Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Обобщающий урок "Подгруппа кислорода"

Обобщающий урок "Подгруппа кислорода"

Цели урока:

подготовка к контрольной работе.

Задачи урока:

Обучающие:

  1. Знать изменение свойств элементов и их соединений в подгруппе с увеличением заряда ядра атома.
  2. Знать свойства и получение оксидов серы и сероводорода; серной и сернистой кислот; качественные реакции на ионы SO42- , SO32-, S2- .
  3. Уметь сравнивать строение атомов элементов подгруппы.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление учащихся.
  2. Развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы.

Воспитывающие:

  1. Уметь работать индивидуально и в группе учащихся.
  2. Соблюдать правила по технике безопасности, при проведении опыта.

Оборудование и реактивы:

растворы различных сульфатов или серной кислоты, раствор хлорида бария, подставка с пробиркой, периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева.

Дидактический материал:

карточки с формулами веществ, проверочные листы.

Тип урока:

обобщения и систематизации знаний.

Ход урока.

I. Вступительная часть.

Учитель приветствует учащихся, определяет готовность к уроку. Далее обращает внимание ребят на цель урока.

Учитель: ребята, на этом уроке мы с вами должны вспомнить все основные вопросы по данной теме, для того чтобы подготовиться к контрольной работе.

Я уверена, что после выполнения всех заданий на уроке не будет ни одной отрицательной оценки. Итак …

II. Основная часть.

Учитель. У доски работают учащиеся по заданиям:

(На доске заранее записываются число, тема урока и задания).

Задание 1. Осуществить следующие превращения:

S --– SO2 --– SO3 --– H2SO4 --– ZnSO4

Задание 2. Закончить практически осуществимые реакции:

Mg + H2SO4 = CO2 + H2SO4 =

NaOH + + H2SO4 = BaO + H2SO4 =

Cu + H2SO4 = Zn(OH)2 + H2SO4 =

Задание 3. С какими из перечисленных веществ, вступит в реакцию SO3:

HCl, NaOH, H2O, CaO, CO2, ZnO?

Задание 4. Написать уравнения реакций взаимодействия концентрированной и разбавленной серной кислоты с металлами и решить с помощью электронного баланса.

( Пока учащиеся работают у доски, учитель работает с классом)

Демонстрируются карточки с формулами H2SO4, BaSO4, H2SO3, SO3, H2SO4. SO3, O3, SO2, H2S, ZnS, Na2SO3.

Учитель. Дать названия веществам.

(после повторения номенклатуры, ведется фронтальный опрос класса)

Учитель: А теперь давайте с вами поработаем по периодической таблице Д. И. Менделеева и вспомним некоторые понятия.

  1. Что общего в строении атомов элементов подгруппы кислорода и чем они отличаются?
  2. Что определяет свойства элементов подгруппы кислорода?
  3. Как изменяются свойства элементов в подгруппе с увеличением заряда ядра атома?
  4. Как определить высшую и низшую степени окисления элементов данной подгруппы?
  5. Какого типа летучие водородные соединения образуют элементы данной подгруппы, и какую степень окисления они при этом проявляют?
  6. Привести примеры высших оксидов данной подгруппы. Почему оксиды назвали высшими?
  7. Что такое аллотропные видоизменения? Привести примеры аллотропных видоизменений серы и кислорода.
  8. С какими металлами концентрированная серная кислота пассивирует на холоде и какие металлы не рекомендуется брать для реакций с разбавленной серной кислотой? Объяснить почему?

Отвечая на вопросы, учащиеся логически рассуждают, анализируют, сравнивают и делают умозаключения, повторяют ключевые моменты данной темы.

Учитель. А теперь давайте с вами проверим работающих у доски (проверяют учащиеся из класса и тоже получают оценки за анализ работы). Учитель комментирует выполненные работы и анализ учащихся и называет оценки.

Далее учащимся предлагается провести лабораторный опыт и вспомнить качественную реакцию на сульфат ион. На каждом рабочем столе находятся реактивы для выполнения работы.

Учитель. А сейчас ребята, давайте вспомним, какое вещество является реактивом на сульфат ион?

Ученик. Реактивом на сульфат-ион является хлорид бария, так как сульфат-ион соединяясь в растворе с ионом бария, образует белый осадок.

