Обобщающий урок "Подгруппа кислорода"
Обобщающий урок "Подгруппа кислорода"
Цели урока:
подготовка к контрольной работе.
Задачи урока:
Обучающие:
- Знать изменение свойств элементов и их соединений в подгруппе с увеличением заряда ядра атома.
- Знать свойства и получение оксидов серы и сероводорода; серной и сернистой кислот; качественные реакции на ионы SO42- , SO32-, S2- .
- Уметь сравнивать строение атомов элементов подгруппы.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление учащихся.
- Развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы.
Воспитывающие:
- Уметь работать индивидуально и в группе учащихся.
- Соблюдать правила по технике безопасности, при проведении опыта.
Оборудование и реактивы:
растворы различных сульфатов или серной кислоты, раствор хлорида бария, подставка с пробиркой, периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева.
Дидактический материал:
карточки с формулами веществ, проверочные листы.
Тип урока:
обобщения и систематизации знаний.
Ход урока.
I. Вступительная часть.
Учитель приветствует учащихся, определяет готовность к уроку. Далее обращает внимание ребят на цель урока.
Учитель: ребята, на этом уроке мы с вами должны вспомнить все основные вопросы по данной теме, для того чтобы подготовиться к контрольной работе.
Я уверена, что после выполнения всех заданий на уроке не будет ни одной отрицательной оценки. Итак …
II. Основная часть.
Учитель. У доски работают учащиеся по заданиям:
(На доске заранее записываются число, тема урока и задания).
Задание 1. Осуществить следующие превращения:
S --– SO2 --– SO3 --– H2SO4 --– ZnSO4
Задание 2. Закончить практически осуществимые реакции:
Mg + H2SO4 = CO2 + H2SO4 =
NaOH + + H2SO4 = BaO + H2SO4 =
Cu + H2SO4 = Zn(OH)2 + H2SO4 =
Задание 3. С какими из перечисленных веществ, вступит в реакцию SO3:
HCl, NaOH, H2O, CaO, CO2, ZnO?
Задание 4. Написать уравнения реакций взаимодействия концентрированной и разбавленной серной кислоты с металлами и решить с помощью электронного баланса.
( Пока учащиеся работают у доски, учитель работает с классом)
Демонстрируются карточки с формулами H2SO4, BaSO4, H2SO3, SO3, H2SO4. SO3, O3, SO2, H2S, ZnS, Na2SO3.
Учитель. Дать названия веществам.
(после повторения номенклатуры, ведется фронтальный опрос класса)
Учитель: А теперь давайте с вами поработаем по периодической таблице Д. И. Менделеева и вспомним некоторые понятия.
- Что общего в строении атомов элементов подгруппы кислорода и чем они отличаются?
- Что определяет свойства элементов подгруппы кислорода?
- Как изменяются свойства элементов в подгруппе с увеличением заряда ядра атома?
- Как определить высшую и низшую степени окисления элементов данной подгруппы?
- Какого типа летучие водородные соединения образуют элементы данной подгруппы, и какую степень окисления они при этом проявляют?
- Привести примеры высших оксидов данной подгруппы. Почему оксиды назвали высшими?
- Что такое аллотропные видоизменения? Привести примеры аллотропных видоизменений серы и кислорода.
- С какими металлами концентрированная серная кислота пассивирует на холоде и какие металлы не рекомендуется брать для реакций с разбавленной серной кислотой? Объяснить почему?
Отвечая на вопросы, учащиеся логически рассуждают, анализируют, сравнивают и делают умозаключения, повторяют ключевые моменты данной темы.
Учитель. А теперь давайте с вами проверим работающих у доски (проверяют учащиеся из класса и тоже получают оценки за анализ работы). Учитель комментирует выполненные работы и анализ учащихся и называет оценки.
Далее учащимся предлагается провести лабораторный опыт и вспомнить качественную реакцию на сульфат ион. На каждом рабочем столе находятся реактивы для выполнения работы.
Учитель. А сейчас ребята, давайте вспомним, какое вещество является реактивом на сульфат ион?
Ученик. Реактивом на сульфат-ион является хлорид бария, так как сульфат-ион соединяясь в растворе с ионом бария, образует белый осадок.
