Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Химические свойства карбоновых кислот

Химические свойства карбоновых кислот

Цели и задачи урока:

– Актуализировать знания о свойствах кислот.

– Сравнить свойства органических и неорганических кислот.

– Продолжить формирование умений составлять формулы органических веществ и их изомеров, прогнозировать свойства химических веществ исходя из их строения, умение составлять уравнения с участием органических веществ.

– Продолжить развитие умений метапредметного подхода мыслительной деятельности, системного владения мыслительными операциями.

Оборудование: лабораторное: штативы, пробирки, держатели, чашечки Петри.

Раздаточный материал: инструктивные карточки.

Реактивы: растворы: уксусной кислоты, муравьиной кислоты, гидроксида натрия, индикаторов (лакмус, фенолфталеин), порошок аскорбиновой кислоты, магниевые стружки, оксид кальция, гидрокарбонат натрия.

ИКТ: компьютер, интерактивная доска, презентация в виде слайдов, диск «Виртуальная лаборатория», Химия (8-11 класс). Лаборатория систем

мультимедия, МарГТУ, 2004.

ХОД УРОКА.

Слайд 1. Химические свойства карбоновых кислот.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим изучение темы: «Карбоновые кислоты».

Слайд 2. Девиз урока.

Учитель: Итак, давайте вспомним:

– Что мы называем карбоновыми кислотами? (Ответ учащихся)

– Но любое множество необходимо привести в систему, поэтому вспомним, по каким признакам классифицируют карбоновые кислоты? (Ответ)

– А в своей жизни мы сталкиваемся с органическими кислотами? (Ответ).

Учитель: А сейчас, ребята, разминка.

Слайд 3. Какая функциональная группа называется карбоксильной?

Слайд 4. Укажите в списке формулы карбоновых кислот.

Слайд 5. Назовите карбоновые кислоты по международной номенклатуре.

Слайд 6. Дайте тривиальные названия карбоновых кислот.

Слайд 7. Строение карбоксильной группы.

Слайды 8, 9, 10.

Учитель: Мы уже знаем, что такое карбоновые кислоты, их классификацию, изомерию,

и номенклатуру. Скажите, пожалуйста, изучением чего мы должны заняться на этом уроке? (Ответ: химическими свойствами)

– Ребята, давайте выберем, каким мы пойдем путем при изучении химических свойств: а) я читаю лекцию с демонстрационным опытом; б) вы берете учебник и работаете с ним, обращаетесь ко мне, если что-то непонятно.

Я предложила 2 варианта, какие предложите вы? (Ответ: мы сами хотим провести исследование).

– Вы изучали химию уже больше двух лет, с понятием «кислота» мы с вами сталкивались? Разве для вас это новое понятие? (Ответ)

– А что для вас новое? (Ответ: карбоновая)

– Давайте вспомним, с какими веществами реагируют неорганические кислоты? (Ответ учащихся без записи уравнений реакций на доске: изменяют цвет индикатора, взаимодействуют с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями. )

Слайд 11. Уравнения реакций неорганических кислот.

Учитель: А эти же реакции характерны для карбоновых кислот? Давайте перенесем эту модель на карбоновые кислоты и проведем исследование.

Внимательно рассмотрите выданные вам наборы веществ и прочитайте инструктивную карточку, на выполнение работы дается 5-7минут, а потом мы с вами обсудим результаты.

Учащиеся выполняют эксперимент по карточкам и заполняют их.

Содержание инструктивной карточки

1. Выполните опыты, указанные в таблице.

2. Во втором столбце запишите наблюдаемые явления.

3. В третьем столбце запишите уравнение реакции.

Соблюдайте правила проведения опытов.

№ Опыт Что наблюдали Уравнение реакции

1. В пробирку налейте СН3СООН и по каплям добавьте лакмус.

2. В пробирку с Мg прилейте СН3СООН.

3. В пробирку с СаО прилейте СН3СООН.

4. Налейте в пробирку NаОН, добавьте каплю фенолфталеина и прилейте СН3СООН.

5. Прилейте в пробирку с NаНСО3 (сода) СН3СООН.

6. Реакция этерификации.

Обсуждение

– Как изменяется цвет лакмуса в растворе уксусной кислоты? (Ответ).

– Подобно неорганическим кислотам карбоновые кислоты тоже диссоциируют, но обратимо, т. к. являются слабыми электролитами.

– Что вы наблюдали при проведении второго опыта? ( Слайд 12)

– Что вы наблюдали при проведении третьего опыта? ( Слайд 13)

– Каковы результаты четвертого опыта? ( Слайд 13)

– Что можно сказать о результатах пятого опыта? ( Слайд 13)

Учитель: Подведем итоги проведенного исследования. Что вы можете сказать? (Ответ)

– Карбоновым кислотам характерны те же свойства, что и для неорганических кислот, значит, модель сработала. Но предельные карбоновые кислоты вступают и в такие реакции, которые мы не рассматривали у неорганических кислот. Это реакция этерификации – взаимодействие карбоновой кислоты со спиртом с образованием сложного эфира. Мы с вами проведем виртуальный химический эксперимент – получение сложного эфира.

Эксперимент проводится на интерактивной доске.

Уравнение реакции этерификации учащиеся записывают в 6 строке карточки.

Учитель: То, что от кислоты отщепляется гидроксильная часть, от спирта – водород, было доказано методом «меченых атомов». А теперь мы с вами более подробно остановимся на одном представителе карбоновых кислот – муравьиной. Она, единственная из всех карбоновых кислот вступает в «реакцию серебряного зеркала», характерную для альдегидов. (Учитель проводит демонстрационный опыт. )

Закрепление пройденого материала

Учитель: (Слайд 14) А теперь я попрошу вас дать мне совет. Мне для консервирования нужно 300 г 3,5%-ного раствора СН3СООН. Какую массу 70%-ного раствора уксусной кислоты мне необходимо взять?(Решение задачи на доске).

Учитель: У нас без внимания остались чашечки с белым порошком. Ребята, вы помните технику безопасности? Вещества можно пробовать на вкус? А сегодня я разрешаю вам нарушить технику безопасности и попробовать это вещество. Это тоже карбоновая кислота – называется аскорбиновая кислота или витамин С. Кушайте на здоровье!

Домашнее задание и оценки с комментариями

Учитель: Урок закончен. До свидания. (Слайд 15)

Литература:

1. О. С. Габриелян, Ф. Н. Маскаев, С. Ю. Пономарев, В. И. Теренин. Химия. , 10 класс, профильный уровень, М. , Дрофа, 2007.

2. В. Г. Денисова. Химия. 10 класс. Поурочные планы по учебнику О. С. Габриеляна. Волгоград, 2008.

3. Л. А. Цветков. Органическая химия. 10 класс. М. , Просвещение 1988.

4. Презентация «Химические свойства карбоновых кислот».

Поделиться _______________

А. Г. Кадохова, МКОУСОШ №3 им. Иса Хуадонти, с. Чикола, Ирафский район, Республика Северная Осетия

Метки: Химия