материалом. Учащиеся выполняют лабораторный опыт – взаимодействие этанола с предварительно нагретой медной спиралью (СuО). Учащиеся выдвигают свои суждения. |
Использование наглядных моделей, предвосхищение результата, выдвижение гипотез и их обоснование. Вывод: этанол хорошо растворяется в воде. Вывод: Этанол горит – в результате образуется углекислый газ и вода. ( в состав молекулы входит углерод, водород и кислород). Этанол горит с выделением теплоты, значит, его можно использовать как альтернативное топливо. Предположение – изменения окраски индикатора , так как в этаноле есть гидроксильная группа, но _______________ Вывод: окраска индикатора не изменилась– у этанола слабые кислотные и основные свойства. Вывод: Спирты проявляют кислотные свойства Вывод : окраска не изменилась, кислотные свойства у спиртов слабее, чем у воды. Вывод: в результате реакции этерификации образуются сложные эфиры. Вывод: спирты окисляются до карбонильных соединений (первичные спирты до альдегидов и далее до карбоновых кислот). Изменение цвета спи ралли после опыта и появление характерного запаха. Вывод : возможны внутримолекулярная и межмолекулярная дегидратация. В первом случае образуется простой эфир, а во втором сложный эфир. Конкуренция двух процессов: элиминирования и нуклеофильного замещения. |
Подведение итогов и формулирование выводов Подведение итогов урока: Предельные одноатомные спирты – химически активные вещества. Их активность обусловлена в первую очередь наличием гидроксильной группы ОН. Для спиртов характерны кислотно-основные свойства. Реакции окисления ( в различных условиях). Реакции дегидратации. Одновременного дегидрирования и дегидратации. Домашнее задание с открытым ответом. Обсудите на форуме: http://old. internet-school. ru/demo/530732?page=7Этиловый и метиловый спирты прекрасно горят и используются в некоторых странах в качестве горючего, целесообразно ли это? А что может препятствовать широкому применению этанола и метанола в этом качестве? Альтернативное домашнее задание:
|
Анализируют и обобщают пройденный материал. Обучающиеся работают с интернет ресурсами Обучающиеся самостоятельно выбирают домашнее задание и выполняют его. |
Общий вывод: Предельные одноатомные спирты химически активные вещества. Можно использовать как альтернативное топливо. Губительного влияют на организм человека. Ответ на поставленный вопрос обсуждают на форуме и готовят для обсуждения в классе. Подготовка альтернативных заданий по данной теме для одноклассников , (работа в группах ) -взаимопроверка На следующий урок |
Рефлексия Обсуждение результатов урока, ответы на вопросы: Что Вас сегодня удивило на уроке? Что Вы открыли на уроке? Чему Вы научились сегодня? Чем Вам это может помочь? В какой части урока Вы работал лучше всего? Что помогло Вам включиться в работу? Что Вам на уроке показалось трудным? |
Обсуждают и анализируют свою работу на уроке |
Самостоятельная оценка итогов урока, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
Используемая литература:
1. Габриелян О. С. , Остроумов И. Г. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 кл. М. : Дрофа, 2006 г.
2. Интернет – Телешкола – химия. Спирты.
3. Коллекция Секреты химического мастерства СГТУ. Энгельский технологический институт.
4. Настольная книга учителя. Химия 10 класс \ О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов. – М. : Дрофа; 2009. – 480 с.
5. Химия 10 класс – профильный уровень\ О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов – М. : Олма; 2010.
6. . ЦОР. Интернет– ресурсы.
Н. Н. Никитина, МОУ " Лицей № 47", г. Саратов
Метки: Химия