Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Задания к зачёту: Углеводороды

Задания к зачёту: Углеводороды

1. отметьте знаками «+» или « – « наличие или отсутствие данного вида изомерии у данного класса углеводородов.

2. На примере бутана и изобутана охарактеризуйте признаки понятия «изомер».

3. В чём суть изомерии углеродного скелета? Какие правила применяют при составлении структурных формул углеводородов? Составьте структурные формулы всех возможных изомеров состава С6Н12 и назовите их.

4. В чём причина возможности существования геометрической изомерии? Какие условия необходимы и достаточны для существования веществ – геометрических изомеров?

3. Обобщение сведений о химических свойствах углеводородов.

1. Существует ли зависимость между свойствами вещества и его химическим строением? Что от чего зависит, что – причина, а что – следствие?

2. Какие свойства должен проявлять этан в связи со строением его молекулы? Ответ мотивируйте.

3. В чём сходство химических свойств алкенов и алкинов и чем это можно объяснить?

4. Чем объясняются различия в свойствах алкенов и алкинов?

5. Какие особенности в химических свойствах алкадиенов определяются наличием сопряжённых связей?

6. Объясните причины того, что в бензоле реакции замещения идут легче, чем в алканах, а реакции присоединения-труднее, чем в алкенах?

7. Назовите качественные реакции для представителей каждого класса углеводородов.

8. Существует ли зависимость между свойствами вещества и областями его применения? Приведите примеры .

9. Какие общие свойства проявляют углеводороды?

4. Генетические связи между классами углеводородов.

1. Назовите причины, которые позволяют существовать веществам с различными свойствами, состоящим только из атомов углерода и водорода.

2. Какие взаимосвязи существуют между классами углеводородов?

3. Проиллюстрируйте примерами возможные переходы: алкан -► алкен; алкан -► алкин; алкан -► арен; алкан -► циклоалкан; алкин -► арен. 4. Что общего у органических и неорганических веществ? Приведите примеры, как из неорганических веществ можно получить органические.

Экспресс – тест.

1. Тип гибридизации атомных орбиталей атома углерода: a) sp3;6) sp2; в) sp.

2. Валентный угол в молекуле:

а) 109°28'; б) 120°; в) 180°

3. Длина углерод – углеродной связи:

а) 0,12 нм; б) 0,31нм; в) 0,14 нм;

4. Виды связи в молекуле:

а)о; б)п; в) За и 1 я г) За и 2 л; д) а – связи и 6-электронная л– система.

5. Геометрия молекулы:

а) зигзагообразная;

б) плоская;

в) тетраэдрическая.

II. Укажите признаки, характерные для гомологов:

1) одинаковый качественный состав;

2) одинаковый количественный состав;

3) различный качественный состав;

4) различный количественный состав;

5) сходные свойства;

6) различные свойства;

7) сходное строение;

8) различное строение.

III. В промышленности ацетилен подвергают следующим процессам: гидратации, хлорированию, гидрохлорированию, димеризации. Составьте уравнения соответствующих реакций ( работа в паре).

4. Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения: СаС2 С2Н2 -С2Н4 -► С2Н5ОН -► С4Н10О

С6Н6

Контрольная карта ( работа по группам).

1. Охарактеризуйте электронное и пространственное строение алканов. Укажите тип гибридизации каждого атома углерода в молекуле соединения

СН3 – С Н = СН– СН2 – СН = СН – СН3.

2. Укажите существенные признаки изомеров. Приведите примеры.

3. Охарактеризуйте свойства алкена состава С4Н8.

4. Изобразите схему генетических связей этого углеводорода и составьте уравнения соответствующих реакций.

Контрольная карта.

1. чём существенные различия в электронной структуре и пространственной конфигурации между молекулами ацетилена и этана, каковы причины этих различий?

2. Назовите причины образования структурных и пространственных изомеров.

3. Рассмотрите взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений на примерах реакций углеводородов.

4. Исходя, из неорганических веществ получите нитробензол.

О. И. Шищенко, Матвеево-Курганская СОШ №2, п. Матвеев-Курган, Ростовская область

Метки: Химия