Учащиеся проводят лабораторный опыт сливая раствор сульфата (на разных столах разные растворы сульфатов: натрия, калия, магния и т. д. ) с раствором хлорида бария и получая белый осадок.

Учитель. А теперь давайте составим молекулярное и сокращенное ионное уравнение реакции, которое показывает суть химического эксперимента .

Все учащиеся выполняют задание в тетрадях и один выходит к доске. Учащийся проводит качественную реакцию между раствором серной кислоты и хлоридом бария, записывает уравнения на доске.

H2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + 2HCl

Ba2+ + SO42- = BaSO4

Учитель: Итак, давайте сделаем вывод: не зависимо от того, какое вещество вы брали для опыта раствор серной кислоты или любую соль содержащую сульфат ион, реакция сводится к образованию осадка сульфата бария.

Учитель: А сейчас мои помощники – консультанты работают в своих группах.

Предварительно учитель опрашивает сильных учащихся по данной теме, контролируя уровень их подготовки.

III. Индивидуально-групповая работа по карточкам.

В группу входят 4 человека: один слабоуспевающий, два средних ученика и сильный ученик (консультант) – ассистент учителя (могут быть другие варианты создания групп, в зависимости от индивидуальности класса). Сильный ученик является консультантом и работает со слабым учеником (выполняют 1-3 задания из карточки), средние ученики решают задания 4,5,6 самостоятельно, если нужно советуясь с консультантом. Консультант должен выставить оценки в карту за соответствующие задания, и вывести общую оценку. Карта сдается учителю в конце урока.

Такая работа очень эффективна. При этом очень важно соблюдать принцип совместимости в работе. Ассистентом обычно выбирают авторитетного, справедливого ученика, интересующегося химией. При такой работе прослеживается взаимосвязь учитель–ученик, ученик-ученик и главное взаимодоверие. Дифференцированный подход к обучению, позволяет активизировать деятельность абсолютно всех учащихся в классе, каждый получает задания, которые он сможет выполнить и не чувствовать себя не нужным, не задействованным. Учащиеся выполняют задания в группах, проявляя собственные способности и возможности. Результатом данной работы является формирование сотрудничества, взаимопомощи и взаимоподдержки.

Учитель. Ребята, для закрепления нашей темы, я предлагаю вам выполнить в группах следующие задания:

Каждому учащемуся раздаются карточки с заданиями, а консультанту карта для выставления оценок.

Образец карты.

Ф. И. ассистента _________________________________ класс _______________

Название темы ______________________________________________________

№ п/п

Ф. И. опрашиваемого

Оценка за вопрос из карточки

1

2

3

4

5

6

Итог

1.

2.

3.

4.

Образец карточки.

Задание 1. Опишите физические свойства озона.

Задание 2. Что такое индикатор? Какие индикаторы ты знаешь? Какую окраску будут иметь индикаторы в кислой, щелочной и нейтральной среде?

Задание 3. Расставить коэффициенты в уравнениях реакций, указать тип реакции (соединения, разложения, замещения, обмена).

Al + S = Al2S3 K2S + PbCl2 = PbS + KCl

Al + H2SO4 = Al2(SO4)3 + H2 CaCO3 t= CaO + CO2

Задание 4. Осуществить превращения:

O2 --1– SO2 --2– SO3 -3-– H2SO4 --4– Na 2SO4

Для реакции 1 составьте электронный баланс, для реакции 4 полное и сокращенное ионные уравнения реакций.

Задание 5. Получите серную кислоту из сероводорода, укажите условия протекания реакций.

Задание 6. Закончите уравнения реакций:

H2S + O2 = SO2 + O2 =

SO3 + NaOH = Na2S + Br2 =

K2SO4 + Ba(OH)2 = SO2 + H2O =

Решив такие задания, учащиеся повторяют физические и химические свойства веществ, генетическую связь, реакции ионного обмена, окислительно-восстановительные свойства, способы получения серной кислоты и оптимальные условия проведения реакций, реакцию растворов. После обобщающего повторения по теме « Подгруппа кислорода», учащиеся дают 100% уровень обученности на контрольной работе.

IV. Домашнее задание.

Учитель. Спасибо за урок. Вы сегодня хорошо поработали. Называет полученные оценки. Записывает домашнее задание на доске.