Задания к зачёту: Углеводороды
Задания к зачёту: Углеводороды
1. отметьте знаками «+» или « – « наличие или отсутствие данного вида изомерии у данного класса углеводородов.
2. На примере бутана и изобутана охарактеризуйте признаки понятия «изомер».
3. В чём суть изомерии углеродного скелета? Какие правила применяют при составлении структурных формул углеводородов? Составьте структурные формулы всех возможных изомеров состава С6Н12 и назовите их.
4. В чём причина возможности существования геометрической изомерии? Какие условия необходимы и достаточны для существования веществ – геометрических изомеров?
3. Обобщение сведений о химических свойствах углеводородов.
1. Существует ли зависимость между свойствами вещества и его химическим строением? Что от чего зависит, что – причина, а что – следствие?
2. Какие свойства должен проявлять этан в связи со строением его молекулы? Ответ мотивируйте.
3. В чём сходство химических свойств алкенов и алкинов и чем это можно объяснить?
4. Чем объясняются различия в свойствах алкенов и алкинов?
5. Какие особенности в химических свойствах алкадиенов определяются наличием сопряжённых связей?
6. Объясните причины того, что в бензоле реакции замещения идут легче, чем в алканах, а реакции присоединения-труднее, чем в алкенах?
7. Назовите качественные реакции для представителей каждого класса углеводородов.
8. Существует ли зависимость между свойствами вещества и областями его применения? Приведите примеры .
9. Какие общие свойства проявляют углеводороды?
4. Генетические связи между классами углеводородов.
1. Назовите причины, которые позволяют существовать веществам с различными свойствами, состоящим только из атомов углерода и водорода.
2. Какие взаимосвязи существуют между классами углеводородов?
3. Проиллюстрируйте примерами возможные переходы: алкан -► алкен; алкан -► алкин; алкан -► арен; алкан -► циклоалкан; алкин -► арен. 4. Что общего у органических и неорганических веществ? Приведите примеры, как из неорганических веществ можно получить органические.
Экспресс – тест.
1. Тип гибридизации атомных орбиталей атома углерода: a) sp3;6) sp2; в) sp.
2. Валентный угол в молекуле:
а) 109°28'; б) 120°; в) 180°
3. Длина углерод – углеродной связи:
а) 0,12 нм; б) 0,31нм; в) 0,14 нм;
4. Виды связи в молекуле:
а)о; б)п; в) За и 1 я г) За и 2 л; д) а – связи и 6-электронная л– система.
5. Геометрия молекулы:
а) зигзагообразная;
б) плоская;
в) тетраэдрическая.
II. Укажите признаки, характерные для гомологов:
1) одинаковый качественный состав;
2) одинаковый количественный состав;
3) различный качественный состав;
4) различный количественный состав;
5) сходные свойства;
6) различные свойства;
7) сходное строение;
8) различное строение.
III. В промышленности ацетилен подвергают следующим процессам: гидратации, хлорированию, гидрохлорированию, димеризации. Составьте уравнения соответствующих реакций ( работа в паре).
4. Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения: СаС2 С2Н2 -С2Н4 -► С2Н5ОН -► С4Н10О
С6Н6
Контрольная карта ( работа по группам).
1. Охарактеризуйте электронное и пространственное строение алканов. Укажите тип гибридизации каждого атома углерода в молекуле соединения
СН3 – С Н = СН– СН2 – СН = СН – СН3.
2. Укажите существенные признаки изомеров. Приведите примеры.
3. Охарактеризуйте свойства алкена состава С4Н8.
4. Изобразите схему генетических связей этого углеводорода и составьте уравнения соответствующих реакций.
Контрольная карта.
1. чём существенные различия в электронной структуре и пространственной конфигурации между молекулами ацетилена и этана, каковы причины этих различий?
2. Назовите причины образования структурных и пространственных изомеров.
3. Рассмотрите взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений на примерах реакций углеводородов.
4. Исходя, из неорганических веществ получите нитробензол.
О. И. Шищенко, Матвеево-Курганская СОШ №2, п. Матвеев-Курган, Ростовская область
Метки: Химия