Учащиеся проводят лабораторный опыт сливая раствор сульфата (на разных столах разные растворы сульфатов: натрия, калия, магния и т. д. ) с раствором хлорида бария и получая белый осадок.
Учитель. А теперь давайте составим молекулярное и сокращенное ионное уравнение реакции, которое показывает суть химического эксперимента .
Все учащиеся выполняют задание в тетрадях и один выходит к доске. Учащийся проводит качественную реакцию между раствором серной кислоты и хлоридом бария, записывает уравнения на доске.
H2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + 2HCl
Ba2+ + SO42- = BaSO4
Учитель: Итак, давайте сделаем вывод: не зависимо от того, какое вещество вы брали для опыта раствор серной кислоты или любую соль содержащую сульфат ион, реакция сводится к образованию осадка сульфата бария.
Учитель: А сейчас мои помощники – консультанты работают в своих группах.
Предварительно учитель опрашивает сильных учащихся по данной теме, контролируя уровень их подготовки.
III. Индивидуально-групповая работа по карточкам.
В группу входят 4 человека: один слабоуспевающий, два средних ученика и сильный ученик (консультант) – ассистент учителя (могут быть другие варианты создания групп, в зависимости от индивидуальности класса). Сильный ученик является консультантом и работает со слабым учеником (выполняют 1-3 задания из карточки), средние ученики решают задания 4,5,6 самостоятельно, если нужно советуясь с консультантом. Консультант должен выставить оценки в карту за соответствующие задания, и вывести общую оценку. Карта сдается учителю в конце урока.
Такая работа очень эффективна. При этом очень важно соблюдать принцип совместимости в работе. Ассистентом обычно выбирают авторитетного, справедливого ученика, интересующегося химией. При такой работе прослеживается взаимосвязь учитель–ученик, ученик-ученик и главное взаимодоверие. Дифференцированный подход к обучению, позволяет активизировать деятельность абсолютно всех учащихся в классе, каждый получает задания, которые он сможет выполнить и не чувствовать себя не нужным, не задействованным. Учащиеся выполняют задания в группах, проявляя собственные способности и возможности. Результатом данной работы является формирование сотрудничества, взаимопомощи и взаимоподдержки.
Учитель. Ребята, для закрепления нашей темы, я предлагаю вам выполнить в группах следующие задания:
Каждому учащемуся раздаются карточки с заданиями, а консультанту карта для выставления оценок.
Образец карты.
Ф. И. ассистента _________________________________ класс _______________
Название темы ______________________________________________________
№ п/п | Ф. И. опрашиваемого | Оценка за вопрос из карточки | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Итог | |||||
1. | |||||||||||
2. | |||||||||||
3. | |||||||||||
4. | |||||||||||
Образец карточки.
Задание 1. Опишите физические свойства озона.
Задание 2. Что такое индикатор? Какие индикаторы ты знаешь? Какую окраску будут иметь индикаторы в кислой, щелочной и нейтральной среде?
Задание 3. Расставить коэффициенты в уравнениях реакций, указать тип реакции (соединения, разложения, замещения, обмена).
Al + S = Al2S3 K2S + PbCl2 = PbS + KCl
Al + H2SO4 = Al2(SO4)3 + H2 CaCO3 t= CaO + CO2
Задание 4. Осуществить превращения:
O2 --1– SO2 --2– SO3 -3-– H2SO4 --4– Na 2SO4
Для реакции 1 составьте электронный баланс, для реакции 4 полное и сокращенное ионные уравнения реакций.
Задание 5. Получите серную кислоту из сероводорода, укажите условия протекания реакций.
Задание 6. Закончите уравнения реакций:
H2S + O2 = SO2 + O2 =
SO3 + NaOH = Na2S + Br2 =
K2SO4 + Ba(OH)2 = SO2 + H2O =
Решив такие задания, учащиеся повторяют физические и химические свойства веществ, генетическую связь, реакции ионного обмена, окислительно-восстановительные свойства, способы получения серной кислоты и оптимальные условия проведения реакций, реакцию растворов. После обобщающего повторения по теме « Подгруппа кислорода», учащиеся дают 100% уровень обученности на контрольной работе.
IV. Домашнее задание.
Учитель. Спасибо за урок. Вы сегодня хорошо поработали. Называет полученные оценки. Записывает домашнее задание на доске.