Химические свойства карбоновых кислот
Химические свойства карбоновых кислот
Цели и задачи урока:
– Актуализировать знания о свойствах кислот.
– Сравнить свойства органических и неорганических кислот.
– Продолжить формирование умений составлять формулы органических веществ и их изомеров, прогнозировать свойства химических веществ исходя из их строения, умение составлять уравнения с участием органических веществ.
– Продолжить развитие умений метапредметного подхода мыслительной деятельности, системного владения мыслительными операциями.
Оборудование: лабораторное: штативы, пробирки, держатели, чашечки Петри.
Раздаточный материал: инструктивные карточки.
Реактивы: растворы: уксусной кислоты, муравьиной кислоты, гидроксида натрия, индикаторов (лакмус, фенолфталеин), порошок аскорбиновой кислоты, магниевые стружки, оксид кальция, гидрокарбонат натрия.
ИКТ: компьютер, интерактивная доска, презентация в виде слайдов, диск «Виртуальная лаборатория», Химия (8-11 класс). Лаборатория систем
мультимедия, МарГТУ, 2004.
ХОД УРОКА.
Слайд 1. Химические свойства карбоновых кислот.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим изучение темы: «Карбоновые кислоты».
Слайд 2. Девиз урока.
Учитель: Итак, давайте вспомним:
– Что мы называем карбоновыми кислотами? (Ответ учащихся)
– Но любое множество необходимо привести в систему, поэтому вспомним, по каким признакам классифицируют карбоновые кислоты? (Ответ)
– А в своей жизни мы сталкиваемся с органическими кислотами? (Ответ).
Учитель: А сейчас, ребята, разминка.
Слайд 3. Какая функциональная группа называется карбоксильной?
Слайд 4. Укажите в списке формулы карбоновых кислот.
Слайд 5. Назовите карбоновые кислоты по международной номенклатуре.
Слайд 6. Дайте тривиальные названия карбоновых кислот.
Слайд 7. Строение карбоксильной группы.
Слайды 8, 9, 10.
Учитель: Мы уже знаем, что такое карбоновые кислоты, их классификацию, изомерию,
и номенклатуру. Скажите, пожалуйста, изучением чего мы должны заняться на этом уроке? (Ответ: химическими свойствами)
– Ребята, давайте выберем, каким мы пойдем путем при изучении химических свойств: а) я читаю лекцию с демонстрационным опытом; б) вы берете учебник и работаете с ним, обращаетесь ко мне, если что-то непонятно.
Я предложила 2 варианта, какие предложите вы? (Ответ: мы сами хотим провести исследование).
– Вы изучали химию уже больше двух лет, с понятием «кислота» мы с вами сталкивались? Разве для вас это новое понятие? (Ответ)
– А что для вас новое? (Ответ: карбоновая)
– Давайте вспомним, с какими веществами реагируют неорганические кислоты? (Ответ учащихся без записи уравнений реакций на доске: изменяют цвет индикатора, взаимодействуют с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями. )
Слайд 11. Уравнения реакций неорганических кислот.
Учитель: А эти же реакции характерны для карбоновых кислот? Давайте перенесем эту модель на карбоновые кислоты и проведем исследование.
Внимательно рассмотрите выданные вам наборы веществ и прочитайте инструктивную карточку, на выполнение работы дается 5-7минут, а потом мы с вами обсудим результаты.
Учащиеся выполняют эксперимент по карточкам и заполняют их.
Содержание инструктивной карточки
1. Выполните опыты, указанные в таблице.
2. Во втором столбце запишите наблюдаемые явления.
3. В третьем столбце запишите уравнение реакции.
Соблюдайте правила проведения опытов.
№ Опыт Что наблюдали Уравнение реакции
1. В пробирку налейте СН3СООН и по каплям добавьте лакмус.
2. В пробирку с Мg прилейте СН3СООН.
3. В пробирку с СаО прилейте СН3СООН.
4. Налейте в пробирку NаОН, добавьте каплю фенолфталеина и прилейте СН3СООН.
5. Прилейте в пробирку с NаНСО3 (сода) СН3СООН.
6. Реакция этерификации.
Обсуждение
– Как изменяется цвет лакмуса в растворе уксусной кислоты? (Ответ).
– Подобно неорганическим кислотам карбоновые кислоты тоже диссоциируют, но обратимо, т. к. являются слабыми электролитами.
– Что вы наблюдали при проведении второго опыта? ( Слайд 12)
– Что вы наблюдали при проведении третьего опыта? ( Слайд 13)
– Каковы результаты четвертого опыта? ( Слайд 13)
– Что можно сказать о результатах пятого опыта? ( Слайд 13)
Учитель: Подведем итоги проведенного исследования. Что вы можете сказать? (Ответ)
– Карбоновым кислотам характерны те же свойства, что и для неорганических кислот, значит, модель сработала. Но предельные карбоновые кислоты вступают и в такие реакции, которые мы не рассматривали у неорганических кислот. Это реакция этерификации – взаимодействие карбоновой кислоты со спиртом с образованием сложного эфира. Мы с вами проведем виртуальный химический эксперимент – получение сложного эфира.
Эксперимент проводится на интерактивной доске.
Уравнение реакции этерификации учащиеся записывают в 6 строке карточки.
Учитель: То, что от кислоты отщепляется гидроксильная часть, от спирта – водород, было доказано методом «меченых атомов». А теперь мы с вами более подробно остановимся на одном представителе карбоновых кислот – муравьиной. Она, единственная из всех карбоновых кислот вступает в «реакцию серебряного зеркала», характерную для альдегидов. (Учитель проводит демонстрационный опыт. )
Закрепление пройденого материала
Учитель: (Слайд 14) А теперь я попрошу вас дать мне совет. Мне для консервирования нужно 300 г 3,5%-ного раствора СН3СООН. Какую массу 70%-ного раствора уксусной кислоты мне необходимо взять?(Решение задачи на доске).
Учитель: У нас без внимания остались чашечки с белым порошком. Ребята, вы помните технику безопасности? Вещества можно пробовать на вкус? А сегодня я разрешаю вам нарушить технику безопасности и попробовать это вещество. Это тоже карбоновая кислота – называется аскорбиновая кислота или витамин С. Кушайте на здоровье!
Домашнее задание и оценки с комментариями
Учитель: Урок закончен. До свидания. (Слайд 15)
Литература:
1. О. С. Габриелян, Ф. Н. Маскаев, С. Ю. Пономарев, В. И. Теренин. Химия. , 10 класс, профильный уровень, М. , Дрофа, 2007.
2. В. Г. Денисова. Химия. 10 класс. Поурочные планы по учебнику О. С. Габриеляна. Волгоград, 2008.
3. Л. А. Цветков. Органическая химия. 10 класс. М. , Просвещение 1988.
4. Презентация «Химические свойства карбоновых кислот».
Поделиться _______________
А. Г. Кадохова, МКОУСОШ №3 им. Иса Хуадонти, с. Чикола, Ирафский район, Республика Северная Осетия
Метки: Химия